273

Как традиции козачества повлияли на современную Украину?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. Аргументы и Факты в Украине 12/10/2021
Как традиции козачества повлияли на современную Украину?
Как традиции козачества повлияли на современную Украину? Википедия

14 октября – день, когда отмечается День Покрова Пресвятой Богородицы, которая считается покровительницей всех украинских воинов, День Украинского козачества, годовщина создания Украинской повстанческой армии и День защитников и защитниц Украины. Это праздник вооруженных сил, которые у украинского народа имеют многовековую историю и традиции. Самая яркая страница – козачество, которое заложило основы сильного войска и демократической государственности, и в общем стало глубинными истоками нации. Как и чем жили козаки, и почему козачество так важно для современной Украины? 

Кто позировал Репину для картины «запорожцы»? 

Славную историю украинского козачества грубо оборвала императрица Екатерина II: 17 июня 1775 года Запорожскую Сечь заняли императорские войска, а 14 августа в Москве при Сенате был опубликован Манифест об уничтожении Запорожской Сечи. Самодержица не смогла смириться с тем, что украинское козачество стало слишком самостоятельным и игнорировало «указы Ее Величества», чем и навлекло на себя «праведный гнев императрицы и строгость Высшего правосудия». С тех пор все делалось для того, чтобы о козачестве все забыли. Но в народе долго передавались из уст в уста рассказы об этой уникальной странице нашей истории, а отдельные ученые и люди искусства увековечили ее в своих трудах. Наверное, нет такого человека, который не видел бы картину Ильи Репина «Запорожцы» - о том, как козаки пишут письмо турецкому султану. Удивительно живые образы на полотне получились благодаря тому, что художник долго изучал типы людей, похожих на запорожцев. А помогал ему в этом Дмитрий Яворницкий – украинский историк, для которого изучение козачества было делом жизни. Яворницкий щедро делился с Репиным архивами, реквизитом, помогал находить прототипы героев полотна. Мало того, одежда козаков, предметы на столе у писаря, оружие - все это было написано с экспонатов коллекции ученого.  

«К услугам Репина была вся моя коллекция: оружие, скины, трубки-носогрейки, графин с водкой, даже череп запорожца, выкопанный в могиле козака», - вспоминал он историю создания «Запорожцев». 

Интересный нюанс: в образе писаря Репин никого другого не видел, кроме самого Яворницкого. Он долго его уговаривал попозировать, но тот категорически отказывался. Тем не менее, однажды, когда историк был в Петербурге, в пасмурный и холодный день художник уговорил его зайти в теплую мастерскую и дал посмотреть юмористический журнал. Яворницкий улыбнулся, глядя на какую-то картинку, и художник радостно воскликнул: «Вот этот взгляд мне и нужен!».  

«Не прошло и часа, как на картине я уже сидел за столом – за писаря», - вспоминал этот день историк, который все же стал прототипом писаря в картине Репина «Запорожцы». Вообще же его вклад в изучение и сохранение памяти о козачестве – намного больше: благодаря ему мы получили энциклопедическую картину о том, чем и как жили козаки. 

Жизнь по заповедям 

Чем сильна была Сечь? Тем, что главным «кодексом чести» там были козацкие заповеди – правила, по которым жили запорожцы. Они касались всех основных сфер бытия и могли бы и сейчас стать своеобразным моральным кодексом современных мужчин.   

В чем их суть? Они призывали козаков больше всего дорожить честью и добрым именем. И уточняли, что честь козак должен беречь смолоду, а сохранять достоинство - в любой обстановке. Козак также должен уметь признавать свои ошибки и свою неправоту. Ему негоже завидовать другим, желать кому-то зла, считать себя выше других и свысока поучать. Он должен быть со всеми доброжелательным, с широкой душой и при этом стойко воспринимать все удары судьбы.  

Эти заповеди также говорят о том, что все козаки «равны в правах, нет ни князя, ни раба, но все рабы Божии!». Поэтому каждый из них должен отвечать за все свои поступки, независимо от своего общественного положения, образования и прошлых заслуг. Совершеннолетнего козака никто не может лишить слова, и каждый козак может быть избран на любую должность. А главный закон для него – решение, принятое на Козацкой Раде.  

В этом своде правил также было сказано о том, что по поступкам каждого козака судят обо всем козачестве. Сечевик всегда должен быть честным и правдивым, он не должен интересоваться нечестными доходами, избегать сквернословия и не поддаваться губительным страстям. Он должен быть примером для других, он обязан защитить обиженных, помочь страждущему и накормить голодного. 

Козак должен служить своему народу, а не воевать ради славы. Он должен держать данное слово, уважать старших, стоять горой за своих товарищей, усердно трудиться и быть преданным религии своих предков – христианской вере.  

Как видим, многие из этих моральных постулатов встречаются в разных современных документах, регламентирующих этические нормы.  

Сила козацких заповедей – в том, что их не просто писали «для красного словца», а неукоснительно выполняли.

Как жили сечевики? Их курени всегда были открыты настежь. И каждый путешественник мог в любое время суток зайти туда - немного отдохнуть, немного перекусить, чем Бог послал, если даже там никого не было. Если этот человек был сильно голодным, он мог съесть все, что видел. Но он не имел права забирать что-либо с собой – еду, посуду, одежду и обувь или оружие. Это считалось воровством. А кражи на Сечи жестко наказывались. Даже в том случае, когда кто-то находил потерянную вещь и не искал хозяина ее, а брал ее себе. Согласно козацкому этикету, находку на три дня надо было выставить на всеобщее обозрение, привязав ее к высокому столбу. И уже если после этого не обнаруживался хозяин, нашедший мог забрать ее себе.  

Если козака уличили в воровстве, его привязывали к столбу, а рядом с ним клали гору розог, которыми по очереди его били все проходящие мимо. Время от времени провинившемуся давали выпить в качестве обезболивающего рюмку водки со словами: «Пей, вражий сын!».  

А если вдруг провинившегося забивали до смерти, то его последний вздох был под радостные возгласы окружающих. А того, кто, приняв удар всех приготовленных розог, оставался живым, отпускали на все четыре стороны. Он навсегда лишался почетного звания козака-запорожца, превратившись в гайдамаку или разбойника на большой дороге. Поэтому кражи на Сечи были редкостью.  

Козаки были гостеприимными. Этим качеством наделены и сейчас многие украинцы. Польский историк Анджей Китович, исследовавший украинское козачество, писал: «В любой Сечи можно было оставить мешочек денег на улице - он останется на своем месте».  

Возможно гостеприимство заложено у нас на генетическом уровне. Не зря же символом нашей щедрости, открытости и уважения стала традиция встречать дорогих гостей с хлебом и солью, что демонстрирует доброжелательность и миролюбивость хозяев. 

Похоже, и корни нашей добродетели – тоже из козацких времен. На территории нынешней Украины активная благотворительная деятельность началась еще в средние века, когда в среде зажиточных горожан и состоятельной козацкой верхушки пошла мода открывать за свой счет учебные заведения и строить или реставрировать храмы. Одним из первых и значительных благотворителей в пользу образования стал гетман Петр Конашевич-Сагайдачный, который материально поддержал братские школы при православных монастырях по всей Украине, а все Войско Запорожское записал в состав киевского Богоявленского братства, подчеркнув этим беспрецедентным шагом, что козаки готовы защищать образование и православие с оружием в руках. Кроме того, он пожертвовал в пользу Львовской, Луцкой и Киевской братских школ около 30 тыс. золотых червонцев. При этом настаивал, что руководство школ должно давать дорогу не только отпрыскам состоятельных родителей, но и одаренным детям из очень бедных семей.  

Мы и сейчас гордимся тем, что гетман, а позже митрополит Киевский Петр Могила сосредоточил свою благотворительность на Киевской коллегии – этому учебному заведению он помогал деньгами, достраивал его и за свои средства учил там талантливых детей из малоимущих семей. Кроме того, Петр Могила сделал все, чтобы возродить пришедшую в упадок Софию Киевскую: он обновил там и достроил само здание и библиотеку, привез из других храмов святые мощи и привлек к службе образованных людей. Свой вклад в благородные дела внес также гетман и магнат Иван Мазепа. Благодаря его стараниям, Киевскую коллегию превратили в Киево-Могилянскую академию, придав этому учебному заведению особый статус. Кроме того, Мазепа отрыл несколько типографий и школы в глубинке. 

Привкус козацкой каши  

Известно, что запорожцы огромное значение придавали еде, ведь голодный воин – не воин. У них каждый день были горячие обеды, которые готовил повар вместе с мальчиком-помощником. Юноши, которых родители отпускали на Сечь, обычно носили воду для приготовления еды, мыли посуду, чистили казаны. С ними их наставники-повара делили «зарплату»: им платили по два карбованца в год от каждого куреня и плюс - по 5 коп. с каждого козака.  

Как правило, обед состоял из двух блюд: саламахи – густой каши с солью и мукой, и тетери – более жидкой смеси муки, крупы, проса и пива или рыбной «юшки». Такой была обычная будничная еда. Ее могли дополнять трофеи с рыбалки или охоты, которые добывались в свободное время. Добытую таким образом рыбу или дичь запекали на костре у речки, варили юшку и к таким яствам могли позволить по рюмочке горилки. Это была традиция, такая же, как и сухой закон в остальное время. Ведь на Сечи пьянство осуждали, а, бывало, что и жестоко наказывали за него.  

Что касается семьи, то запорожцы или не женились вовсе, или их семьи были далеко от Сечи, ждали своих козаков, которые изредка навещали их, и тосковали по ним. Украинские женщины, ждущие из Сечи своих мужей, сыновей или братьев, за долгие годы выплакивали все слезы. Ведь не все сечевики возвращались домой, некоторые из них гибли на поле боя. Зато, когда они прибывали в родную хату на короткую побывку, к своим близким относились очень трепетно. Обязательно привозили подарки им из далеких походов: отцу – люльку, матери или невесте – платок, детям – медовые пряники. Они благоговейно почитали старшее поколение, своим родителям говорили «вы», а когда снова отправлялись на Сечь, просили у них благословения, ведь никто не знал, будет ли еще одна встреча.   

Запорожцы уважительно относились и к своим побратимам. Делились с ними последним, обменивались в знак дружбы нательными крестиками и не оставляли раненных на поле боя. А когда кто-то погибал, хоронили его с почестями посреди поля, в высоком кургане. Если же тело погибшего козака найти после боя не удавалось, в его честь тоже сооружали высокий курган. До сих пор в степях Украины есть много курганов, которые хранят тайны козачества.   

Точка зрения 

Вместо лошади – железный конь

- Известно, что у каждого народа есть свой национальный миф, который идеализирует его прошлое. Для нас таким идеалом прошлого стала Запорожская Сечь, вольные козаки, которых мы считаем символом независимости и справедливости. И это правильно. Ведь большинство козацких традиций пришли на Сечь из народной жизни, и они многое могут рассказать обо всех наших предках-украинцах. То, что сейчас мы с особым трепетом относимся к традициям козаков, объясняется нашим стремлением к исторической справедливости, ведь в течение 70-ти советских лет наше прошлое, в том числе и история козачества, замалчивались. Но сейчас пора возрождать истинную историю наших предков. Один из признаков процесса «реанимации» нашего прошлого с его обычаями и традициями – это мода у молодежи на козацкий боевой гопак. Кстати, он уже стал визиткой Украины в мире – после своих триумфальных побед элементы его исполняют наши выдающиеся спортсмены - как, например, в этом году после победы на Олимпиаде в Токио сделал это Жан Беленюк. А у молодежи в почете сейчас бритые виски и казацкий «оселедець». А ведь это – не просто пучок «чуба». Как утверждают летописи, сами козаки считали «оселедець» своей особой гордостью. И если вдруг случайно запорожец вырывал клок волос из «оселедця» у своего побратима, то, по неписаному правилу, платил пострадавшему пять карбованцев – это были огромные деньги. 

И еще о связи времен: говорят, что козак без коня – что птица без крыльев. На старинных картинах-парсунах XVIII в. мы видим козаков на лошадях, седло и сбруя которых украшены украинским орнаментом. У современных мужчин - кони железные, автомобили, которые теперь, по примеру запорожцев, они украшают тем же национальным орнаментом, только в виде аэрографии или пленки. 

Юлия НИКИШЕНКО, культуролог, преподаватель Киево-Могилянской академии 

История

Где можно увидить конституцию Пилипа Орлика? 

В этом году в Украину из Швеции в честь празднования 30-летия независимости страны доставили оригинал Конституции Пилипа Орлика. Этот уникальный документ можно увидеть в Софийском соборе до 14 ноября этого года.  

История гласит, что первая украинская Конституция была принята на собрании козачества возле городка Тягин (османское название – Бендеры), на правом берегу реки Днестр, 5 апреля 1710 года. Это был договор между Войском Запорожским и новоизбранным гетманом. Его оригинальное название - «Договоры и Постановления Прав и вольностей Войска Запорожского». Их заверил король Швеции Карл XII. Документ содержит преамбулу, 16 статей и присягу гетмана. Он был составлен в двух экземплярах, на русском и латинском языках, и имеет две староукраинские редакции. Оригинал, написанный рукой Пилипа Орлика, хранится в национальном архиве Швеции в Стокгольме. 

Прибытие к нам документа, который впервые провозглашал украинскую независимость, стало еще одним шагом в восстановлении исторической преемственности Украины со времен Руси, козацкой державы, Украинской Народной Республики – до сегодняшнего дня. Современная Украина воплощает стремления и мечты всех предыдущих поколений борцов за независимость. 

Как сообщает пресс-служба президента Украины, переговоры об экспозиции оригинала Конституции Пилипа Орлика в Украине продолжались много месяцев, поскольку шведская сторона была готова предоставить только копии документа. Но благодаря упорной работе МИДа, Посольства Украины в Королевстве Швеция и Министерства культуры, Национальный архив Швеции согласился временно предоставить нам оригинал латиноязычной версии. Этот документ считается одной из первых конституций Европы. Он фактически провозглашал в Украине независимую республику с протекторатом шведского короля вместо подданства царю, что было большим шагом вперед в политической мысли того времени. Реальной силы Конституция Пилипа Орлика так и не получила, поскольку составлялась на чужбине, а ее создатели не имели возможности уже вернуться на родину. Но в истории она осталась как оригинальный памятник права, который впервые в Европе обосновывает возможность существования парламентской демократической республики. 

Алина Ветрова, Ирина Ванда, Александр Будовой 

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

Также вам может быть интересно

Loading...