aif.ru counter
428

Смех сквозь слезы: главная трагедия жизни Георгия Данелии

Георгий Данелия – режиссер, чью жизнь можно охарактеризовать просто: «улыбка сквозь слезы». Мы расскажем вам о главной трагедии жизни режиссера и о пяти его фильмах, о которых вспоминают реже, но они не становятся от этого хуже.

Смех сквозь слезы: трагедии жизни Георгия Данелии и пять интересных фильмов от мастера комедии
Смех сквозь слезы: трагедии жизни Георгия Данелии и пять интересных фильмов от мастера комедии © / Фейсбук

Если задать вопрос – что вы помните о Георгии Данелии, не задумываясь люди скажут: «Мимино», «Кин Дза Дза!» и «Афоня». А между тем, Данелия при жизни стал автором и режиссером множества кинокартин и одними эксцентричными комедиями здесь не обошлось. Тут и фильм о маленьком мальчике, привыкающему к новому папе, и социальная драма «на сломе эпох», и «печальная комедия» о любовном треугольнике «Осенний марафон». Фильмография Георгия Данелии, как и его жизнь, велика на образы, персонажей, сатиру и лирику. В память о режиссере, покинувшем нас 4 апреля, мы вспоминаем лучшие, но не такие известные фильмы режиссера и его личные трагедии, повлиявшие на творчество.

Георгий Данелия – это не режиссер и не актер, это не киноработник и даже не писатель. Георгий Данелия – это явление, которое приходит в искусство очень редко. Если объяснять явление по принципу Станиславского «нужно любить искусство в себе», то для Георгия Данелии оно совершенно не подходит, ведь он – это мощный заряд энергии, он и есть то самое искусство. Каждый фильм Данелии интересен не сколько сюжетом и персонажами, сколько тем, насколько цельной и законченной, объемной и в то же время – доступной, получилась картина и каждый образ. За эту непохожесть картин, отсутствие клише и осточертевших приемов, Георгий Данелия снискал славу еще при жизни.

Когда превозносят моё творчество — не скрою, конечно, приятно, но чувствую я себя при этом примерно как безбилетный пассажир в трамвае: вот сейчас войдет контролёр, оштрафует, опозорит и попросит выйти вон! 

(«Безбилетный пассажир» Г. Данелия)

георгий данелия
георгий данелия говорит нам одновременно "Привет" и прощается. 

В поисках лекарства от стресса

Из чертежей – в кино!

Вся жизнь Георгия Данелия – это смех. Смех сквозь боль, сквозь слезы, сквозь обиды и несправедливости. Когда еще юному Георгию было 11 лет, в его родной Тбилиси (Тифлис) пришла война. Он переживал лишения войны, голод, раненых и спасало его только одно – книги, возможность записывать и выписывать цитаты, а также делать зарисовки ярких образов, рождавшихся в голове и конечно же, театр.
Георгий Данелия происходил из семьи, имевшей к киноискусству непосредственное отношение. Мама, Мери Анджапаридзе, была известным режиссером и получила Сталинскую премию первой степени, тетя – Верико, актрисой, а дядей Данелии был известный режиссер и архитектор Михаил Чиаурели.

Про «Сережу» отец сказал: «Так себе» (мама потом объяснила: «Фильм папе понравился»). Про «Путь к причалу» тоже «Так себе» (тоже понравился). А про «Я шагаю по Москве» отец сказал: «Ничего», и мама объяснила: «Очень понравился». («Безбилетный пассажир»)

Поэтому искусство с малых лет стало для Георгия Данелии своеобразным «лекарством» от стресса – мальчик рос, смотрел на своих родных, блиставших на сцене и в 1959 году подал документы на Высшие режиссерские курсы. К слову, перед этим Данелия окончил Московский архитектурный институт и успел поработать по специальности. Но кинематограф и образы влекли сильнее, чем чертежи, карты, геодезия и стройка.

Родоначальник «лирической комедии»

Уже в 1959 году Георгий Данелия был принят в качестве штатного режиссера на «Мосфильм». Многие отнеслись к началу его карьеры крайне скептично – еще бы, его считали «киношным» ребенком: Михаил Колотозов, глава Высших режиссерских курсов, был знакомым его матери. Люди «справедливо» полагали, что Данелию на «Мосфильм» устроили по блату. Но лишь самые близкие люди знали, что в комнате у Георгия Данелии – уже десятки папок со сценариями, а сам он буквально грезит кино.

На «Мосфильме» Данелия начинает очень удачно – уже первый фильм режиссера «Сережа» получает Хрустальный глобус на Международном фестивале в Карловых Варах. Впереди – одна из главных картин режиссера, ставшая символом эпохи «хрущевской оттепели». Фильм, для которого Георгий Данелия придумал «личный» жанр «лирическая комедия».

«Я шагаю по Москве» - комедия о молодежи 1960-х, о юности и дружбе, о легкой, как дождь в начале фильма и беззаботной поре жизни, когда ни о чем не нужно думать и хочется дружить со всеми людьми вокруг. Но обозначив фильм как комедию, Данелия наткнулся на недоуменные лица худсовета, которых отнюдь не смешила не по годам серьезная героиня Галины Польских – тихая продавщица грампластинок Алина и все эти с налетом интеллигентности, шутки, и нелепые ситуации. Тогда Георгий Данелия взял «слово» и прямо на собрании худсовета заявил:

«Этот фильм – лирическая комедия».

А жанра такого тогда не существовало, поэтому своим смелым заявлением Данелия картину спас, ведь, по мнению худсовета, ее нельзя было отнести ни к мелодрамам, ни к комедии.

я ни в коем случае не хочу, чтобы создалось впечатление, что я пытаюсь выглядеть жертвой советской власти. Напротив. Я благодарен этой власти за то, что она дала мне возможность заниматься любимым делом. Правда, я не снял всё, что хотел. Но снял только то, что хотел!

«Грустная улыбка» сквозь слезы и главная трагедия всей жизни

«Жизнь — не сценарий, её не перепишешь. А жаль!»

Вот эта грустная улыбка растерявшегося, запутавшегося персонажа, который что-то в жизни потерял и что-то приобрел, но пока не знает, что с этим делать, улыбка стоящего на распутье человека – это и есть стиль Данелии. Состояние потерянности, страха, сомнений, когда мы не знаем, куда деть себя – это стиль Данелии. Все равно проглядывающее в луже солнце, все равно наступающий после долгой бессонной ночи рассвет, все равно накатывающий волнами оптимизм и жизненная сила сквозь ведро слез – это стиль Данелии. И это именно та причина, по которой творчество режиссера близко каждому.

Жизнь Георгия Данелии – это череда маленьких и больших трагедий, связанных неувядающим оптимизмом и большим талантом. Еще во времена своей учебы в Архитектурном институте, режиссер женился, как тогда говорили – «выгодно». Ирина Гинзбург была дочерью замминистра нефтяной промышленности СССР Семена Гинзбурга. Супруги прожили пять лет вместе, на свет появилась дочь Светлана, и мирно расстались, сохранив дружеские отношения друг с другом.

Я был женат три раза. На Ирине, на Любе и на Гале. На Гале женился недавно - лет двадцать тому назад. Я любил, и меня любили. Я уходил, и от меня уходили. Это все, что я могу сказать о своей личной жизни.

Во второй раз Георгий Данелия женился на актрисе Любови Соколовой, которая знакома многим по роли матери Нади Шевелевой из «Иронии судьбы» и в 1959 году на свет появился их общий сын – Николай Данелия. Мальчик с детства проявлял способности к литературе и живописи, стал рано писать стихи, а еще раньше – сниматься в кино. Первая роль у маленького Коленьки состоялась в годик – он сыграл в папином дебютном фильме «Сережа», затем мелькал в эпизодах фильмов «Тридцать три» и «Джентельмены удачи».

Жены Георгия Данелии и дети
Жены Георгия Данелии и дети 

Маленький Коля уже почти с младшей школы заявлял, что хочет стать режиссером, как папа. Его мечта сбылась – он окончил режиссерский факультет ВГИКа и этому не помешал ряд обстоятельств. Когда Николаю было 17 лет, его девушка Марина (кстати, тоже несовершеннолетняя), забеременела и родила ему дочку Маргариту. Тогда мама Николая – Любовь Соколова, вмешалась в судьбу своего сына и помогла сохранить семью – впоследствии, у супругов родилась еще одна дочь, Алена.

После ВГИКа, Николай Данелия снял короткометражку «Моментальный снимок», с которым и защитил диплом – в фильме сыграла его мама и Александр Панкратов-Черный, а затем короткометражку «Эй, Семенов!». Параллельно с этим, он писал стихи и многих, по прошествии нескольких лет, удивлял суицидальный мотив в них:

Я прекрасно это начал, я шикарно это кончу. Для других себя растрачу, для себя себя закончу.

Эти стихи даром не прошли – Николай Данелия погиб в возрасте 26 лет, причем причина его смерти широкой публике осталась неизвестна. До конца своей жизни Георгий Данелия не любил говорить о погибшем сыне и всегда умалчивал подробности его жизни.

данелия
Георгий Данелия с сыном

Пять менее известных, но прекрасных фильмов Георгия Данелии

«Сережа»

Этот фильм является дебютом Георгия Данелии в роли режиссера и одновременно с этим – прорывом Данелии. Нежная, трогательная история дружбы между пятилетним Сережей, мама которого вышла замуж второй раз и Коростелевым – отчимом. Коростелев становится лучшим другом Сережи, учит его всему, что знает сам и попутно объясняет ребенку, как устроен весь мир вокруг него. И когда мама Сережи ждет появления на свет второго малыша, Коростелев ни на секунду не оставляет Сережу с вопросами наедине.

«Сережа» снят по книге Веры Пановой «Несколько историй из жизни одного очень маленького мальчика» и как нельзя лучше, через диалоги, мечты и обиды раскрывает внутренний мир маленького героя.

«Тридцать три»

У этого фильма – несчастливая судьба, поскольку его чиновники из Госкино на долгое время положили «на полку». Хотя – это один из первых фильмов, где главную роль у Данелии играл Евгений Леонов. Впоследствии, дружба актера и режиссера станет настоящим творческим тандемом. История о том, как у мужчины заболели зубы, а в итоге он оказался в сумасшедшем доме и даже стал гостем у марсиан.

Казалось бы – ну что в фильме о больном зубе, комедии с элементами фантастики, может быть запрещенного? Но чиновники нашли – секретарь ЦК КПСС Михаил Суслов на закрытом просмотре увидел в фильме кортеж – автомобиль «Чайка» в сопровождении эскорта мотоциклистов и усмотрел в этом пародию на встречу космонавтов. После этого секретарь приказал убрать эту «клевету на нашу социалистическую действительность»

Георгий Данелия очень удивился подобному требованию, но убирать отказался. И тогда фильм на долгие годы «лег на полку», не продержавшись в прокате и двух недель.

«Двадцать пять лет картина была запрещена, и все двадцать пять лет она время от времени появлялась на экранах — в клубах, в воинских частях и даже в кинотеатрах на окраинах Москвы... После перестройки, когда все стали хвастаться своими «закрытыми» фильмами, я решил примкнуть к хору и тоже стал рассказывать, что мой фильм «Тридцать три» пролежал на полке двадцать пять лет. Но номер не прошёл: в застойные семидесятые почти все умудрились посмотреть мой сверхзакрытый фильм на экране»

Осенний марафон

«У меня было в жизни два потрясения. Первое — это я сам, и о нём я снял «Не горюй!». А второе — это ты, и о нём я снял «Осенний марафон». И выше этого мне никогда не прыгнуть»

Этот фильм – одновременно мелодрама и комедия, драма и семейный фильм. «Осенний марафон» стал настоящим откровением сквозь годы, поскольку всю драму и нелепость любовного треугольника он показал впервые – как советским зрителям, так и современным. История о Бузыкине – талантливом переводчике, у которого есть жена и любовница, между которыми он разрывается и не может сделать выбор, покорила многих, но все же не стала «символом» режиссера.

Между тем, фильм наполнен метафорами: жизнь главного героя представляется марафоном, который он бежит без остановки, задыхаясь и без возможности ослабить галстук. Такой же марафон его заставляет бежать его сосед – датчанин Хансен. Осенний – потому что главному герою уже 46 лет, но у него все нет времени оглянуться на свою жизнь. Ну и к тому же, действие картины происходит осенью.

Фильм стал интересным событием в мире кино и получил ряд наград, в том числе – на Венецианском кинофестивале, Берлинском кинофестивале и поговаривают, что «Осенний марафон» мог быть претендентом на «Оскар», если бы не ввод войск СССР в Афганистан. Как бы там ни было, фильм хоть и получил грандиозный успех у критиков, зрители не считали его одной из главных работ Георгия Данелии.

«Настя»

Георгий Данелия еще во времена Советского союза стал художественным руководителем Экспериментального творческого объединения», а в 1987 году, с началом Перестройки, основал свою киностудию «Ритм».
Именно на средства киностудии в 1992-93 годах Георгий Данелия решает снять фильм «Настя» - о судьбе бедной девушки, которая очень хочет стать красивой. В конце концов, ее мечта осуществляется, но она понимает, что красота – это тяжелый крест, который придется нести всю жизнь. В фильме снялась молодая актриса Полина Кутепова и Ирина Плотникова (ставшая Настей после превращения), а также Евгений Леонов – «талисман» Данелии, Александр Абдулов и Валерий Николаев.

Было в Леонове что-то такое – магнетизм,биотоки,флюиды,не знаю,как это назвать, - что безотказно вызывало у людей положительные эмоции. <…> Врач завел нас в палату.Рамин,когда увидел Леонова,расцвел.Даже порозовел.И соседи Рамина по палате тоже расцвели.Смотрят на Женю и улыбаются. Посидели в палате минут пять,стали прощаться.Тут врач попросил: - Товарищ Леонов,пожалуйста,давайте зайдем в реанимацию.На минутку.Так очень тяжелые больные,пусть они на вас посмотрят.

Фильм, который по правде говоря, является ремейком картины 1967 года «Происшествие, которое никто не заметил» (кстати, название пророческое – фильм прошел в прокате почти незамеченным), отмечается неповторимым лиризмом, тонкой маленькой трагедией одной девушки на фоне трагедии всей страны. В картине подчеркивается развал и бардак, царящий в стране: электричество работает через день, трамваи возят БТРы, на люках нет крышек, а простые люди сидят на капусте и воде.

«Настя» стал символом начала 90-х и в то время был очень популярным фильмом, поскольку образы, показанные в картине – бедной девушки, которой хочется внимания, заведующего магазином, швыряющим в телевизор с плохими новостями, близки были очень многим.

«Не горюй!»

Из «грузинского творчества», как называют фильмы Георгия Данелии, посвященные малой родине, каждый из нас не задумываясь, назовет самый главный – «Мимино». Но на самом деле, эта комедия о летчике – не единственная, на которую следует обратить внимание.

Искрометная комедия «Не горюй», снятая по французской пьесе «Мой дядя Бенжамен» уступает в славе своей «сестре» - «Мимино», но от этого не становится хуже. Французская легкость и шарм пьесы, смешанный с харизмой и экспрессией грузинских актеров дает такой мощный заряд энергии и позитива. Кстати, шутку про Суслика: «видишь суслика? И я не вижу, а он есть!», можно услышать и здесь, но в другой интерпретации:

«Канфэтку хочеш?
- Хачу!
- А нэту!»

В общем, «Не горюй» - это фильм с простым, но в то же время – сложным смыслом. Фильм о том, как просто радоваться жизни. И как это, порой, бывает сложно. И уж Георгий Данелия со своим смехом сквозь слезы, грустью в смеющихся глазах, дождем среди ясного дня, знает об этом не понаслышке.

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine