aif.ru counter
273

Создатель «летающих лодок»: факты об авиаконструторе Дмитрие Григоровиче

Создатель «летающих лодок»: факты об авиаконструторе Дмитрие Григоровиче
Создатель «летающих лодок»: факты об авиаконструторе Дмитрие Григоровиче © / Википедия

Один из июньских дней 1913 года стал для инженер-капитана Дениса Александрова довольно неудачным… Впрочем, для героя статьи – авиаконструктора Дмитрия Григоровича – чужая  неудача стала причиной успеха.

Не было бы счастья, да несчастье помогло

В гигантской империи, в годы перед Первой мировой войной, авиация была представлена иностранными образцами. Были конечно и некоторое свои модели, например, «Илья Муромец» Игоря Сикорского. Но они только начинали появляться, и самое главное – они были сухопутными. Прогресс ставил перед обществом тех времен новые задачи. В частности, создание самолета, который сможет садится на воду, решит многие задачи во время проведения военных операций. Конструкторы были захвачены идеей создания гидроплана.

В связи с этим Россия закупила у Франции гидроплан Donnet-leveque. Военные инженеры проводили испытания данной машины. Так, пробный полет с посадкой на воду должен был провести вышеупомянутый инженер-капитан Денис Александров. Однако, к своему несчастью, он не стал придерживаться инструкции и французский аппарат получил повреждения во время посадки.

Военное командование постановило, что «проштрафившийся» должен сам заплатить за ремонт гидроплана. Однако вскоре окажется, что Александров не так уж и «легко отделался». Инженер обратился за помощью на Авиационный завод в Петербурге. Владелец завода, фабрикант Щетинин подсчитал, что ремонт французской машины обойдется в 6500 рублей. В тем годы это была просто огромнейшая сумма. Александров понимал, что ему не хватит сбережений, чтобы отремонтировать Donnet-leveque. Но как говорится: не было бы счастья, да несчастье помогло.

Donnet-leveque
Французский гидроплан Donnet-leveque. Фото: Фейсбук

Тогда управляющим завода был еще малоизвестный Дмитрий Григорович, который неожиданно заявил, что готов помочь Александрову бесплатно (оплатить нужно будет только мелкие расходы). Инженер-капитан обрадовался, что еще есть бескорыстные люди на свете и согласился на предложение. Однако Григоровича подтолкнуло помочь ближнему, вовсе не чувство альтруизма, а – тщеславие. Дело в том, что он сам уже давно мечтал создать свой гидроплан, однако не знал как это сделать. И вот ему подвернулся такой удобный случай: он сможет разобрать иностранную машину и понять, как она работает, чтобы потом использовать для своих чертежей.  

В итоге Дмитрий Григорович все же сконструировал свой собственный гидросамолет.

С чего все начиналось...

Будущий авиаконструктор Дмитрий Павлович Григорович родился 6 февраля 1883 года в Киеве. Его отец был военным интендантом, а перед этим работал на сахарном заводе. Мать мальчика была дочерью земского врача. Среди родственников семьи был русский писатель – тезка авиаконструктора – Дмитрий Васильевич Григорович. Он приходился маленькому Диме двоюродным дедом.

После окончания реального училища будущий авиаконструктор поступил в Киевский политехнический институт. Здесь его сокурсником был еще один не менее известный киевлянин – Игорь Сикорский. Впрочем, слава последнего преумножилась, после того, как он перебрался в США, где начал разработку вертолетов. Вуз Григорович окончил в 1909 году и сразу же увлекся авиацией, которая как раз начинала бурно развиваться.

Молодой авиаконструктор в Старом Киеве арендовал сарай, где и приступил к работе по созданию самолетов, а точнее легкого спортивного аэроплана из бамбука. Что же касается Игоря Сикорского, то он, будучи сыном известного и далеко не бедного психиатра Ивана Сикорского поставил рядом с сараем однокашника целый ангар. Интересно, что отец Сикорского остался известен в анналах истории своими шовинистическими взглядами в отношении украинцев, а также евреев. Например, он выступал в качестве психиатра-эксперта по делу Бейлиса и отстаивал точку зрения ритуального убийства ребенка евреями-сектантами.

Сикорский-младший в своем ангаре также начал собирать самолет. Правда, аэроплан Григоровича значительно уступал ему по размеру.

В 1910 году Григорович все же заканчивает работу над своим летающим аппаратом, однако полученным результатом он не доволен. Но что поделать? У него не хватает средств, чтобы продолжить дальнейшее конструирование. Дмитрий понимает, что ему нужно подзаработать денег. С этой целью он решает ехать в столицу империи – Петербург.

Здесь Григорович встретил многих единомышленников, которые грезили полетами. В Петербурге авиаконструктор издает журнал «Вестник воздухоплавания». Свой заработок Григорович тратит на дополнительное образование – кружки и семинары, посвященные авиации.

Авиаконструктору улыбнулась фортуна – его посоветовали на должность управляющего первого российского авиационного завода. В итоге через три года он познакомится с Денисом Александровым и получит возможность исследовать работу иностранного гидроплана.

Во время проведения последующего ремонта Григорович полностью разобрал машину, а параллельно снимал все размеры и записывал их. После этого он восстанавливает поврежденные плоскости и узлы гидроплана. Григорович понял, что стало причиной этих повреждений – незначительный крен во время посадки, но этого хватило, чтобы вывести из строя Donnet-leveque.

Инструкция посадки такого самолета предполагала, что сажать его нужно плавно, спокойно, при абсолютном штиле. Григорович понимал, что для военного самолета – это практически нереальные условия, ведь во время проведения военных операций соблюсти их будет не так просто. Поэтому предоставленный Францией гидроплан для войны был не пригоден, но авиаконструктор все же отремонтировал его и передал Александрову.

После этого Григорович приступает к разработке своего собственного гидросамолета. Главные его изменения, которые он внес в конструкцию своего гидроплана заключались в следующем: он укротил фюзеляж (корпус летающего аппарата) и поменял профиль крыльев. Главное его новшество – это изменение брюха гидросамолета. Так, если раньше большинство подобных гидропланов держались на «поплавках», то французская машина в качестве «поплавка» использовала фюзеляж – его дно было плоским будто у лодки.

Григорович догадался, что брюхо самолета для того, чтобы иметь возможность садиться на воду должно быть похожим на днище судна. То есть иметь киль и обводы. Именно этот он и сделал в своем проекте. В итоге идеей Григоровича воспользуются и остальные авиаконструкторы, в частности, все тот же Игорь Сикорский.  Конструкцию Григоровича позже станут называть «летающей лодкой».

Гидросамолет М-1. Фото: Википедия

Первый проект Дмитрия Павловича назывался М-1 («М» от слова «морской»). На своей гидроплан он поставил мощный бензиновый мотор – 50 лошадиных сил. Так аппарат Григоровича мог лететь со скоростью 80 км/ч, маневрировать и бомбардировать другие самолеты. Самое главное достоинство его машины стало то, что она могла взлетать и садиться на воду даже во время волнения на море. Военное ведомство приняло на вооружение этот гидроплан.

Признание и успех

Григоровичу дают деньги на производство. Также его помогают создать конструкторское бюро для дальнейших разработок.

Первое, что он сделал, ставши главой конструкторского бюро – это то, что он модернизировал свой изначальный проект и запустил его в широкое производство. Здесь он создал модель М-5, с мощностью 100 лошадиных сил и скоростью 105 км/ч.

гидросамолет М-5
Гидросамолет М-5 Фото: Википедия

Во время Первой мировой войны военно-морской флот империи был оснащен этими гидропланами, спроектированными Григоровичем. Они помогали не только в разведке, но также и в налетах на флот противника.

Дмитрий Павлович не останавливался на достигнутом. Он продолжил модернизировать свои гидропланы, учитывая жалобы и замечания летчиков. Следующая «летающая лодка» - двухместный М-9. Она имела мощность 150 лошадиных сил. Гидроплан имел так называемое пулеметное гнездо – специальный отсек для отражения атак противника. Также с его помощью можно было вести огонь по наземным и другим объектам.      

М-9 прослужила вплоть до конца первой мировой войны. Аппарат заинтересовал англичан и французов. Царское правительство продало союзникам 50 гидропланов. Позже эти гидросамолеты купили и американцы. Также в США были переданы чертежи и техническая документация.  

Следующий проект Григоровича – гидроплан-торпедонесец он так и не смог воплотить в жизнь ведь в 1916 году начались революционные события.

Вол времена так называемого «красного террора» многие исследователи и ученые бегут из страны на Запад. Так поступил и Игорь Сикорский. Он зовет с собой Григоровича, но последний отказывается.

В 1921 году Дмитрий Павлович все же смог закончить проект по созданию гидроплана-торпедоносца, а в 1924 году советская власть разрешила ему организовать новое авиаконструкторское бюро. Здесь создается цело семейство новых самолетов для военно-морского флота.

Черная полоса в жизни

Однако в эти годы кажется, что фортуна отвернулась от удачливого авиаконструктора. Теперь опытные аппараты ломаются и ни один из проектов так и не довели до конца.

1 сентября 1928 года Отдел морского опытного самолетостроения (так называлось это конструкторское бюро) закрывают. Самого Григоровича и его коллег садят в Бутырскую тюрьму. Их садят в одну камеру и ставят задачу создать скоростной маневренный истребитель.

В течение последующих двух лет Григорович с коллегами проектируют соответствующую машину. После удачных испытаний 14 мая 1930 года авиаконструкторов отпустили на свободу. Дмитрий Павлович вернулся к своей работе по созданию самолетов, а параллельно преподавал в Московском авиационном институте (МАИ), где в итоге получил степень профессора и возглавил кафедру.

Последний проект Григоровича – пикирующий бомбардировщик. Однако ему так и не суждено было закончить этот проект: в 1938 году Дмитрий Павлович умирает от лейкемии. Несмотря на это, вклад нашего земляка Дмитрия Павловича Григоровича помог развитию мирового авиастроения.

Максим Липчанский

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

 

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых