aif.ru counter
171

Иметь свою точку зрения: Хлывнюк - о квотах на радио и освобождении Сенцова

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. Аргументы и Факты в Украине 09/11/2016
Сергей Андросов / АиФ в Украине

Киев, 9 ноября - АиФ-Украина.

«Квоты на радио – не наше изобретение, а мировой опыт. Когда украинская пресса разделила всех на тех, кто «за» и тех, кто «против», я смеялся. Речь идет о том, чтобы мы не шли путем исключительно шаблонных запретов, а чтобы мы использовали мировой опыт квот в эфире. Но если мы просто хотим «шароварщиной» заменить каких-то артистов на других, которые в эфир могут попасть исключительно по квоте, то меня это не устраивает», - начинает беседу с нами музыкант Андрей ХЛЫВНЮК, лидер группы «Бумбокс».

ЯЗЫК И РАДИО

- Насколько важен для вас вопрос языка вообще?

- Для меня лично язык – это не только этичная составляющая, это способ сублимации творчества. Чем больше языков я знаю, тем интересней мне творить. Больше языков – больше людей. В режиме войны, когда язык используют против нас как оружие, нам надо больше внимания обратить на украинский язык, литературу, культуру.

Но мне кажется это нельзя делать исключительно методом запретов, лучше методом поддержки. Просто запретив, мы не получим результат. Давайте поддерживать что-то важное, давайте обратим внимание на воспитание, давайте сделаем ремонт в филармониях и музыкальных школах. Также можно повысить зарплату учителям украинского языка и лингвистам.

Если говорить о моем, так называемом несогласии с квотами в эфире, то они касались, прежде всего, доработки закона. В частности, надо принять во внимание радиостанции, на которых нет украиноязычного продукта в принципе. В частности, джазовые, альтернативные, танцевальные станции, которые не должны пропасть.

Если мы говорим о каких-то транснациональных холдингах, в которых только в одном сегменте происходят какие-то непонятные вещи – делайте, как знаете. Меня беспокоят только станции, которые «крутят» музыку в каком-то одном стиле, например, рок-музыка 60-80 годов, где не может быть украинского контента. Станции, которые вообще не крутят музыку, где есть текст. Например, я бы хотел, чтоб развивалось направление радиостанций с джаз-музыкой, фанатом которых я являюсь. Сейчас я слушаю интернет-радио, в котором не говорят ни на украинском, ни на русском.

- Есть мнение, что такие бездумные квоты замусорят радио отечественной попсой. Потому что просто не наберется такого количества другой музыки, более серьезной и штучной, что ли…

- Я хотел бы слушать на радио больше разной музыки. И я не хотел бы жить в мире массово популярной музыки, потому что мы все потеряем вкус.

Лазейка, через которую к нам попадает мировая музыка очень маленькая и нам надо «прорубить» эту дверь, иначе мы скатимся к «сапогам с бугая». Что это - «перемога» или «зрада» – думайте сами. Но думайте, не бойтесь иметь свою точку зрения, даже если потом скажут: «Ой, он ватник». Давайте подходить шире к реальности. Я сам хотел бы, чтобы в Украине было много крутого джаза на радио. Например, когда-то была радиостанция «Континент», которая транслировала прекрасный джазовый продукт. Есть радиостанции, которые транслируют узкие музыкальные направления, и если они и дальше будут их транслировать, то со временем появится и украинский такой продукт.

Я не претендую на звание судьи. Я не говорю, что, например, мой музыкальный материал супер качественный и значительный, но я не хотел бы, чтобы мерилом популярности и ротации стала только языковая принадлежность. Мы должны это делать аккуратно, учитывая и негативный опыт таких стран, как Франция и Италия.

ОХОТА НА ВЕДЬМ

- Как вы относитесь к гастролям украинских исполнителей в России?

- Лично я – негативно. Я уже несколько лет там не гастролирую, хотя есть предложения. Я уверен, что эта деятельность лежит в плоскости человеческого достоинства.

Но мы не имеем права мешать людям работать, если они не нарушали закон. Ни одна общественная организация или активисты не могут физически влиять на события, которые делают частные лица, тратя свои деньги в рамках закона. Иначе это охота на ведьм, иначе мы ничем не отличаемся от тех, кто против нас. Если гонения разрешить, то мы скатываемся в 15 век и это не путь к Европе. Влияйте на законодателей, а не на поп-исполнителей, если вы хотите, чтобы украинцы не гастролировали в России или чтобы у нас не выступали те, кто имеет антиукраинскую позицию. Бойкотируйте украинскую власть, а не людей, которые арендуют залы.

Я понимаю, что здесь сошлось все: не любовь к русской попсе, к моей музыке, к чьей-то музыке, но есть закон. Один для всех. Это и была тема Революции достоинства, а не чистота нации или еще что-то... Никакие противозаконные методы влияния не приблизят нас к цели, а наоборот отдалят. Мне все равно: это проукраинские или антиукраинские «титушки» - они все равно «титушки». Ходите лучше на концерты тех, кого вы считаете патриотами. Даже малоизвестных. И вы увидите, что они займут свои места в хит-парадах. Если проукраинские музыканты будут иметь полные залы, успех, деньги и как следствие эфиры и релизы – это будет иметь больше значения, чем, если вы будете бросать яйца в тех, чья музыка вам не нравится.

ОСВОБОДИТЬ УКРАИНЦЕВ

- Расскажите о совместной акции «Бумбокса» с «Белорусским свободным театром». С чего все это начиналось?

- В 2015 году Николай Халезин, глава «Белорусского свободного театра» предложил группе «Бумбокс» принять участие в акции «I'm with the Banne». В рамках этой акции прошел концерт в Лондоне, в котором приняли участие «Brutto», «Pussy Riot» , «Бумбокс», а также один из лидеров группы «Pink Floyd» Дэвид Гилмор, который вместе с нами выступил на этом концерте в поддержку артистов, которые по тем или иным причинам поддаются, скажем так, преследованиям. Речь шла о невозможности диктата художнику. К этой акции присоединились много значительных людей. Например, Джереми Айронс (британский актер - Ред.) и еще много мировых актеров, режиссёров, музыкантов. Логотип этой акции разработал всемирно известный художник Ай Вэйвэй. Акция была очень значительной. Это событие мирового масштаба.

На сегодняшний день театр подготовил представление под названием «Пылающая дверь», которое посвящается политическим притеснениям людей искусства. В трех частях этого представления речь идет о «Pussy Riot», о Петре Павленском, и в финале уже об Олеге Сенцове, украинском режиссере, который сейчас в тюрьме в России.

- Этот театр работает в Великобритании. Часть его еще работает в Белоруссии…

- Это театр в изгнании. Он испытывал и продолжает испытывать политические гонения в своей стране. Этот театр стал известен на весь мир своими представлениями, а также тем, что им приходится эти представления давать в гаражах, на кухнях, в помещениях, непредназначенных для этого. Более того, происходили аресты и зрителей, и трупы, попытки запретить им этим заниматься. Это театр, который поддерживают Кевин Спейси и Джуд Лоу, поддерживал Вацлав Гавел, бывший президент Чехии. Этот театр поддерживает союз европейских режиссеров и союз актеров. Это известная на весь мир компания, которая известная в первую очередь своими представлениями, а потом уже своей активной деятельностью. Это пример международного сотрудничества с правильной целью.

Денис СЕРГЕЕВ

В гостях у АиФ.ua побывал лидер группы «Бумбокс» Андрей Хлывнюк - фото | Фотогалерея

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых