aif.ru counter
10.10.2019 18:56
704

«Захар Бекут» и 300 тухольцев: плюсы и минусы исторической эпопеи о борьбе

«Захар Бекут» и 300 тухольцев: плюсы и минусы исторической эпопеи о борьбе от Ахтема Сеитаблаева
«Захар Бекут» и 300 тухольцев: плюсы и минусы исторической эпопеи о борьбе от Ахтема Сеитаблаева © / Фейсбук

Фильм «Захар Бекут», снятый по одноименному роману Ивана Франко, не является первой экранизацией – задолго до Ахтема Сеитаблаева, эту историю уже экранизировали. В 1971 году Леонид Осыка уже снимал киноэпопею, но она, конечно, была гораздо менее дорогой и менее раскрученной. Да и на премьере, честно говоря, никто на мечах не дрался. В нашем отчете мы рассказываем, как прошла презентация фильма, чем удивляли зрителей и говорим о главном – чем запомнился и удивил, а также – чем разочаровал рекордный фильм Ахтема Сеитаблаева.

Презентация фильма
Презентация фильма 

Как прошла презентация фильма «Захар Беркут»: кони, люди и мечи

Прежде всего, стоит отметить, что презентация и допремьерный показ исторической драмы прошел не в «Жовтне» или другом кинотеатре, расположенном в центре Киева, а на Лукьяновке, в кинотеатре «Киевская Русь», где расположен самый большой в Украине экран. Это и символично, ведь события в фильме разворачиваются не так уж и далекие от Киевской Руси, хоть и на несколько веков позднее.

Уже в шесть вечера на площади у кинотеатра было, как у классика: «смешались в кучу кони, люди». Однако, в данном контексте это положительный отзыв, нежели отрицательный. Прессу, актеров и гостей допремьерного показа встречали не только все, жаждущие посмотреть исторический фильм, но и… кони, в прямом смысле этого слова. Ахтем Сеитаблаев и съемочная группа приняли решение – эпическому фильму необходима масштабная и эпическая презентация. Именно так и получилось.

Для зрелищности на площади у кинотеатра выставили переодетых в костюмы тех времен, о которых идет речь в фильме, каскадеров на лошадях. Перед зрителями развернулся настоящий конный театр – актеры показали эпизод битвы, коих много было в картине, но решили передать это в реальности. Актеры дрались на мечах, топот копыт заглушал лязг металла, но все выглядело именно так, как того хотела съемочная команда – крайне зрелищно, и что самое главное – неожиданно! Это уже потом, после просмотра, мы понимаем, что неожиданностей в фильме будет очень много.

Яркую битву на лошадях разбавляли также фаер-шоу. Сделано это было для зрелищности презентации, но команда фильма показала зрителям и некий анонс, обратив внимание на самые сильные и самые важные части картины.

На презентацию фильма прибыл режиссер картины Ахтем Сеитаблаев, а также второй режиссер Джон Винн, а также ряд актеров из фильма. Кроме того, поддержать новый украинский фильм прибыли и звезды украинского спорта и шоу-бизнеса – Jerry Heil, Василий Вирастюк, Женя Галич, Виктор Павлик и другие. Пришли на презентацию и сценарист Ярослав Войцешек, актеры Олег Волощенко, Андрей Исаенко, Алина Коваленко. Все они отметили, что получили невероятный опыт и удовольствие от участия в такой картине.

Второй режиссер фильма - Джон Винн
Второй режиссер фильма - Джон Винн 
Звезды на предпоказе фильма - Женя Галич, Виктор Павлик и другие
Звезды на предпоказе фильма - Женя Галич, Виктор Павлик и другие 
Jerry Heil на презентации фильма
Jerry Heil на презентации фильма 
Олег Сенцов также пришел посмотреть историческую эпопею
Олег Сенцов также пришел посмотреть историческую эпопею 

Конечно же, такую яркую премьеру не мог проигнорировать и экс-министр культуры Украины Евгений Нищук, который сообщил следующее:

«Я несколько раз был на съемочной площадке, и безусловно, это новый качественный шаг украинского кино в копродукции с мировым кино, в сотрудничестве с ведущими кинематографистами Голливуда. Тут хорошее соединение, с одной стороны, украинской темы, украинского автора, но вместе с тем – темы, которая всегда будет актуальной в любой стране мира. Это борьба за свою свободу» - рассказал о своих впечатлениях Нищук.

Практически все актеры, снимавшиеся в фильме, а также съемочная группа в один голос утверждают: «Захар Беркут» - это хорошая возможность для Украины заявить о себе на украинском кинопрокате. И раз уж мы об этом упомянули, пришла пора разобраться, чем «Захар Беркут» хорош и почему он станет поворотной точкой в истории кинематографа Украины.

Файер-шоу на презентации фильма
Файер-шоу на презентации фильма 

Блокбастер «по-голливудски», актерская игра и Карпаты: о плюсах «Захара Беркута»

Прежде всего, обсуждая хорошие стороны фильма, стоит отметить, что у этого украинского фильма их гораздо больше, чем минусов. Дело даже не в самой истории, заимствованной у Ивана Франко (ведь ее знает каждый школьник). Дело в профессиональном подходе к съемкам и внимания к деталям.

Антураж. Самый главный плюс фильма – это его антураж, декорации и художественные приемы. Сейчас мы говорим не о технических моментах, а о том, что позволило зрителю окунуться в мир тухольцев – жителей крошечного, затерянного в Карпатах, села. А это, прежде всего, костюмы, выполненные с полной исторической достоверностью. Углубляясь в детали подготовки фильма, можно узнать, что художником по костюмам выступила Антонина Белинская, чей вкус и внимание к каждому образу зрители могли сполна оценить в сериале «Крепостная».

К фильму «Захар Беркут» Антонина, как стало известно, отнеслась не менее ответственно – несколько месяцев художник по костюмам вместе со своей командой изучала природу Карпат и историю, узнавая – из каких материалов тогда можно было сшить одежду и какие украшения носили тухли. Что ж, отдавая дань ее кропотливому труду, стоит отметить – у нее все получилось по высшему разряду. Ведь костюмов пришлось сшить тысячу, и у каждого из них была своя изюминка – полушубок, тулуп, рваный рукав и прочее. Работа Антонины была вознаграждена, ведь во время презентации каждый желающий мог посмотреть выставку костюмов, которые носили главные герои в фильме.

«Антонина несколько месяцев путешествовала в Карпатах и все изучала. Например, из каких материалов возможно было в те времена изготавливать одежду. Что могли носить на себе мужчины, которые шли на охоту или защищать своих родных» - рассказал об ее работе Ахтем Сеитаблаев на презентации фильма во Львове.

Создатели села также постарались на славу, ведь в кадре, где Мирослава совершает побег из деревни, разрезая одну из «стен» лагеря, актриса Поппи Дрейтон резала ткань по-настоящему. Кроме того, в сценах картины практически все настоящее. Ткани, деревянные повозки и скамейки, украшения и самое главное – пейзажи, ведь павильонных съемок практически не было. В разных сценах видно озеро Синевир, являющее природным памятником Карпат, а также горные хребты с языческими идолами, многие из которых были воссозданы съемочной группой в точности с историей.

Ряд художественных приемов – панорамная съемка боя, охватывающая весь горный пейзаж, также удачна, поскольку показывает перспективу событий и буйство природы вокруг. Таким образом зрителю дается возможность глубже погрузиться в атмосферу событий, ведь и монголы, и тухольцы кажутся совсем крошечными. Художественный прием с уходом жителей села дальше от монголов, также можно назвать удачным – настолько пронизывающей показана сцена прощания с домом. Ну и конечно, беззащитная девочка с кошечкой, которую в последний момент спасает Максим Беркут. Подобный прием – с маленькой жизнью, которую спасают ценою больших жертв, уже пользовался Стивен Спилберг в своем фильме «Список Шиндлера», за что получил дополнительную похвалу фильму. Да и, к слову говоря, не только он.

Ряд «застывших» сцен. Не секрет, что даже в самой динамичной картине порой не хватает «застывшего» кадра – будь то созерцание природы, флешбэк или драматичная линия. Это позволяет зрителю не только отдохнуть от боев, но и самое главное – глубже воспринять драматургию персонажей. «Застывшие» сцены в фильме Сеитаблаева есть и одной из самых трогательных является сцена смерти брата Максима Беркута (мы и не спойлерим, как может подумать наш дорогой читатель, ибо истории о Беркутах более 100 лет). «Застывшей» можно назвать сцену погони монгол за сбежавшими тухольцами и пронзительному взгляду Мирославы к своему отцу – предателю Тугару Волку. Эти несколько секунд боли затмевают боль от ранений, крови и смерти, которых в фильме много. «Застывшие» сцены похорон, «игры» с монголом, стреляющим по связанным людям и еще несколько добавляют фильму очков, поскольку хотя бы на минуту прекращают жестокую «резню» и демонстрируют наглядно – для чего все это и зачем.

Подготовка. Режиссерская и съемочная подготовка фильма – это отдельный плюс и даже «плюсище», ведь таким уровнем работы могут похвастаться лишь немногие украинские картины. Фильм изначально снимался на английском языке, а к работе над исторической драмой пригласили известных актеров – Роберта Патрика, Томми Фленагана и молодого Алекса Макниколла, который сыграл главную роль. Патрик и Фленаган уже давно стали «лицами» экшенов – «Терминатора» и «Храброго сердца», поэтому как никто другой они знали, как раскрыть персонажей в новой исторической драме. Тем более, что иностранные актеры подошли к фильму со всей душой – Сеитаблаев отметил, что каждый из них прочитал книгу Ивана Франко от корки до корки.

Над фильмом работала интернациональная бригада – с Ахтемом Сеитаблаевым фильм снимал американский режиссер Джон Винн и такая коллаборация фильму пошла на пользу. Оригинальный язык фильма – английский, для чего многим украинским актерам пришлось «подтягивать» уровень иностранного. Однако, для украинского проката героев переозвучили на украинский. А вот за границу фильм поедет «в оригинале». Тем более, что еще до начала проката съемочная группа продала фильм в Испанию, США, Италию и другие страны.

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine 

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых