aif.ru counter
09.01.2014 11:50
Анна ГОНЧАРЕНКО
497

Сергею Параджанову 90 лет: почему в СССР дали снимать опальному режиссеру

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 1. Аргументы и факты в Украине 09/01/2014

Армянин, который снял лучший украинский фильм, показал своими лентами и коллажами, что он был гением. Но не таким, который почивает на лаврах, а таким, который всегда будоражит воображение. Жизнь Параджанова была полна странностей, скандалов, собственных и чужих домыслов. Вопреки, а, может, и благодаря этому его личность притягательна до сих пор.

Брежнев и Мойдодыр

Как Параджанову позволили снимать? Как его фильмы выпустили на экраны? Эти вопросы человек, который хоть немного знаком с историей СССР, не может не задать. Сценарист, продюсер и сорежиссер фильма «Параджанов» Елена Фетисова предлагает искать ответ внутри самой советской кинематографической системы.

«Без нее Параджанова, возможно, и не было бы, – считает она. – Плановая система подразумевала, что режиссеру, который закончил вуз, нужно давать снимать фильмы. Прежде чем появились «Тени забытых предков», Параджанов снял несколько довольно невыразительных картин, которые, в первую очередь, он сам и считал слабыми. Но руководству нравились крепкие картины молодого режиссера. Поэтому в планах киностудии Довженко обозначилась картина к юбилею Михаила Коцюбинского, снять ее и поручили именно Параджанову».

Параджанов говорил, что не читал книги, и лучшим литературным произведением называл «Мойдодыр» Корнея Чуковского. Он, мягко говоря, лукавил. Сферы его познаний были грандиозны. Благодаря им он, армянин, который родился в Грузии, сделал фильм-памятник гуцульской культуре. «Отправьте меня в Африку, и я сниму лучший африканский фильм». Эту фразу говорит и герой моего фильма, – напоминает Фетисова. – Он был  космополитным, толерантным, незашоренным, открытым ко всему новому. Таким, каким и должен быть художник. Поэтому так легко впитал и понял украинскую культуру».

Но та же система, которая позволила ему снять «Тени», потом же и перекрыла ему кислород. Хотя ни одного антикоммунистического высказывания в своих лентах Параджанов не сделал. Более того, впоследствии в его доме в Тбилиси даже висел портрет Леонида Брежнева. Хоть это и была ирония, но ведь и не придерешься. Поэтому придрались к другому. К тому, что до сих пор смакуют многие журналисты, и что описывала статья 122 Уголовного кодекса УССР. За это он отбыл почти пять лет в украинских колониях строгого режима. Одна из трех его судимостей, и самая скандальная.

Невозможно отказать

Срок он отбыл «в перерыве» между двумя фильмами, которые не были похожи ни на один из доселе снятых на советских киностудиях – «Саят-Нова» и «Легенда о Сурамской крепости». Первый фильм, биографию знаменитого армянского поэта, из отснятого Параджановым материала перекраивали около 20 раз. Из километров пленки редактор, народный артист СССР Сергей Юткевич, сделал «Цвет граната».

Некоторые эстеты возмутились вмешательству лауреата двух Сталинских премий в кинопритчу Параджанова. Но если бы не Юткевич, мы вряд ли увидели бы ленту о Саят-Нове. Несколько главных и массу второстепенных ролей в этом фильме сыграла грузинка Софико Чиаурели. На тот момент уже известная актриса согласилась на мистификацию Параджанова – она играла одновременно и поэта, и его возлюбленную. Если просто задуматься над этим: в 60-х годах, в СССР грузинка, переодетая в мужчину, играет в армянском фильме. Невообразимый эксперимент, на который актриса согласилась.

Так же, как и раньше, еще в «Тенях», на роль угрюмого ватага пастухов, согласился известный актер Николай Гринько. Молодого композитора «Теней» Мирослава Скорика Параджанов заставил исколесить все Карпаты в поисках поющих гуцулов. Он выжимал из съемочной группы максимум. Но с ним, опальным и нелюбимым властью, соглашались работать. «На площадке он кричал, ругался, плакал и смеялся. Был невыносим, но Параджанову невозможно было отказать», – констатирует Фетисова. Сила личности и необъятные творческие горизонты – вот что предлагал Параджанов. Такие предложения на просторах советского кинематографа не делал никто, и он был незаменим.

Красиво жить

История любви Параджанова и Светланы Щербатюк уже перестала быть секретом. Известно, что Параджанов влюбился в 16-летнюю Светлану и красиво ухаживал за ней. Раньше она особенно часто вспоминала о таком его изящном подарке, как аметистовое колье. Когда Параджанов сидел в тюрьме, он настаивал, чтобы жена и сын сменили фамилию. Но они на это не пошли, хотя Светлане Ивановне доставалось на тот момент уже за бывшего мужа.

Ее лишили места преподавателя в университете. Ходила к нему в тюрьму, переписывалась, и никогда не рассталась с ним до конца. Параджанов бредил и сыном. Его страсть к красоте и отцовская привязанность слились воедино, и проявлялось это, например, в том, что он хотел видеть сына счастливым, прекрасно одетым и обязательно... архитектором.

Параджанов обожал все красивое – от вещей до легенд. Создавал их сам – легенды о себе, фильмы о других и коллажи. Он учился в консерватории и был потрясающе музыкален, что очень чувствуется в его фильмах. Рисовал даже в тюрьме – создавал картины-«марки» на обратной стороне этикеток со спичечных коробок.

Пока он «мотал срок», знаменитые кинематографисты всего мира боролись за его освобождение. Но едва ли один из участников этой борьбы – итальянец Феллини, знал, что руководству тюрьмы Параджанов представил его как своего брата Федора. Он даже посоветовал призвать итальянского «просветработника» на празднование Нового года в места заключения. Говорят, что начальник даже подал соответствующий запрос в верха.

Пройти «тюремные университеты» он советовал своему другу Андрею Тарковскому. Параджанов проходил пробы на роль Карла Маркса. Дарил дорогостоящий антиквариат человеку, который одолжил ему после тюрьмы тулуп. Страшно и публично ругал коллег по цеху – за хорошие фильмы, которые его не устроили.

«Великомученик Тарковский не может нас ежегодно поражать своим талантом, своей глубиной, а все остальное мне кажется просто никаким», – заявил он во время выступления перед творческой и научной молодежью Белорусской ССР в 1971 г.

Еще одна красноречивая цитата из того же выступления, где он мимоходом прошелся и по творческим людям и по себе любимому: «Знаете, однажды, когда я был в моде на Украине, то на выставке одновременно появилось несколько бюстов, сделанных моими друзьями, – и графика, живопись. И министр, значит, прошел и спросил: «Кто этот бородач? Почему его так много? Какой Параджанов?» Ну, там назвали: «Мой далекий друг». После третьего тура исчезли все портреты и все бюсты. Исчезли, и остался вот этот, который я привез сюда. Председателем выставки была Яблонская (Татьяна Яблонская, народный художник СССР. – Ред.). Она все время мучается, что у нее широкие бедра. Она все время хочет похудеть, но это ей никак не удается. И вот я говорю: «Как вам удалось спасти этот портрет?» А она говорит: «Знаете, первый раз в жизни меня выручили бедра. Когда проходил министр и хотел снять портрет, я его прикрыла своим задом».

Свои кинематографические работы, за исключением первых нескольких фильмов, Параджанов считал гениальными, и какую-то одну из них не выделял. Емкая рецензия и, на удивление, правдивая.

Афоризмы Параджанова

Мне всю жизнь везло в том смысле, что никогда не получалось сохранять фильмы в том виде, в котором я их делал.

Я забыл больше, чем вы будете знать.

Москва. Кремль. Косыгину. Поскольку я являюсь единственным безработным кинорежиссером в Советском Союзе, убедительно прошу отпустить меня в голом виде через советско-иранскую границу, возможно, стану родоначальником в иранском кино. Параджанов.

Мною всю жизнь движет зависть. Я завидовал красивым - и стал обаятельным, я завидовал умным - и стал неожиданным.

Только факты

Сергей Иосифович Параджанов родился 9 января

1924 г. в Тбилиси, в армянской семье.

Работал режиссером на трех киностудиях: им. Довженко в Киеве, «Армян-фильм» и Грузия-фильм.

Фильм «Тени забытых предков» получил десятки призов на международных кинофестивалях.

Против тюремного заключения Параджанова выступили кинематографисты: Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Федерико Феллини, Лукино Висконти, Роберто Росселини, Микеланджело Антониони, Марчелло Мастрояни.

Четыре фильма Параджанова так и не были окончены: «Intermezzo», «Киевские фрески», «Икар», «Исповедь».

Сергей Параджанов умер 21 июля 1990 г. в Ереване от рака легких.

ЮНЕСКО объявил 2004 г. годом Сергея Параджанова.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых