aif.ru counter
137

Кристофер Хемптон: «Сценарии в кино – как рулетка в казино»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. Аргументы и Факты в Украине 03/08/2016 Сюжет Доброе сердце

Киев, 3 августа - АиФ-Украина.

Кристофер Хэмптон начинал свою карьеру как драматург, став самым молодым автором для театров Вэст-Энда в возрасте 20 лет и обладателем 4-х премий «Тони» (эквивалент театрального «Оскара» - Ред.). Позднее Хэмптон пишет сценарии для кинематографа: он автор сценария к фильму Стивена Фрирза «Опасные связи» (1988), в котором снимались Ума Турман, Джон Малкович, Мишель Пфайффер и Киану Ривз. Именно за эту картину наш собеседник получил премию «Оскар» за лучший адаптированный сценарий. А в 1995 г. он стал обладателем специального приза жюри Каннского кинофестиваля за свой режиссерский дебют «Кэррингтон». Также Хэмптон автор таких фильмов, как «Полное затмение» (1995) с юным Леонардо Ди Каприо и «Опасный метод» (2011) с Кирой Найтли и Венсаном Касселем. В этом году 70-летний Кристофер возглавил международное жюри Одесского кинофестиваля, а в перерывах между фестивальной работой рассказал «АиФ» о своем творчестве.

ИСТОРИЯ НЕСНЯТОГО КИНО

- Кристофер, вы начали как драматург, работая в театре, как вы прошли путь в кино?

- В 17 лет я попал в театр в Лондоне, писал сценарии для спектаклей. Я был самый молодой писатель-сценарист, постановки которого ставились. Через год начал обращать внимание на сценарии для фильмов, мне предложили писать для кино и я согласился, хотя даже не имел представления, как это делается. Тогда я сделал глупый вывод, что писать сценарии для фильмов легче, чем пьесы для театра. Мне казалось, что в театре сценарист связан определенным пространством, которое ставит технические рамки, а в фильме за одну секунду легко перенести сцену из Одессы в Гонконг. Однако, чем больше свободы ты имеешь, тем сложнее с нею управляться. Было не легче, а сложнее. Когда я начал писать свой первый сценарий для фильма я еще не понимал этого. Первое что я сделал - купил пять сценариев Гарольда Пинтера (английского драматурга, лауреата Нобелевской премии по литературе, - Ред.), они были написаны по пяти разным романам, это и стало моим образованием. Впрочем, за первые 10 лет своей сценарной работы я ничего стоящего не написал.

- Что стало переломным моментом?

- В конце 70-х я начал работать над фильмом с оскароносным режиссером Фредом Циннеманом, который снял такие ленты, как «Ровно в полдень» и «Отсюда в вечность». Меня очень тронула тема, которую он выбрал для фильма. Это малоизвестный факт: после Второй мировой войны многие русские, в особенности солдаты-казаки, которые сражались на немецкой стороне, были посажены в тюрьму. Их отправили обратно в СССР через 6 недель после конца войны, и там большинство из них казнили. Людей бросали в машины, вывозили целыми грузовиками туда, где война со всеми ужасами продолжалась. Пострадало в общей сложности более двух миллионов людей. Мы хотели показать большую историю.

Нам нужны были люди, пережившие те события. Мы поехали по миру: в Америку, Германию, Шотландию, нашли людей и засняли их свидетельские показания, записали около 50 часов интервью. А когда находились в Шотландии, встретили женщину родом из Одессы, в 14 лет она с подругой училась в школе, и весь ее класс вывезли тогда в Освенцим, где их подвергали медицинским экспериментам. Та девушка не была еврейкой, поэтому потом ее не убили, а отправили на работы, чуть позже она сбежала. Единственное чего хотела одесситка, это вернуться в родной город к своей семье. Когда они были в северной Италии, то встретилась с огромной группой - 50 тысячами казаков. Девушка были рада такой встрече, подумав, что теперь она вернется в СССР, но казаки не хотели этого. Тогда и возникла идея о сюжетной линии главной героини в фильме. Кстати в реальности она так и не вернулась домой, потому что уже перед посадкой украинки в поезд случился бунт, ее ранили и отвезли в больницу. А там она влюбилась в канадского офицера и вышла замуж. Спустя 50 лет она так ни разу не была в Советском Союзе, получилась такая история со счастливым концом. Урок для меня был в том, чтобы найти один момент из всей истории, который раскроет историю для сюжета.

- Этот фильм вышел на экраны?

- Нет, фильм должен был называться «Последний секрет», но его так и не сняли. У нас уже были актеры, причем с именами: Роберт Де Ниро должен был играть советского офицера, а Энтони Хопкинс английского лейтенанта. Мы уже готовы были запуститься в производство в Австрии, но за 1,5 месяца до старта съемок компания 20th Century Fox поменяла режиссера, который взглянул на сценарий и сказал, мол, это очень депрессивное, и отказался снимать. Это было ужасно, в такие моменты сердце разрывается на части. Ты пишешь сценарии, а только некоторые из них становятся фильмами. Когда ты пишешь для театра, там все рационально - ее принимают и ставят на сцене. С фильмами – это как попасть в казино, сидишь за красным столом, ставишь свою фишку на рулетку, и получаешь такие же шансы, как и на экранизацию своего фильма. Хотя мне везло много раз, я написал боле 50 сценариев и 18 из них было экранизировано.  

СЛУЧАЙНЫЙ РЕЖИССЕР

- Над одним сценарием вы работали 18 лет. Для чего понадобилось столько времени?

– Это была работа, которую я впервые написал в 1977 г. Я не мог найти никого, кто взялся бы экранизировать сценарий. Стандартная история для Голливуда: фильм уже почти начинали снимать, как вдруг возникла какая-то проблема. Наконец в 1994-м у нас было достаточно денег, я нашел режиссера Майкла Йорка, он помогал мне подбирать актеров, и вдруг за четыре месяца до старта он звонит и отказывается. В последний момент Майк решил, что не хочет этим заниматься. Он тогда только снял фильм, который ему очень не понравился, и волновался по поводу того, как его примут. Это был фильм «Четыре свадьбы и одни похороны» (самый успешный британский фильм, вышедший в прокат, - Ред). Я был в растерянности, но мой французский продюсер настоял, что я должен ставить этот фильм самостоятельно - во Франции считается нормой, когда продюсер режиссирует фильмы. Но я не хотел быть режиссером. Однако купил книгу «Первые шаги в режиссерской работе» и начал снимать. Фильм «Кэррингтон» рассказывает историю о женщине и мужчине нетрадиционной ориентации, они в качестве друзей прожили вместе 16 лет, но когда он умирает молодым, она заканчивает жизнь самоубийством. На самом деле это не только трагедия, там есть и позитивный смысл.

- Как вы выбираете темы для сценариев?

- Не могу сказать, что я как-то определяю их, скорее, позволяю им выбирать меня. Если что-то меня трогает или долго преследует, я, скорее всего, об этом напишу. Часто идеи подсказывали коллеги. Так, мы планировали экранизировать фантастический роман «Ностромо». Тогда у меня был хороший учитель - Девид Лин был эпичным, зрелищным режиссером. Целый год 6 дней в неделю с утра я приезжал в его большой дом на берегу Темзы, и работал там как в офисе. Книга очень сложная, она рассказывает о трех разных мужчинах: рабочем, политике, и англичане, который владеет серебряными шахтами. Дальше к работе подключился Стивен Спилберг, он выступал в качестве продюсера. Именно он тогда раскрыл глаза на то, что главным отрицательным героем в фильме были деньги…

Проклятие «Оскара»

- События в Украине могли бы стать темой для вашего сценария?

- Очень любопытно, что вы это спрашиваете, потому что за пару дней до поездки в Украину, я закончил сценарий о беженцах, которые пребывают в Англию. Это история о девушке из Кении, ей пришлось искать политическое убежище. Мне кажется тема о людях, которые ищут новую жизнь в новой стране сейчас очень актуальная. Какие-то страны более активно принимают беженцев, другие - менее. Не могу сказать, что Англия радушно открывает двери перед переселенцами. А я думаю, что эмиграция - это как удобрение для страны. Нация становится более интересной и все начинает двигаться более активно, становится более колоритным.

- Вы получили «Оскар» в 89-м году. Наверное, такие впечатления запоминаются на всю жизнь?

- Для меня это был длинный «Оскар», тогда церемонию ставил новый режиссер. Например, зрители смотрели 20-минутную фантазию на тему Уолта Диснея, после чего компания еще и подала в суд, так как режиссер сделал это без их разрешения. Потом последовали три часа награждений. Режиссер сделали еще одну ошибку: те, кто представлял актеров и те, кто получал статуэтки, выходили из разных концов зала, номинантам предстояла пройти по длинной лестнице. Меня объявила Мишель Пфайфер, и по таймингу было всего 40 секунд, чтобы выйти, взять статуэтку в руки, произнести речь и уйти. Когда я вышел, мало того, что был взволнован, так еще и зацепился на лестнице, в итоге едва не упал. На меня направили красный свет, который раздражительно мигал. И только я открыл рот, чтобы поблагодарить команду, за камерой появился мужчина в белых перчатках и показал мне – пора уходить. Моя речь не успела испортить атмосферу – я ничего толком и не сказал. Смешно, когда думают, что после получения «Оскара» ты становишься более высокооплачиваемым, более властным… Я после «Оскара» лишь спустя 6 лет смог сделать следующий фильм. 

Олег ШАПАРЕНКО

Шик и блеск: в Лос-Анджелесе состоялась церемония награждения «Оскар-2016» | Фотогалерея

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых