aif.ru counter
2185

Кутья, сочиво и коливо. В чем особенность этих ритуальных блюд

Кутья, сочиво и коливо. В чем особенность этих ритуальных блюд
Кутья, сочиво и коливо. В чем особенность этих ритуальных блюд © / Фейсбук

Какой смысл в зерне?

Этнографы предполагают, что кутья как ритуальное блюдо существовала еще в дохристианские времена. Считается, что слово «кутья» означает «вареное зерно», попросту – каша. Но, по одной из версий, это ритуальное блюдо могли называть так от украинского слова «кут» - угол, ведь миска с кутьей в праздничные дни должна была стоять на «покутье» - в почетном углу хаты, который размещался по диагонали от печи.

«Жизнь наших предков сильно зависела от погоды, они боялись сильных морозов, из-за которых мог пропасть будущий урожай. Поэтому они пытались задобрить дух мороза, который со временем превратился в важного новогоднего персонажа – Деда Мороза. И в те давние времена было принято ставить вечером на порог миску с кутьей, приговаривая: «Мороз, мороз, иди к нам кутью есть, а если не идешь, то не ходи и на рожь и пшеницу». То есть, считалось, что кутья могла остановить в недобрых делах злые силы», - говорит культуролог, преподаватель Киево-Могилянской академии Юлия Никишенко.

Через кутью наши предки также пытались «держать связь» с умершими родными. Поэтому ее оставляли в тарелке с ложками всех членов в семьи на всю ночь. Это делалось для того, чтобы души умерших угостились и оставили «информацию». Например, если чья-то ложка была перевернута вверх, то, считалось, что в течение года этот человек должен умереть.

Свое почетное место кутья заняла и в жизни православных христиан.

«Кутья – это блюдо, с которого в Украине начинают трапезу в Святой вечер. О кутье впервые упоминают в начале XII века в летописи «Повесть временных лет». В старину кутью готовили чаще из пшеницы, реже из ячменя. Сначала она была только с медом. В более поздние времена в нее стали добавлять маковое молоко (запаренный и растертый мак), изюм, а также измельченные орехи», - объясняет диетолог Светлана Фус.

По ее словам, продукты, из которых готовится кутья, имеют символическое значение: зерно – это символом воскресшей жизни, мед считается символом здоровья и благополучного быта или, можно еще сказать, - сладкой жизни, мак символизирует достаток в семье. Всегда считалось, что чем вкуснее и сытнее кутья, тем лучше будет в течение целого года урожай и достаток в семье. Поэтому каждая хозяйка старается приготовить очень вкусную кутью.

При этом в каждом доме на праздник была кутья со своим неповторимым вкусом. Но в целом, как говорит диетолог, с давних времен старались придерживаться классического рецепта. Он состоит в том, что на воде из чистых промытых зерен варят обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, затем охлаждают ее и подслащивают по вкусу. Дальше - отдельно растирают мак до образования, так называемого, макового молочка, добавляют мед, все перемешивают и заливают в пшеницу. Если каша получилась слишком густой, ее можно разбавить охлажденной кипяченой водой. А затем - изюм обдать кипятком, воду слить, перебрать, удаляя плодоножки. В конце добавляют толченые ядра грецких орехов. Что касается пропорций, то они таковы: в среднем на один стакан зерен пшеницы потребуется 100 г мака, столько же ядер грецких орехов и несколько ложек меда. В автентичном рецепте – именно мед, а не сахар.

От богатой кутьи – до черной

Существует несколько видов кутьи – в зависимости от того, в какой день она должна попасть на стол. Перед Рождеством готовят богатую кутью, перед Старым Новым годом, когда принято щедровать, - щедрую, накануне Крещения – голодную. Есть еще один вид кутьи, но о нем – чуть позже. Вначале остановимся на трех перечисленных видах этого ритуального блюда. Все они готовятся по одному рецепту, хотя могут быть варианты на усмотрение хозяйки. Но в зависимости от того праздничного дня, в который подают богатую, голодную или щедрую кутью, меняется меню остальных блюд. И еще нюанс: иногда праздничную кутью еще называют сочивом. Почему? С древних времен сочивом называли сок из семян, которые использовали в качестве приправы еды, в том числе и вместо масла. Имеется в виду разбавленное медом маковое, миндальное или ореховое «молоко», его-то и называли еще «соком». Собственно, это то, что, как правило, и добавляют в кутью. И если кутью иногда называют сочивом, то это, по сути, звучит как название-синоним.

И о последнем, четвертом виде кутьи. Ее называют черной, поскольку готовят на поминки умерших, но многим больше известно название ее другое - коливо. Приготовление традиционного колива практически не отличается от того, как готовят кутью. Но в нем несколько смещены акценты: если кутья чем вкуснее и слаще – тем лучше, то коливо должно быть сдержаннее, менее насыщенным и не таким сладким. В наше время коливо редко готовят из пшеничных зерен, в основном – из риса, к которому добавляют только изюм.

Вообще-то рецепты ритуальных блюд не прописаны в церковных книгах. Их только «констатируют» в летописях, трудах этнографов и в литературных произведениях – таких, как, например, «Энеида» И. Котляревского. Ведь кухня – это, по сути, вид народного творчества, ритуальные блюда, с особенным значением, тоже созданы народом. Поэтому в них всегда есть место для импровизации и современных «ноток». Известно, что в отдельных регионах страны появляются свои уникальные рецепты. Например, в некоторых районах Киевской и Полтавской областей коливо - это размоченные сухари, к которым добавляют мелко нарезанные яблоки. Но дело ведь не в ингредиентах, а в смыслах.

Алла Рыбалко

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine. 

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых