aif.ru counter
1018

Гениальный чудак: главные тайны личной жизни Ивана Нечуй-Левицкого

Гениальный чудак: главные тайны личной жизни Ивана Нечуй-Левицкого
Гениальный чудак: главные тайны личной жизни Ивана Нечуй-Левицкого © / Скриншот

Люди о нем говорят разное, кто-то считает его отшельником, кто-то просто чудаком. Друзья и знакомые разводят руками: как так, он живет один, неженатый, придерживается своеобразного режима, всегда прогуливается одним и тем же маршрутом. Зонтик – его обязательный атрибут в любое время года, как у персонажа чеховского рассказа «Человек в футляре».

Однако, те же люди, которые отмечают его странности, не могут отрицать положительные черты характера своего знакомого: миролюбивость, которая гротескно соседствует с принципиальностью во время отстаивания личной точки зрения, патриотизм, эрудированность. Речь идет о классике украинской литературы Иване Нечуй-Левицком.

Школьная программа по литературе создала в воображении многих украинцев образ этого писателя как «певца селянского быта». Социально-бытовые повести из жизни селян, конечно занимают значительную роль в его творчестве, но не вовсе не ключевую.

Есть у него и исторические романы «Гетман Выговский» и «Иеремия Вишневецкий». При жизни автора их издали только один раз, а переиздали их уже во времена независимой Украины.

Есть и произведения из городской жизни Киева, например, «Киевские просители», где описал явление, которое раньше имело массовый характер – люди, которые занимаются попрошайничеством возле церквей и храмов. Несмотря на то, что некоторые из ним имеют хорошее финансовое положение или происхождение.

Эти повести такие же художественные документы жизни украинской столицы в конце ХIХ и начале ХХ веков, как и «киевские» произведения Александра Куприна. С той лишь разницей, что Левицкий – украинец, а значит он освещает те темы, которые не были близки россиянину Куприну.

Не по отцовским стопам

Родился будущий писатель 25 ноября 1838 года в Стеблеве. Сейчас это поселок городского типа в Корсунь-Шевченковском районе Черкасской области. Иван родился в семье священника Семена Степановича Левицкого. «Нечуй» – это псевдоним, который литератор возьмет себе позже. В итоге он станет известен в украинской литературе под этой «двойной фамилией».

Отец маленького Вани отличался прогрессивными взглядами и был весьма образованным человеком. В частности, Семен Степанович имел крупную библиотеку. Более того, он построил на свои средства школу для крестьян. Здесь же учился читать и писать его собственный сын.

Позже семилетнего Ваню отдали «на науку» дьяку в духовное училище при Богуславском монастыре. Здесь мальчик выучил древнегреческий и церковнославянский языки и латынь.

Спустя семь лет в 1853 году Иван поступил в Киевскую духовную семинарию, которую окончил в 1859 году.  Юный Левицкий здесь увлекся чтением литературы. Кроме Шевченко, Пушкина и Гоголя он также читал иностранных авторов – Данте, Сервантеса и Лесажа.

После окончания семинарии Левицкий год проболел, потом некоторые время занимался преподаванием в Богуславском духовном училище арифметики, географии и церковнославянского языка.

В 1861 году он вступил в Киевскую духовную академию. Однако Иван не был доволен уровнем обучения в этом учебном заведении, поэтому параллельно занимался самообучением. Так, он изучал иностранные языки, философию, а также литературу – не только отечественную, но и заграничную.

В итоге молодой Левицкий пришел к выводу, что идти по стопам отца ему не по душе.  Поэтому, несмотря на то, что в 1865 году он закончил академию со званием магистра, он решил заняться вполне мирской работой – устроился преподавателем русского языка в Полтавскую духовную семинарию.

В связи с тем, что этот период был сложным для украинского языка и литературы, в частности, в 1863 году начал действовать Валуевский циркуляр, Левицкий не хотел быть в роли невольного «русификатора». Ведь будущий классик украинской литературы преподавал русский язык.

Некоторое время он проработал преподавателем в Королевстве Польском в женских гимназиях – в период с 1866 по 1872 годы.

Но поскольку в империи после Январского восстания 1863-64 годов (в котором приняли участие поляки, украинцы и белорусы) началася процесс русификации, попросился на другое место службы.

Со скандалом (к слову, единственным в его служебной карьере) он добился переведения в Кишинев. Здесь Левицкий начал работать в Кишиневской мужской гимназии, где возглавил группу прогрессивно настроенных учителей, которые на тайных собраниях обсуждали остросоциальные проблемы.

Начало творчества

Первые литературные произведения Левицкого увидели в 60-х годах, но уже в Кишиневе он приступил к созданию свои значительных произведений.

Так, в 1874 году появился роман «Тучи», а в 1875 году пьесы «Маруся Богуславка» и «На Кожумяках» (позже Михаил Старицкий переработал ее специально для сцены; в новой редакции она получила название «За двумя зайцами»), рассказ «Нельзя удержаться в селе бабе Параске». Есть у него также рассказ-антитеза «Благословите баба Палажке скоропостижно скончаться» - собственная версия событий другого из участника предыдущего произведения – бабы Палажки.  

Интересно, что персонажи писателя «кочуют» из одного произведения в другое. Так, например, две враждующие старушки, баба Параска и баба Палажка, появились также в «Кайдашевой семье». Более того, места, которые описывает Нечуй-Левицкий – это один и те же – села в районе реки Рось (сейчас Черкасская область).

Таким образом, то, что применяли Оноре де Бальзак и Вильям Фолкнер, объединяя персонажами и местом действия свои романы, повести и рассказы, независимо от них применял и Нечуй-Левицкий.

Это десятилетие стало для Нечуй-Левицкого самым плодотворным в создании шедевров. В 1878 году он пишет «Николая Джерю», а в следующем году не мене известную «Кайдашеву семью».

Подобно всем украиноязычным писателям того времени он вынужден был печататься в львовских журналах, поскольку Галичина-Галиция находилась в то время под властью Австро-Венгрии. В этой империи, в отличии от соседней (восточной) были более лояльны к вопросу самоопределения народов, которые ей подчинялись.

Интересно, что Нечуй-Левицкий обладал уникальным языковым чутьем – он определял руссизмы и полонизмы в живой речи и в текстах.

Однако он иногда доходил до крайностей. Так, в материале о «засильи» галицких, западноукраинских слов в текстах авторов из Поднепровской Украины Нечуй-Левицкий высказывал мнение о «галицком сговоре».  

Там же он писал, что «відсоток» – это калька с польского слова odsetek, и образовалась она в Западной Украине. Хотя оба эти слова являются кальками от латинского слова procent.

Сейчас многие «галицкие» слова в современном литературном языке употребляются параллельно с «поднепровскими» в качестве синонимов.

На закате лет

В 1885 году Нечуй-Левицкий ушел в отставку и перебрался в Киев.Здесь он полностью посвятил себя литературному труду. В начале ХХ века писатель все чаще обращается к малым формам прозы, пишет очерки и статьи.

Последние годы жизни «корифей» украинской литературы вынужден доживать нищим, практически впроголодь. В это время он лихорадочно пытается поскорее завершить свои литературные труды.

Умер Иван Семенович Нечуй-Левицкий в «госпитале для одиноких людей» – Дегтяревской богадельни 2 апреля 1918 года.

Личность этого писателя вызывала у его коллег литераторов и литературоведов большой интерес. Более того, другой украинский писатель Валерьян Подмогильный в 1927 году даже провел попытку фрейдовского анализа («психоналіза» как называл это Подмогильный) творчества и жизни Нечуй-Левицкого. В те годы учение Фрейда не считалось антикоммунистическим.

В своем исследовании писатель пришел к шокирующих заключениям. Так, по его мнению, одиночество Нечуй-Левицкого объяснялось латентной гомосексуальностью. Подтверждал это утверждение и тот факт, что Иван Семенович слишком «талантливо» отображал женские типажи в своих произведениях.

Также Подмогильный утверждал, что свой псевдоним «Нечуй» Иван Семенович выбрал из-за отца: якобы он так его боялся, что не хотел, чтобы тот о нем не слышал (по-украински «не чув».)

Подобно тому, как при жизни Нечуй-Левицкого, так и сейчас его личность вызывает различное отношение у писателей, критиков и рядовых читателей.

Многие критикуют его за то, что несмотря на весь свой литературный талант он «не успевал за временем». Поэтому в его произведениях осталось много от литературы времен Шевченко и Кулиша.

Однако никто не станет оспаривать его значительный вклад в украинскую литературу, а также то, что его произведения остаются интересными и для современных читателей.  

Максим Липчанский

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых