aif.ru counter
1038

Три несчастливые любви «отца украинской музыки» Николая Лысенко

АиФ.ua ко дню рождения великого украинского композитора Николая Лысенко подготовил интересный материал о его жизни и о том, какие женщины стояли за выдающимся маэстро.

Три несчастливые любви «отца украинской музыки» Николая Лысенко
Три несчастливые любви «отца украинской музыки» Николая Лысенко © / Скриншот

«Гетман» и «отец» украинской музыки – таких эпитетов, практически при жизни, удостоился Николай Витальевич Лысенко – выдающийся композитор, пианист, дирижер и педагог.

Его творческий вклад в украинскую музыку воистину колоссален – он пробовал свои силы практически во всех музыкальных жанрах. Украинского композитора ставят в один ряд с Эдвардом Григом и Михаилом Глинкою.

Детство и юность

Он родился 22 марта 1842 года в селе Гриньки Полтавской губернии (сейчас Полтавская область).

Будущий музыкант вел род от казаков. Лысенко – древний казацкий старшинский род. Сам отец маленького Коли – Виталий Романович Лысенко – был полковником Орденского кирасирского полка, дворянином, что позволило его сыну получить домашнее образование, а также поступить в привилегированное учреждение – во 2-ю Харьковской гимназии.

Перед этим он, по тогдашней традиции, прошел предварительное обучение в пансионах Вейля и Гедуэна.

Мать мальчика происходила из помещичьего рода Луценко. Она учила сына французскому языку (даже отдавала предпочтение этом языку в повседневной жизни), а также танцам и манерам. Стоит отметить, что учителем русского языка у будущего отца украинской музыки был известный русский поэт Афанасий Фет.

Интерес к музыке и зачатки музыкального дарования проявились у Лысенко рано – ему было еще пять лет. Именно тогда для него пригласили учительницу музыки.

Также в раннем возрасте будущий Коля увлекся поэзий Тараса Шевченко и украинскими народными песнями. В первую очередь этот интерес появился благодаря двоюродным деду и бабушке — Николаю и Марии Булюбашам.

В Харькове параллельно с обучением в гимназии начал заниматься музыкой, и вскоре заработал славу талантливого пианиста.

Теперь его часто приглашали на балы, чтобы он исполнял произведения Шопена, Бетховена, Моцарта и, разумеется, импровизировал на темы украинских песен – своеобразная местная экзотика для высшего света тех времен.

Спустя практически пять лет обучения, в 1859 году Лысенко окончил гимназию с серебряной медалью. После этого он поступил на естественнонаучный факультет Харьковского Императорского университета.

Спустя год родители Николая переехали в Киев. В связи с этим он перевелся на кафедру естественных наук физико-математического факультета Киевского Императорского университета.

Здесь он вступил в Киевскую громаду (также Старая громада), которая объединяла многих украинских интеллигентов, в том числе и Тадея Рыльского – отца поэта Максима Рыльского. Также Лысенко в это период организовывал концерты, работал в этнографических кружках и создал студентский хор. 

Стоит отметить, что вместе с ним перевелся и его троюродный брат Михаил Старицкий – будущий корифей украинского театра, актер и писатель. Он жил тогда семье своих родственников Лысенко, после того как остался круглым сиротой.

Вуз Лысенко окончил в 1864 и уже в следующем году получил степень кандидата естественных наук, защитив диссертацию «Размножение нитчастых водоростей». После этого будущий композитор имел непродолжительную службу, однако позже решил для себя, что ему необходимо музыкальное образование.

Ради этого он поехал в 1867 году в Германскую империю, где поступил в знаменитую Лейпцигскую консерваторию. Это заведение, в то время, считалась лучшим во всей Европе.

Здесь его преподавателями по фортепиано стали Карл Рейнеке, Игнац Мошелес и Эрнст Фердинанд Венцель, по композиции — Эрих Фридрих Рихтер, по теории — Беньямин Паперитц.

Парадоксально, но обучение за границей подтолкнуло его к мысли, что ему как композитору важно не копировать западные образцы, а обратиться к народной, украинской музыкой – вот где поистине кладезь вдохновения, который поможет создать нечто новое.

Ольга О’Коннор

В 1868 году Лысенко возвращается в Украину, где женится на Ольге Александровне О’Коннор. История этой любви будто история из женского романа – он уже практически взрослый мужчина – ему 26 лет, а ей исполнилось 18.

Оля принадлежала к ирландскому роду, который давно поселился на территории Украины, и она приходилась Николаю троюродной племянницей. Они были знакомы с самого детства, а усадьбы семейства Лысенко и О’Коннор находились по соседству.

Николай даже подумать не может, что нескладная девчушка, какой он помнил Олю еще до получения высшего образования, повзрослев станет красивой и обворожительной девушкой.

Лысенко был очарован ею. Впрочем, как и Оля им – его внешность нравилась женщинам. Разумеется, не менее юную О’Коннор привлекал талант Николая и перспективы, которые перед ней открывались, ведь она тоже увлекалась музыкой и всегда мечтала петь на сцене.

В 1869 году Лысенко успешно окончил свое обучение в Лейпцигской консерватории. После этого он вернулся в Киев. Здесь он прожил вместе с женой несколько лет. Он начал давать свои первые концерты уже как профессиональный пианист.

В частности, в 1870 году Лысенко дал большой концерт в зале Дворянского собрания, во время которого исполнил произведения Шумана, Шуберта, а также пьесы из собственной сюиты. Также здесь впервые прозвучали серии «Музыки к Кобзарю», часть из которых он писал еще за границей («Завет», «Ой, одна я, одна...», «Туман, туман долиной»).

Первый концерт произвел фурор в обществе и последующие выступления собирали не меньшее количество слушателей, часть которых приезжала даже из провинции. В итоге композитор решил выступить и в других городах Украине – Полтаве, Чернигове, Екатеринославе (сейчас город Днепр).

К слову, за свою творческую деятельность музыкант провел четыре гастрольных туры. Однако это уже будет в 90-х и «нулевых» годах.

Несмотря на это, главной статьей дохода в семье все же были его частные уроки игры на пианино.

Композитор вместе со своим родственником Михаилом Старицким создали «Общество украинских сценических актеров».

Совместно со Старицким он работал над созданием своих первых опер – «Гаркуша», «Черноморцы», «Рождественская ночь». Лысенко писал музыку, а Старицкий – либретто – литературной части. Позже они также создадут оперы «Тарас Бульба», «Утопленная» и многие другие. Позже либрето для Лысенко будет писать дочь Старицкого — Людмила Старицкая-Черняховская (опера «Сапфо»). 

Поставленная на сцене «Рождественская ночь», по мотивам повести Николая Гоголя из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», с Ольгой О’Коннор в роли Оксаны, имела большой успех. Все остались довольны, но только не Лысенко.

По мнению Николая, ему все еще не хватало виртуозности. Ее он решил искать в Петербургской консерватории, куда он и поехал в 1874 году. В ней он совершенствовал мастерство в области симфонической инструментовки в классе Николая Римского-Корсакова.

Вместе с ним в столицу империи решила поехать и его жена Ольга, которая также изучала вокал. В общей сложности супруги прожили в Петербурге два года. В 1876 году он вернулся в Киев. К слову, с местным обществом у него не получилось найти общий язык из-за своих «малороссийских» убеждений. Тогда как Оля не хотела покидать Петербург. Муж уехал, а она продолжила обучение.

Именно с этого момента в семье Лысенко начались склоки. Однако близкие знали, что одна из главных причин – неспособность Ольги забеременеть. Знакомые называли Николая за глаза «бесплодной смоковницей», намекая на известную библейскую аллюзию.

Известно, что Лысенко-О’Коннор имела наследственное психическое заболевание, которое вызвало у нее частые депрессии, требовало лечения и делало невозможным для нее попытки забеременеть.

Ольга Липская

В 1878 году композитор преподает игру на фортепиано в Институте благородных девиц. Во время одного из своих концертов в Чернигове Лысенко познакомился с Ольгой Антоновной Липской 16-летней девушкой.

Она была весьма способной к музыке и ее отец – отставной офицер, – попросил Лысенко взять ее к себе в ученицы. Тот согласился и даже предложил поселится в его квартире в Киеве, где он жил со своими пожилыми родителями.

Через некоторое время уже не юный композитор и его молоденькая ученица признаются друг другу в любви. Однако они не смогли сразу жить вместе. Вскоре девушка оставила своего учителя на период вакаций, как тогда назывались каникулы.

И лишь спустя некоторое время они поселяются в Киеве в отдельной квартире, где живут в гражданском браке. В этом браке у них родилось пять детей: Екатерина, Марьяна, Галина, Тарас, Остап. Один ребенок скончался вскоре после рождения.

Лысенко требовал развода у своей первой супруги, но та не соглашалась. Конфликт между бывшими супруги усугубился смертью первенца Николая Витальевича. Однако развестись они не помогли, потому что по тогдашним законам для развода не хватало причин — нужно было обвинить одного из супругов в неверности, что было равноценно испорченной карьере обвиняемого.

Первая супруга Лысенко к тому моменту потеряла голос и больше не могла выступать на сцене, поэтому вынуждена была зарабатывать игрой на пианино – ее единственный источник дохода. К слову, одной из учениц Ольги О’Коннор была Леся Украинка.  

Ольга Липская как незаконная жена на время беременностей вынуждена была на некоторое время покидать Киев, чтобы избежать слухов и пересудов. Обычно на это время она переезжала в Петербург. Там же она случайно встретила и первую жену своего гражданского мужа – свою тезку – Ольгу О’Коннор. Можно только представить, что было на душе у обеих женщин в этот момент.

Участь гражданской супруги Лысенко вовсе не нравилась Липской. Она полностью «растворилась» в заботах о мужах и детях и так и не смогла реализовать свою музыкальную карьеру. Кроме того, внебрачные дети не могли получить фамилию отца.

Со второй женой Николай Лысенко прожил вплоть до 1900 года, когда Ольга Липская умерла после очередных родов.

Композитор был подавлен и не находил себе места, после этой трагедии. Он решил обратиться за помощью к первой и, на тот момент, все еще законной супруге. Несмотря на все предыдущие обиды, Ольга О’Коннор записала на себя детей своего мужа и его гражданской жены, чтобы те смогли получить фамилию своего отца. Однако в их воспитании она не брала участие.  

Биографы композитора часто подчеркивают, что он посвятил первой жене 11 своих произведений, тогда как второй жене, матери его детей, ни одного.

С 1904 года Николай Витальевич организовал Музыкально-драматическую школу (с 1913 года — имени Николая Лысенко). Она стала практически первым в Киеве учебным заведением, которое обеспечивало высшее музыкальное образование по программе консерватории.

Эта школа была построена на средства, которые собрали друзья композитора в 1903 году на честь 35-летия его музыкальной деятельности. Правда,

друзья предлагали Лысенко купить себе и своим детям дом, но маэстро решил распорядится деньгами иначе.

В школе Николай Лысенко преподавал фортепиано. В 1905 году, который в связи с революционными настроениями в обществе выдался неспокойным, за школой и самим композитором велась слежка. В 1907 году Николая Витальевича даже арестовали, но выпустили на следующий день.

Известно, что в 1906 году он возглавил организацию «Объединенный комитет по сооружению памятника Т. Шевченко в Киеве» к 50-летию со дня смерти поэта. Лысенко вел не только музыкальную, но и активную общественную деятельность. В 1908 году он возглавил еще одну организацию «Киевский украинский клуб».

Инна Адрианопольская

С Музыкально-драматической школой связана третья несчастливая любовь Николая Лысенко. Это была его ученица – Инна Адрианопольская.

Несмотря на свой возраст и жизненные невзгоды, которые взвалились на плечи композитора, он не растерял свой мужской шарм и на него заглядывались его юные ученицы.   

Одной из них была Инна. В ней он нашел черты, которые напоминали вторую жену – Ольгу Липскую. Когда он увидел ее впервые, то почувствовал себя растеряным и вынужден был прекратить занятие. После этого спускаясь по лестнице, Лысенко уронил листы с нотами, а ученицы, которые выбежали вслед за ним помогли ему их собрать.

Среди учениц снова была она – Инна Адрианопольская. У взволнованого маэстро вырвался вопрос, не Ольга ли это? Однако девушка ответила, что ее зовут Инной. Так началось их знакомство, которое переросли в нечто большее.

Лысенко долго не решался признаться в чувствах своей ученице, однако вскоре собрался с духом и написал ей письмо. Инна Адрианопольская соглашается встретиться с маэстро. Их якобы случайная встреча была запланирована в Царском саду у Днепра.

Изменения в поведении Николая Витальевича сначала заметили его дети, а потом и ученики. Однако немолодой композитор сомневался, что рядом с ним по-настоящему будет счастлива юная девушка и не хотел ломать судьбу ученице. Пробудившееся в сердце Лысенко чувство заставляет маэстро творить с новой силой – он пишет несколько романсов на стихи Александра Олеся.

Из школы слухи о «непотребном» поведении пожилого Лысенко поползли улицами Киева. Когда у композитора возникли проблемы с глазом, и он пришел на консультацию к врачу, появилась версия будто он заболел венерической болезнью. В итоге Николай Витальевич вынужден был уволиться с места со школы по собственному желанию.

Инна в 1907 году экстерном закончила данное учебное заведение. В аттестате напротив графы музыка оценка так и не была выставлена. Девушка вынуждена была уехать в Ромны к родственникам и практически год от нее не было никаких вестей.

Позже она написала ему письмо, что родители заставили ее выйти замуж за пожилого, но богатого помещика. В браке она не была счастлива, а спустя некоторое время овдовела.

В следующий раз они встретились в 1910 году в Киеве за два года до смерти композитора. Лысенко предлагал Инне поженится, однако ее останавливали многие причины – возраст и неприятие этого союза окружающими и, в частности, ее родителями.

На следующий день влюбленные перед расставанием сделали в фотоателье единственный снимок, где они вместе.

В 1912 году «Киевский украинский клуб», который он возглавлял был закрыт, а сам Николай Витальевич Лысенко привлечен к уголовной ответственности за антиправительственную деятельность. Композитор скончался через несколько дней, 6 ноября, от сердечного приступа.

Максим Липчанский

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.