aif.ru counter
20.10.2019 13:39
685

«Осенний марафон»: как личные драмы актеров создали знаменитый фильм

«Осенний марафон» отмечает 40 лет: как личные драмы актеров создали знаменитый фильм о любовном треугольнике
«Осенний марафон» отмечает 40 лет: как личные драмы актеров создали знаменитый фильм о любовном треугольнике © / Фейсбук

«Осенний марафон» - наверное из тех фильмов, которые никогда не теряют своей актуальности. Этому способствует три фактора: нестареющий сюжет о любовном треугольнике, большая драматургия персонажей, которые раскрываются нам, как сложные личности и самое главное – личные трагедии исполнителей главных ролей, «наложившиеся» в сюжет и благодаря чему была создана бессмертная трагикомедия. Как создавался знаменитый фильм, об интересных фактах и образах – читайте в нашей статье.

«Горестная жизнь плута» и футбол со сценарием

Наверное, это стало «доброй» традицией, что любой фильм, ставший впоследствии культовым, вначале продирается на экраны сквозь тернии. Так было и с фильмом «Осенний марафон», в котором так открыто рассказали историю «любовного треугольника» и впервые подняли тему супружеских измен. Фильм прошел с грандиозным успехом, был разобран на цитаты и любимые моменты и по прошествии лет даже трудно представить, что этого фильма могло бы и не быть.

Но мы вспомним, как все начиналось. А начиналось просто и легко – в 1977 году сценарист Александр Володин буквально за несколько недель написал небольшую пьесу о талантливом, но слабохарактерном преподавателе-переводчике, который более 20 лет живет с женой, работает в издательстве. В жизни у героя – полная беспросветность, ведь на работе его не ценят, а с женой они давно существуют чисто по привычке. В жизни у мужчины нет ни передышки, ни стремления вверх – единственной его радостью является его любовница. Но из-за слабохарактерности главный герой который год тянет одну и ту же лямку и продолжает бежать свой марафон, постоянно придумывая проблемы и отговорки.

Пьесу Володин назвал «Горестная жизнь плута», ведь по-другому невозможно точнее описать жизнь бедного Бузыкина, который сам для себя создал кромешный ад. Недолго думая, Володин отправил свою пьесу Георгию Данелии, который в то время был художественным руководителем комедийных и музыкальных фильмов. Володин знал – такой режиссер, как Данелия, точно «пробьет» на экраны фильм с такой «скользкой» тематикой.
Была и еще одна причина, почему был выбран именно Данелия. Дело в том, что «Горестная жизнь плута» только на первый взгляд казалась мелодрамой, но при более глубоком анализе становилось понятно – перед зрителем абсолютно гротескная и комедийная история с элементами драмы. Это полностью подходило Георгию Данелии, ведь он еще задолго до «Плута» изобрел новый «жанр» - лирическая комедия, где лейтмотивом являлась печаль, надо которой и смеешься, и плачешь.

Съемки фильма Осенний марафон
Съемки фильма Осенний марафон 

«Марафон по кругу»: как фильм едва не получил другого режиссера

Однако, Георгий Данелия хоть и похвалил сценарий «Горестная жизнь плута», но отнюдь не спешил начинать съемки и подавать заявку на режиссуру. Вместо этого он вначале отдал сценарий молодым режиссерам – Юрию Кушнереву и Василию Харченко. Уже были готовы таблички с титрами, а на главную роль выбрал Александр Калягин, когда именно исполнитель главной роли решил, что не будет тратить время на фильм, снятый неопытными режиссерами.

Однако, и в этот раз Данелия не спешил браться за фильм и предложил сценарий Павлу Арсенову, который был более опытным по сравнению с другими режиссерами. Арсенов поначалу взялся за сценарий с энтузиазмом, но когда спустя пару месяцев Калягин встретил Арсенова в ресторане Дома кино и заговорил о фильме, режиссер ни разу не вспомнил о «Плуте», чем убедил Калягина – к этому сценарию режиссер подберется еще не скоро.

В итоге, Калягин едва ли не отказался от роли, а Володин – автор пьесы, уже попрощался с экранизацией, придя к Данелии с просьбой забрать сценарий в театр. Но судьбу фильма неожиданно решил сам Данелия, поговорив с Володиным о судьбе фильма и решив согласиться на предложение снять этот фильм самому.
Единственное, что мешало Данелии – опасения, что Володин не позволит менять сценарий «под режиссера». Но, видимо, мытарства сценария настолько надоели Володину, что он не стал спорить с режиссером и пошел на уступки.

«Бузыкин – это я!»: как выбирали главного героя

Изначально на главную роль – затюканного интеллигента-переводчика, которого ни в грош не ставят на работе, и собственная дочь не видит авторитета, разрывающегося между женой и любовницей, должен был сыграл Александр Калягин. Однако, спустя два месяца «марафона» сценария, с Калягиным не было отснято ни одной сцены, а когда за дело взялся Данелия, стало совершенно ясно, что будущая звезда «Здравствуйте, я – ваша тетя!» на эту роль совсем не подходит. Ведь образ, созданный Калягиным, был скорее образом романтичного недотепы, безобидного интеллигента, которым помыкают женщины, в то время, как настоящий Бузыкин крепче «мягкого» образца.

Володин против замены не выступал, заявив Данелии, что теперь «это его фильм и ему решать». А вот сообщил об этом Калягину Юрий Кушнерев, причем – с нескрываемой радостью, ведь актер «отнял» у него позицию первого режиссера, переведя его во вторые режиссеры.

Плавно подбирались актеры – в списке Данелии первой появилась Марина Неелова, которую режиссер сразу же определил «в любовницы» - на роль той самой «кафедры в шесть», как ее называет Бузыкин по телефону. Мечтая давно поработать с Нееловой, Данелия очень быстро заручился согласием актрисы и последующие шероховатости в общении не изменили его решения.

Затем почти сразу же были найдены актеры эпизодов, а после этого – Евгений Леонов, для которого образ соседа-алкоголика переписали почти полностью. Данелия беззаветно любил мастерство Леонова, говоря, что он умеет «даже затылком рассмешить» и сделал ставку на то, что все фразы героя Леонова разойдутся на цитаты. Так оно и получилось – фразы «Тостуемый пьет до дна», «Пришел с компанией – и уйдешь с компанией» и другие просто «ушли в народ».

Но вот с кем были действительно большие проблемы – так это с образом Бузыкина. Данелия видел своеобразного персонажа – тихого интеллигента, который, между тем, может постоять за себя, если «приспичит». Но со своими проблемами разобраться он не в состоянии и может только дальше бежать свой марафон – врать про «кафедру в шесть», пить с соседом, которому не может отказать и бегать по утрам с датским профессором, которому тоже не может отказать. Бузыкин – слегка прибитый жизнью неудачник, но при этом, со своим стержнем, не позволяющий слишком долго на себе ездить.

Когда стало понятно, что Калягин сделал Бузыкина слишком романтичным, Данелия начал присматривать другого исполнителя главной роли. Долгое время все было безуспешно, пока ассистент по актерам Елена Судакова не обратила внимание Данелии на Олега Басилашвили, решив, что тот справиться с ролью на ура. Увы, но режиссер был совсем другого мнения и вот как он аргументировал свой отказ:

«Я его в театре тогда не видел, — сказал он позднее, — а в фильмах Рязанова он мне казался таким уверенным, властным — словом, совсем не Бузыкин». На роль Бузыкина пробовалась, по выражению Данелии, «вся актёрская сборная Советского Союза».

На роль Бузыкина рассматривали Николая Губенко, Станислава Любшина и даже Леонида Куравлева, который довольно скоро «отпал» из-за всесоюзной славы сантехника Афони, который все равно просматривался в уловках актера. Несмотря на кастинг, Судакова упорно предлагала Басилашвили и даже вызвала его из Ленинграда, чтобы провести пробы. Но чтобы ее задумка сработала, Судаковой пришлось пойти на хитрость.

Появление Басилашвили на «Мосфильме» было для Данелии неожиданностью, но ему ничего не оставалось делать, кроме как согласиться провести пробы вечером того дня. Судакова предложила Данелии подбросить Басилашвили до Покровских ворот, что он и сделал. Высадив Басилашвили и проехав 50 метров, он посмотрел в зеркало заднего вида и увидел, что Басилашвили совершенно преобразился:

«Смотрю, совсем другой человек стал, - вспоминал он позже. Кепка у него как-то набок съехала, улицу перейти не может: рыпнется вперёд - и тут же назад. Так это же Бузыкин!»

После этого он позвонил Судаковой и сообщил, что берёт Басилашвили без проб. Оказалось, что это была её задумка: она знала, что Данелия посмотрит в зеркало заднего вида и подговорила Басилашвили сыграть Бузыкина. Так образ обрел актера.

«Маленький раскардаш»: как выбирали героев

Если о Марине Нееловой мы уже говорили раньше – она оказалась одной из первых, кого утвердили на роль, ведь Данелия обратил на нее внимание еще по съемке в одной из курсовых работ своего ученика, где она сыграла работницу метро. Однако, творческий конфликт у режиссера и актрисы все равно возник, ведь Неелова старалась сделать образ любовницы мягче, лиричнее, чтобы вызвать сочувствие у зрителя и переместить фокус с «разлучницы» на Бузыкина. Что это не она, Неелова, уводит мужа из семьи, а сама страдает от неопределенности и нерешительности мужчины, которого любит беззаветно. У режиссера была несколько иная трактовка этого образа, но он пошел на уступки и согласился с Нееловой.

На роль супруги Бузыкина – с виду холодной и неприступной Нины Евлампиевны актрису также подбирали довольно продолжительное время. В конце концов, выбор пал на Наталью Гундареву – режиссер, зная, что похожую драму актриса пережила в личной жизни, посчитал справедливо, что актриса «пропустит все через себя» и выдаст неподдельные эмоции. Но Данелия просчитался: Наталья Гундарева отвоевывала каждую сцену со своей героиней и все делала по-своему, даже читала текст. В конце концов, Данелии пришлось даже напомнить актрисе, кто здесь является режиссером.
Хотя сегодня критики отмечают – если бы не конфликт главной героини, который вместо слез показала Гундарева, если бы не ее внутренний протест, соединившийся с ее личной болью, фильм бы потерял определенную степень глубины и подчеркнул: в этом треугольнике нет виноватых, все оказались лишь заложниками ситуации.

Еще одной неглавной, но важной женщиной в картине оказалась бесталанная Варвара – переводчица без каких-либо литературных притязаний, которой добрый Бузыкин помогает с переводами. Варвара лезет в чужую жизнь и «разбирается» с проблемами Бузыкина, а затем и вовсе – забирает себе его переводы.
На такую неоднозначную роль Георгий Данелия также практически сразу выбрал Галину Волчек. Именно свою подругу детства Данелия утвердил на роль и был полностью доволен результатами работы с ней, ведь актриса выкладывалась на полную и не спорила с режиссером. Правда, в итоге, Волчек осталась недовольна результатом – ее героиня показалась ей «законченной сволочью».

«Алкач, алкач»: как профессора Хансена сыграл журналист из ФРГ

В фильме у Бузыкина есть товарищ и компаньон – профессор Хансен из Дании, которому Бузыкин помогает осваивать русский язык и культуру. Хансен собирает фольклор и бегает по утрам, к чему приобщает и Бузыкина. Но из-за неугомонного соседа (Леонов) попадает в переделку – вначале не в меру выпивает, отправившись «за грибами», а затем и вовсе попадает в вытрезвитель.

На эту роль Данелия изначально рассматривал актеров с эстонской или латышской киностудий, но второй режиссер проекта Юрий Кушнерев предложил на неё своего знакомого, журналиста из ФРГ Норберта Кухинке.

Данелия попросил Кушнерёва сделать так, чтобы он мог посмотреть на Кухинке, не знакомясь с ним. Кушнерёв назначил Норберту встречу у проходной «Мосфильма». Данелия, увидев Кухинке, понял, что он идеально подходит на эту роль.

Но сам к нему тогда не подошёл: чтобы пригласить на съёмки гражданина западного государства, требовалось получить разрешение вышестоящих органов. Чтобы получить его, создатели фильма обратились в иностранный отдел Госкино. Оттуда их перенаправили в МИД, из МИДа — в КГБ, из КГБ — в Управление по обслуживанию дипкорпуса, а оттуда — снова в Госкино. Тогда Михаил Шкаликов, начальник иностранного отдела Госкино и знакомый Данелии, посоветовал ему не спрашивать ни у кого разрешения — его никто не даст, потому что никто не хочет брать на себя ответственность. Так Данелия и поступил.

После этого он обратился к самому Кухинке, но тот сам отказался сниматься — он был занят работой, да и опыта съёмок у него не было. Но режиссёру удалось уговорить его, пообещав, что съёмки займут всего 10 дней (в итоге они растянулись на месяц). Но затем возникли новые проблемы — фактом задействования в фильме западногерманца возмутилось руководство ГДР. Чтобы не ущемлять ничьих интересов, было решено сделать Хансена не немецким, а датским профессором. Правда, Кюхинке это все равно не помогло: буквально через пару лет руководство Госкино строго «порекомендовало» не брать в фильмы актеров из капиталистических стран и в особенности – из ФРГ.

Как «Плут» побежал «марафон»: о названии фильма

Практически с начала работы над фильмом, Данелия понял, что «Горестная жизнь плута» - слишком непонятное и завуалированное название для фильма. К тому же, с переделанным сценарием из фильма получилась трагикомедия, в то время как название больше напоминало мелодраму и даже драму. Данелия начал поиски альтернативного варианта.

К названию его подтолкнул… Олег Басилашвили, который во время так называемых «проб» шел по улице и будто бы бежал марафон: спотыкался, шумно отдувался и в целом, выглядел нездорово. Тогда Данелия впервые подумал: «надо же, как будто марафон бежит». И действительно – спустя пару недель появилось название «Осенний марафон». И осенний он не только потому, что действие фильма разворачивается осенью. Прилагательное «осенний» использовано потому, что главному герою уже 46 лет, а существительное «марафон» — потому что, несмотря на это, он всё «бежит», не находит времени остановиться и «оглядеться».

Интересный факт

Правильно говорят – если вам «настоятельно советуют» что-то изменить, а вы понимаете, что все тогда испортится, лучше оставить все как было и покивать головой. Георгий Данелия при сдаче фильма сделал именно так. Когда начальство Госкино посоветовало ему удлинить финал и сделать финал определенным – будто бы Бузыкин вернулся к жене. И хотя от второго получилось отказаться, с крупным планом Данелия «выкрутился» чудом. Когда просмотр фильма закончился, замминистра культуры (который пришёл к концу фильма) спросил:

«Ты крупный план удлинил?». «Удлинил!» — сказал Данелия. «Намного лучше стало» — ответил замминистра.

осенний марафон
осенний марафон 

Товарищи по несчастью: как актеры перенесли свои личные драмы на экран

Вот говорят, что смешивать личные отношения и работу – вредно для производства и вообще, пагубно для психики. Но фильм «Осенний марафон» стал прекрасным исключением из правил. Фильм, к слову, вообще сильно выделялся из всех, что создавались в ту эпоху застоя. Рассказывая о другой стороне супружеской жизни – изменах, вранье и лицемерии, он смог пробиться на экраны. При этом, Данелии удалось «одурачить» Госкино, так ничего в фильме и не изменив. Кроме того, «Осенний марафон» дал возможность показать зрелость совсем с другой – неприглядной стороны.

Но как бы там ни было, а фильм получился таким щемящим еще и благодаря тому, что все истории и ситуации актеры пропустили через самих себя, ведь практически все исполнители главных ролей сталкивались с супружеской неверностью.

Начнем с того, что и сам автор сценария Александр Володин пережил похожую личную драму – его отношения с женой, Фридой Лифшиц, переживали затяжной кризис. Супруги были отчуждены и холодны друг к другу, поскольку Володин много работал и становился все известнее, в то время как его супруга была очень больна и предпочитала все больше оставаться в одиночестве.

Режиссеру фильму, Георгию Данелии, вся эта ситуация также была близкой. В то время он переживал тяжелый развод со своей второй супругой, актрисой Любовью Соколовой и переживал, как развод скажется на жизни его сына. Именно поэтому он всегда говорил о фильме следующее: 

Бузыкин - это я!

Следующим «товарищем по несчастью» стала Наталья Гундарева. Тут было прямое попадание, ведь незадолго до съемок фильма актриса узнала о том, что ее второй муж Виктор Корешков влюбился в певицу Валентину Игнатьеву. Спустя пару месяцев актриса осталась одна – возлюбленный ушел от нее к певице. Впоследствии Наталья Гундарева все же обрела счастье в третьем браке, но о первом и втором браке вспоминать не любила.

Кроме того, знакомой ситуация были и Галине Волчек, сыгравшей Варвару. Хотя ко времени съемок в кино, у актрисы было все хорошо и в личной жизни, и в профессии – она возглавляла театр «Современник» и обрела гармонию с самой собой. Но на съемках тупой болью отозвался первый брак со знаменитым актером Евгением Евстигнеевым, в которого была безумно влюблена. От этого брака Галина Волчек родила сына, но так и не смогла смириться с уходом мужа, который к тому же, ей изменял.

И лишь Олегу Басилашвили вся история была незнакома – на тот момент актер был счастливо женат, растил двух дочек и даже не помышлял об уходе из семьи. Но Данелия впоследствии вспоминал, что спустя пару лет Басилашвили горестно признался, заявив режиссеру «Да, теперь я знаю, о чём мы сняли кино…». Но как бы там ни было, Басилашвили – единственный кому удалось сохранить брак, ведь со своей супругой они живут более 50 лет вместе.

И если этот фильм был так близок самим исполнителям главных ролей в фильме, то что уж говорить о простых зрителях, которые то и дело видели в каком-то из персонажей себя. Женщины критиковали Бузыкина, отождествляя его с мужчинами в общем. Одних не устраивало то, что Бузыкин не вернулся окончательно к жене, других — что не ушёл к любовнице. Это объяснялось тем, что эти женщины сами оказывались на месте соответственно жены или любовницы. В частности, на просмотре фильма на фестивале в Сан-Себастьяне присутствовала отечественная переводчица, которая 3 года была влюблена в женатого мужчину, а он никак не решался уйти от жены. Под конец фильма, когда стало ясно, что Бузыкин не уйдёт от жены, она крикнула Данелии: «Вы подлец, Георгий Николаевич» — и выбежала из зала.

Но главное остается неизменным – этот фильм не просто об осени, советском быте или супружеской измене. Этот фильм – о каждом из нас. О тех, кто не может определиться в своих чувствах и разрывается, как Бузыкин. О тех, кто молча любит и ждет, молча вися на телефоне, как героиня Нееловой. О тех, кто разочаровался в мире и чувствует одиночество, как супруга главного героя. О неизменно, так или иначе, все мы бежим или бежали свой марафон, который на самом деле – просто без наперегонки с самим собой.

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine 

Топ 5 читаемых