aif.ru counter
441

Катерина Кухар – о ритме жизни, любви к сцене и новых проектах

В нашем интервью прима-балерина Катерина Кухар поделилась планами на свой день рождения и рассказала о любимых партиях в балете.

Катерина Кухар – о ритме жизни, любви к сцене и новых проектах
Катерина Кухар – о ритме жизни, любви к сцене и новых проектах © / АиФ Украина

«В калейдоскопе бурных событий стараюсь все успевать. Ритм высокий, иногда без полноценных выходных», - рассказала «АиФ» прима-балерина Национальной оперы Украины им. Тараса Шевченко Катерина Кухар.

В темпе аллегро

Катерина, Вы неуловимая женщина. Мы уже давно хотели с Вами встретиться… Но осенью Вы были заняты подготовкой к премьере балета «Дети ночи» и в шоу «Танці з зірками», после, Вы улетели в США, вернулись буквально на несколько дней в Украину на новогодние праздники и снова уезжаете.

- В калейдоскопе бурных событий стараюсь все успевать. Ритм высокий, иногда без полноценных выходных. Даже команда Стояновки из «Лиги Смеха» поехали со мной на гастроли во всеукраинский тур «Дети ночи», чтоб познакомиться и прорепетировать наш номер, который мы готовили к финалу, мы репетировали просто в машине. Благодарна ребятам за их понимание и великолепное чувство юмора.

Это был для вас совершенно новый опыт, вы переживали?

- Очень. К тому же у меня перед выходом на сцену был небольшой стресс. Дело в том, что у меня за много лет уже установился порядок подготовки к спектаклю: я одеваю свой крестик, в моей гримерке всегда стоит икона и горит аромасвеча.  
Но в тот вечер, когда выступала с ребятами в совершенно новом для себя амплуа комедийной актрисы, перед выходом на сцену обнаружила, что забыла абсолютно все дома. Пришлось брать себя в руки и все свое самообладание, чтоб предрассудки не помешали выступлению.

Катерина Кухар
Катерина Кухар

Все праздники – на сцене

Катерина, мы встречаемся в преддверие вашего дня рождения, расскажите, как планируете праздновать? В свой День Рождения тоже будете работать?

- Отпраздную его, как обычно, на сцене. В этом году на свой День Рождения буду танцевать во Франции «Лебединое озеро». В прошлом году я также была в двухмесячном туре во Франции и танцевала Жизель.
Однажды мы с театром отправились в ежегодный зимний тур и 17 января был спектакль «Спящая красавица», как раз в канун моего дня рождения. У нас задержался рейс и пришлось где-то минут на 40 позже начать спектакль, который и без того планировался на восемь вечера. Учитывая три акта спектакля, свой день рождения я встретила на французской сцене ровно в 12 ночи. И была СЧАСТЛИВА.

Вам не хотелось бы в свой день рождение сделать себе законный выходной?

- У артистов балета законный выходной в понедельник, хотя это не всегда получается. Например, мы с Александром Стояновым уже много лет танцуем в новогоднюю ночь, 31 декабря в 17:00, а в этом году Новый Год пришелся на понедельник. Все зависит от настроя. Если дать себе установку, что это норма – твой мозг настраивается на трудоспособность и эту нагрузку воспринимает, как должную.

Любимые роли

Сейчас у вас столько партий – и Кармен, и Джульетта, и Жизель. Вы помните свой первый спектакль? В какой партии вы дебютировали?

Конечно. В 16 лет я вышла на сцену Bunka Kaikan в Японии в партии Машеньки из балета «Щелкунчик». 

А какая партия сейчас самая любимая, можете выделить?

- Нет, не могу… честно не могу. Их у меня очень много, и все - разноплановые. Я отождествляю себя со многими своими героинями. Мне нравится и Кармен за ее темперамент, и Аврора из «Спящей красавицы», и Сюзанна в балете «Свадьба Фигаро» за юмор и легкость, я люблю и Джульетту, и Жизель за то, что могу раскрыться не только как балерина, но и как драматическая актриса. Например, в спектакле «Жизель» в начале первого акта, я должна, как актриса, сыграть доверчивую, простодушную, открытую миру крестьянскую девушку. А уже в конце этого акта, когда Жизель понимает, что жених ее предал, она должна очень быстро повзрослеть и мне необходимо передать зрителю всю ту боль и горесть утраты, предательства, которые она переживает и сыграть сцену сумасшествия и смерти. Во время этой сцены у зрителя должны побежать мурашки по коже.

Катерина Кухар
Катерина Кухар

«Дети ночи»

Нет ли в планах постановки своего спектакля?

- Пока я об этом не думала. Сейчас для нас создают постановки замечательные современные хореографы и я рада, что могу с ними сотрудничать и учиться у них. В прошлом году Александр Абдукаримов для меня и Александра Стоянова создал постановку «Дети ночи», мы ее показали всей Украине. Премьера прошла в Киеве. В основе лежит греческая легенда об Андрогинах, мифических существах, которые когда-то обладали двумя парами рук и ног, двумя лицами на одной голове. Они возгордились своей красотой и могуществом, и возомнили себя равными Богу, за что Зевс их разделил на две части – мужскую и женскую. С тех пор каждая из этих частей вынуждена искать свою половинку.

Расскажите, как вы нашли свою половинку? Вы такая красивая пара с Александром Стояновым.

- Саша пришел в театр, и мой педагог Элеонора Михайловна Стебляк поставила нас в пару. Поначалу я не обрадовалась, он только недавно пришел из училища и был не совсем опытным партнером, в дуэтном танце ему предстояло еще многое познать, а он мог даже прийти неподготовленным, не учил порядок перед репетицией. Меня, как перфекциониста, это немного раздражало.

Саша очень многое сделал, чтобы я на него обратила внимание. Он стал для меня не только идеальным партнером, но и другом. Я ему доверяла самое сокровенное, делилась переживаниями, плакалась ему в плечо. Если бы я могла тогда предвидеть, что он станет моим мужем, то не стала бы ему так много рассказывать (смеется). И вот однажды на гастролях в Марбелии, мы пошли вечером на пляж искупаться.  Импресарио не хотел нас отпускать, была уже осень, он боялся, что мы заболеем.  Но вечер оказался волшебный – теплый, бархатный… Именно на том пляже мы поддались волшебству испанской ночи и поняли, что намного больше друг для друга чем просто друзья и партнеры.

Кстати, люди искусства – это всегда такой вулкан эмоций, взрыв чувств. Вы с Александром часто ругаетесь и если да – то, о чем чаще всего? Как решаете бытовые проблемы?

- Если это происходит, то чаще всего из-за быстрой езды Александра, он очень беспечный в этом вопросе – восточный темпераментный мужчина. Мы также часто спорим в вопросе воспитания детей.

А на репетициях случаются размолвки?

- Сейчас уже очень редко.  Саша может отказаться проходить со мной адажио во время репетиции – это особенный дуэтный танец, в котором проявляются все чувства партнеров, чаще всего это страсть и любовь. Он говорит: «Ты мне сегодня испортила настроение, я с тобой репетировать не буду». Он меня так наказывает.

У нас с ним разный подход к репетициям. Меня преподаватели учили, что для того чтобы на сцене получилось 100%, в зале нужно сделать 130%.
А у Саши на этот счет другие взгляды, он наоборот, - экономит свои силы, не выкладывается и до конца не раскрывается так как он может, для того чтобы потом все выплеснуть на сцене. Он может позволить себе это, у него идеальные балетные данные. Раньше я по этому поводу переживала, он на репетиции и на сцене все делает по-разному, например, во время спектакля подбрасывал меня выше, а для меня это было неожиданно, сейчас я конечно к этому привыкла. Он досконально знает меня, мое тело и все нюансы в любом из па-де-де. С ним мы настолько станцованы, что, выходя на сцену, я даже не задумываюсь о технических элементах, а просто получаю удовольствия от танца.

Катерина Кухар и Александр Стоянов
Катерина Кухар и Александр Стоянов

Как стать примой

Родители отдают девочек на танцы и гимнастику сегодня по умолчанию – полезно для фигуры, осанки и здоровья. Скажите, на что обратить внимание, если решили отдать ребенка в балетную школу или на гимнастику – как понять, «пойдет» это ребенку или нет?

- Если родители видят хрупкое телосложение ребенка, мягкую мышцу, тонкую кость, пластичность, музыкальность, то стоит показать ребенка профессионалу. Для начала это может быть художественная гимнастика, танцы. Позже, если ребенок себя проявил, можно попробовать поступить в хореографическое училище, но получится не у всех. Во-первых, оценивать будут внешние и физические данные. Во-вторых, проверят состояние здоровья: сердце, плоскостопие, спину, зрение и многое другое. Если что-то не в порядке, то ребенка не возьмут. И обязательно проверят чувство ритма, координацию и музыкальность.

Вас в училище называли «Дженнифер Лопес» и за неформатную фигуру занижали вам оценки, но сейчас вы – как тростинка. Откройте ваши секреты – как сохраняете себя в форме, какими диетами пользуетесь?

- У меня были в переходный период такие проблемы, от чего я очень комплектовала, особенно становясь в профиль на центральную палку, так как некоторые части были действительно слишком выдающиеся как для ребенка, и я с этим долго тщательно боролась.
Первое, с чего я начинала свой день и заканчивала – это были специальные упражнения для того чтобы стесать себе это выдающееся место. Я много трудилась и делала комплекс упражнений, конечно же, придерживалась диеты. Позже с возрастом женский организм перестроился и все прошло хорошо. А позже я поняла, что балерины зачастую танцуют в пачках и в них этот особенный нюанс не так сильно бросается в глаза. Сейчас я диет периодически придерживаюсь, когда есть необходимость. Например, летом во время отдыха или после родов. Стараюсь есть цитрусовые, мучные продукты ем только после спектакля, сладкое употребляю в дозированных дозах. Саша себе, например, может купить килограмм конфет и за день их стоптать, то я покупаю себе маленькую коробочку шоколадных конфет ручной работы и могу растягивать ее на 2-3 недели. Мне достаточно пол конфетки утром. В любой диете главное соблюдать чувство меры.

Вы – известная прима-балерина, судья шоу «Танцы со звездами», ваша пара Кухар - Стоянов – одна из самых популярных в балете. Оглядываясь назад, как думаете, что прежде всего помогало вам достигать успеха? Какие личные качества или может быть, случайные встречи?

- Одними из решающих качеств для всей дальнейшей судьбы артиста балета являются физические данные и характер, который формируется с первых дней занятий. С детства нас приучают к трудолюбию, терпению и жесткой дисциплине, по-другому результата не будет.

Большую роль в жизни каждого состоявшегося артиста играют его семья и педагоги. Со стороны семьи – это определенная жертвенность, особенно когда хочется заняться личными вопросами, а нужно вести ребенка на репетицию, пропускать практически ежедневные занятия нельзя.

Перед поступлением в хореографическое училище в течение года я занималась с Галиной Михайловной Панковой, мне было 8 лет. Почти на каждой тренировке я рыдала, когда меня растягивали с грузом. Меня сажали на 15-20 минут на поперечный шпагат с двух стульев. Одна нога на одном стуле, другая на другом, сверху груз в 5 килограмм, я бедрами должна была достать до пола. Пока я в этом положении сидела, педагог в соседней комнате пила чай с моей мамой.

Ваша бабушка ради вашей карьеры и учебы в хореографическом училище, буквально пожертвовала собой, уйдя с должности начальника, чтобы вы смогли осуществить свою мечту и стать балериной. Не жалеете о таком решении бабушки?

- Только сейчас я могу понять и оценить, какая это была жертва с её стороны. Она ушла с хорошей должности без особых раздумий, чтобы быть рядом со своим комнатным цветочком, оберегать меня, возить, забирать с училища, помогать мне и поддерживать. Физические нагрузки в училище были сумасшедшими, я часто возвращалась домой абсолютно вымотанная и сразу засыпала, а бабуля мне помогала с уроками, что-то объясняла своими словами. Сейчас безмерно ей благодарна, хотя в детстве осознать ее вклад по достоинству я не могла.

Вы смогли бы поступить также, если бы потребовалось?

- Я не люблю вопросы, в которых нужно бравировать и доказывать: «Я смогу» -  это словно испытывать судьбу. Я всегда боюсь и избегаю таких вопросов, так как мне кажется, что судьба может устроить тебе проверку (улыбается). Каждая мама старается для своих детей, я не исключение.

Катерина Кухар

Новые «танцы»

А что было самым трудным в вашей карьере, есть ли моменты в жизни, которые вспоминаете с ужасом?

- Когда я только пришла в театр, начала готовить премьеру спектакля «Капелия». Мой отец забирал меня с очередной репетиции, я была уставшая, забыла пристегнуться и когда машина попала в аварию, был удар в лобовое стекло, я серьезно пострадала. Столкновение произошло прямо возле Национальной оперы Украины, после этого случая на этом перекрестке поменяли дорожные знаки.

В тот период я месяц должна была находиться в темной комнате, с зашторенными окнами, читать было нельзя, смотреть телевизор было нельзя, о физической нагрузке вообще речь не шла. По состоянию здоровья я не могла танцевать почти полгода. У меня было сотрясение и гематома на пол лица. Это был очень сложный период в моей жизни.

У вас растет сын и дочь, а у балетных часто появляются династии, как у Мариса Лиепы. Не хотели бы, чтоб дети пошли по вашим стопам?

- Мне кажется Настенька у нас балериной родилась. Она очень музыкальная и пластичная. В ней очевидна склонность. Еще когда была совсем маленькой и не могла сидеть, уже танцевала: делала ручками движения в такт музыке. И растяжка у нее отличная, она легко садится самостоятельно в поперечный шпагат, когда тянется за игрушкой.

У Тимы характер спортивный, он футболист. Играет за нападающего. В клубе его называют «бультерьерчик», мяч никому не отдаст до победного конца. Балет не его стихия, хотя координация у него превосходная, растяжка и гибкость явно не его конек.

С кем сдружились на «Танцах» больше всего?

- После проекта «Танці з зірками» у меня появилось невероятное количество, знакомых и незнакомых людей в шоу бизнесе и вне его, которые со мной здороваются и «расплываются» в улыбке при встрече. Со многими теплые отношения. И мне это нравится. Мы вряд ли можем назвать друг друга лучшими друзьями, ведь дружба проверяется временем и испытаниями.
Но мне с ними интересно общаться.

Марина Гонтарь

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.