aif.ru counter
24.05.2017 16:06
330

Как не растерять воздух свободы: Михаил Козырев - о Евровидении-2017

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. Аргументы и Факты в Украине 24/05/2017

ОТЧЕГО в Украине музыкальный бум?

- Михаил, как оцените конкурс «Евровидение» в нынешнем году?

- Я испытываю радость от того, что в этом году музыка, наконец, победила шоу-бизнес. Мне очень нравится победитель, португальский парень по имени Сальвадор Собрал. Вообще с такой фамилией он обречен собирать все баллы и иметь успешную карьеру в музыке. Когда я увидел его в первый раз в полуфинале, я пришел в полный восторг и подумал: «Вот мой парень, за которого следует болеть, который выступает вопреки всем законам Евровидения». И я был уверен, что уж он никогда в таком форматном конкурсе не победит, ну не бывает просто такого! Победит какой-нибудь условно собранный из всех элементов продакшна Дима Билан из какой-нибудь страны. Но чудо случилось, и мне невероятно приятно осознавать этот факт. Радует еще и то, что победителем стал конкурсант, который спел песню на своем родном языке. В связи с этим я испытываю надежду на то, что это всерьез повлияет на те песни, которые будут выбирать для конкурса в следующем году, потому что и белорусы, которые пели на своем языке, и португалец, который выиграл, выглядят, на мой взгляд, гораздо ярче, чем общий среднестатистический уровень песен на английском языке. Поэтому мой призыв к любым музыкантам: пойте на своем языке! И пейте тоже на своем! (смеется).

- В Украине в музыкальной области сейчас настоящий прорыв. С чем, по-вашему, это связано?

- Мне сложно исследовать и анализировать причины того, с чем это связано, но я все-таки верю в воздух свободы. Я верю в то, что когда страна получает такого масштаба заряд, какой был в результате последних фундаментальных изменений в вашей стране, которые произошли в результате Майдана, – это вдохновляет очень многих творческих людей. Хотя в противоречие этому есть иное наблюдение: чем жестче режим, тем лучше пишутся протестные песни. Тем не менее, для людей творческих подобного рода подъем тоже вполне объясним.

И я даже не знаю, что меня очаровывает и потрясает больше – это новые артисты, которых я слышу, прислушиваясь к украинскому эфиру, или же продакшн, который здесь и сейчас вышел на полноценный международный уровень! Я в состоянии полного восторга смотрел клипы, которые сняли здесь, в Украине: Pink Floyd, Paulo Nitiny и Coldplay. Я просто обалдеваю и не понимаю, каким образом они выигрывают на международном рынке, может потому что они дешевле? Я думаю, что большинство продакшн-компаний в области видео и музыки в России только могут мечтать о подобных возможностях, которые открылись сейчас для украинских компаний путем, как я понимаю, труда и портфолио.

Конечно, здесь происходит какое-то чудо и какой-то расцвет. И я очень хочу верить, что это не некая дань моды, а что это останется надолго, что эти компании укрепятся на международном рынке, и великие западные артисты, вроде тех же Coldplay, будут снова и снова к ним обращаться, чтобы снять новые клипы.

- Расскажите о ваших последних музыкальных открытиях в Украине.

- Это, конечно, Onuka – сейчас нельзя ее не назвать. Также мне очень нравится группа Антона Слепакова (лидер группы «Я и друг мой грузовик») «Вагоновожатые». Я внимательно слежу за всем тем, что делает Дима Шуров, Bahroma, Monatik, конечно же Бумбокс и даже недавний протеже Славы Вакарчука темнокожий парень - Leo Mantis. Еще совершенно прекрасный клип был снят для парней из The Elephants – это действительно фирменное произведение и превосходные ребята. Наверняка все те, кого я не упомянул, обидятся и меня проклянут, но тем не менее…

ЧТО дают квоты и запреты?

- Вы постоянно погружены в музыку, многие подписываются на ваши аккаунты в соцсетях в том числе для того, чтобы не пропускать музыкальные новинки.

- Очень мне нравится шутка, которая гуляет сейчас по сети: «Приму к себе беженцев из ВКонтакте и одинокую пожилую пару из Одноклассников». И вот я готов подписаться под этим при том трагическом сочетании обстоятельств, при котором эти соцсети запретили здесь, что я считаю чрезмерным идиотизмом. Но я надеюсь, что какое-то количество людей в моей ленте в Фейсбук получат гарантию того, что я каждый день буду постить новые клипы и это будет полезным для них.

- В Украине ввели квоты на радио, согласно которым в эфире уже к следующему году будет порядка 60% национальной музыки. Каковы, по-вашему, плюсы и минусы данного запрета?

- В отношении любых квот у меня существует глубокое убеждение: любое ограничение – это плохо. Оно убивает здоровую конкуренцию, которая и движет творчество, будь то квотирование кино, музыки и т.д. Я уверен в том, что только в условиях свободного рынка может создаваться свободный продукт. Я всегда негативно относился к любым идеям квотирования в России, и точно также считаю, что это не приведет к хорошему результату в Украине. Это просто мое аутсайдерское мнение. Но все сторонники квотирования говорят, мол, вот смотрите, мы сейчас обрубим все, и наш внутренний национальный рынок расцветет. Ничего подобного, потому что каждый музыкант – российский, украинский, литовский, болгарский слушает западные образцы, и состязаться ему придется именно с ними. Потому рассчитывать на то, что ограничение интернационального продукта в пользу национального приведет к всплеску, мне кажется нерационально и неразумно.

Хотя я должен сказать в противоречие самому себе, что российские санкции против сыров действительно привели к тому, что у меня несколько знакомых ударились в сыроварение и делают вполне неплохие сыры! К нам на телеканал «Дождь» мой коллега Лева Пархоменко регулярно привозит набор сыров, которые очень вкусные. Может быть, без санкций он бы этого не делал, и этот запрет действительно способствовал раскрытию его семейного внутрисырного таланта.

Но в отношении музыки не думаю, что так будет. Да и вообще у вас сейчас все замечательно в музыкальном отношении, мы только должны гнаться за тем, на каком уровне ваша музыка и видео пребывают. Поэтому я против таких мер, как квоты.

КАК защитить честь нации?

- Вы знаете едва ли не всех мировых звезд-музыкантов. Случались ли у вас неудачные интервью?

- Расскажу один случай: был такой певец Falco, который пел “Amadeus-amadeus”. На радио «MAXIMUM» в середине 90-х годов каждый приезд западного артиста был настоящим диким событием, и вот нам удалось добиться того, что Falco приехал на интервью прямо к нам в студию. В эфире была Рита Митрофанова, которая с тех пор стала просто легендой российского радиовещания, и кстати, именно с нее написан образ главной ди-джейки в фильме и спектакле «День радио» (героиня Нонны Гришаевой), которая постоянно опаздывает, а все вокруг раздумывают, в каком же настроении она сегодня придет. В общем, такая прима-балерина Митрофанова.

И вот Рита объявляет, мол, сейчас у нас в эфире будет тот самый знаменитый Falco, который «Amadeus-amadeus», с ним будет общаться наш Михаил Козырев, пока же послушайте его главный хит! Тем временем музыкант заходит в эфирку, и я вижу, что он вообще в неадеквате. То есть, он однозначно не просто пьян, а в его крови блуждают еще какие-то серьезные химические вещества, потому что он не может связать два слова. На меня наскакивает его директор и говорит: «Он настоящий профессионал! Я вас уверяю! Как только включится микрофон, он соберется и все сделает! Только, пожалуйста, выпустите его в эфир, это очень важно»!

- И вы решились выпустить его в таком состоянии в эфир?

- Я в то время был еще неопытным радиодеятелем, я еще не окончательно понимал, что людей в таком состоянии нельзя выпускать в эфир. А все этот пиетет - ведь передо мной сидит сам Falco, тот самый знаменитый, из Австрии к нам специально приехал! В общем, я его приглашаю в эфир, где за минуту перед этим его в умывальнике буквально топил менеджер, хлестал его по щекам и истерично кричал: «Соберись, гад! Соберись!» (смеется.)

И вот мы все вместе садимся перед микрофонами, выходим в эфир, я приветствую Falco, благодарю его за творчество, за визит в нашу страну и задаю какой-то нейтральный вопрос о том, чем он сейчас занимается. А он смотрит на меня и видит, что на шее у меня висит шестиконечная звезда Давида, и говорит по-английски: «О, ты еврей? И ты здесь босс? Видишь ли, вы, евреи, везде боссы, включая тебя».

Я, ничего не отвечая, попросил Риту поставить следующую песню, после чего отвечаю ему: «Get the fuck out, right now»! (Убирайся отсюда сейчас же). Музыкант бледнеет на глазах, потому что его еще никто и никогда не выгонял, и он начинает говорить: «О, пожалуйста, не нужно! Я не хотел вас обидеть, я не то имел в виду, нет-нет-нет»! В это время в эфирку заходит охрана, два качка, и вышвыривают его на лестничную площадку…

…Может быть, вам покажется, что я переборщил, но я до сих пор уверен в собственной правоте. Потому что вечером, когда у него был концерт в клубе, он поставил плюсовую фонограмму и даже не пытался в нее попасть, и к тому же хватал за грудь проходящих мимо официанток. За это он точно также уже после третьей песни был выкинут из клуба в сугроб.

К сожалению, через два года после этого Falco погиб в автокатастрофе. Однако во всяком случае я защитил честь своей титульной нации.

Алиса Светлакова

«До побачення, Євробачення»: чем запомнился финал главного песенного шоу | Фотогалерея

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых