aif.ru counter
102

«Обычное дело» – первый украинский фильм, вырвавшийся в прокат в 2013 году

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. Аргументы и факты в Украине 13/02/2013 Сюжет Кино
Васянович и Денисенко на премьере фильма «Обычное дело»

Киев – 20 февраля, АиФ Украина. В украинский прокат вышел полнометражный фильм «Обычное дело» - комедийная драма о кризисе среднего возраста, который переживает главный герой Толик, психиатр по профессии и поэт по состоянию души. Средства на картину, в рамках программы поддержки отечественного кинематографа, выделило государство.

По иронии судьбы дебютную игровую ленту режиссер-документалист Валентин ВАСЯНОВИЧ снимал тоже в период кризиса - финансово-экономического. В итоге работа затянулась на долгие пять лет.

Тяжелую кризисную ауру «Обычному делу» удалось преодолеть. В итоге историю Толика, который в поисках себя, смысла жизни, счастья и денег, переживает череду нелепых, грустных и смешных ситуаций, можно увидеть в кинотеатрах по всей стране.

После первых показов критики назвали картину кто «качественным европейским кино», кто «настоящим украинским фильмом».

- Украина - европейская страна, и никакого конфликта в формулировках нет, - считает Валентин Васянович. - Просто это фильм об Украине, весь материал - наш. Однако история рассказана европейским киноязыком, без «шароварщины». У меня не возникало желания снять фильм, похожий на что-то, или не похожий ни на что. Ты пишешь и делаешь, как можешь и умеешь, опираясь на собственный опыт и восприятие действительности. Даже если кто-то и видит сходство с другими лентами, мне наплевать, честное слово.

В поисках героев

- Как долго вы подбирали актера на главную роль?

- Кастинг продолжался около месяца. На главную роль рассматривалось пять претендентов. Но потом нашелся Тарас Денисенко (заслуженный артист Украины, снимался в фильмах «Кислородное голодание», «Фучжоу», «Богдан-Зиновий Хмельницкий». - Ред.). Стало ясно, что он хорош, да еще и по жизни очень похож на героя. Он очень романтичный, пишет стихи, сильный и слабый одновременно. «Под Тараса» подбирались и все остальные.

- В эпизодах снимались известные люди, но не актеры. Как договорились об участии режиссера Михаила Ильенко?

- Когда я писал эпизод, то видел Михаила Герасимовича, который 129 раз включает свет, прежде чем войти в комнату. Его герой считает, что таким образом спасает мир. Ильенко только уточнил: «Это роль сумасшедшего?» - и согласился.

- «Обычное дело» - ваш первый опыт в игровом кино. До него были документальные ленты. Наверное, было сложно перестраиваться?

- Подходы действительно разные, и для меня документалистика сложнее. В игровом же кино больше свободы. Ты придумал историю и потом можешь изменить ее в любой момент под себя, героя, интерьер. Хорошие актеры обеспечивают хорошую игру, оператор - картинку и т. д. При этих составляющих ты прогнозируемо получишь хорошее игровое кино.

В документалистике ты не ищешь героя - это невозможно. При определенном везении герой сам тебя найдет. Но даже после того как он появился, ты можешь в любой момент его потерять. Одно неправильное слово, движение, вопрос - и он закрылся, и после этого «кина» уже не будет.

Всеми возможными средствами

- Отечественный фильм в прокате - радостное событие. Если же его финансирует государство - это радостно вдвойне. Легко ли удалось получить средства от чиновников?

- То, что они мне достались, - чудо. Мне для съемок «Обычного дела» и Михаилу Ильенко для съемок фильма «Тот, кто прошел сквозь огонь» их выделили одновременно. В то же время сотня кинематографистов вообще ничего не получили.

- Многие именитые российские актеры и режиссеры вспоминают о начале 90-х годов как о самом тяжелом времени - не было денег и работы. Как вы считаете, почему в Украине 90-е затянулись? Или сейчас стало проще работать?

- Последние пару лет, после того, как заработала государственная программа поддержки кино, стало проще. Как до этого происходило выделение средств, мне трудно даже описать. Сейчас же все понятно. На сайте Госкино появляется объявление о приеме заявок: ты пишешь сценарий, оформляешь пакет документов и приносишь чиновникам. Если все хорошо, то тебя приглашают на второй конкурсный тур. Он полностью открыт - присутствуют журналисты, коллеги, враги, друзья и конкуренты. Ты там рассказываешь, какой обалденный фильм снимешь. Если смог убедить комиссию - получаешь деньги. Дважды в год поддержку получают около десяти игровых фильмов.

- Частных инвесторов привлекаете?

- Заинтересовать их нереально, но мы их привлекаем. Вы представляете, сколько миллионов должно быть у человека, чтобы он безболезненно отдал для съемок 500 тысяч? Для них это - имиджевый процесс, они понимают, что ни одна потраченная копейка не вернется. Если же примут закон о меценатстве и для таких инвесторов будут предусмотрены налоговые льготы, то сотрудничать будет легче.

- А насколько охотно прокатчики берут отечественную картину?

- Прокат нужно «продавливать». У компаний все накатано: они получают пакетное предложение с уже распиаренными иностранными фильмами. Благодаря этому они гарантированно получат деньги, и зачем лишний раз напрягаться? Ну а если они берут украинское кино, то гарантий нет никаких: может пойти или не пойти. Все ложится на плечи наших дистрибьюторов. Они встречаются с прокатчиками, уговаривают, обещают.

Без смеха и не взглянешь

- В 2011 г. ваш сценарий «Креденс» получил премию «Коронация слова». Когда начнутся съемки?

- Это мрачная рождественская сказка, которую мы должны сдать в октябре этого года. С главным героем уже определились - талантливого виолончелиста, у которого возникает сложный жизненный выбор, играет Андрей Саминин. Группа уже отсняла натуру во Львове, и, думаю, мы «схватили» львовское настроение. Недавно начались съемки в интерьерах в Киеве.

- Раньше вы хотели снять цикл фильмов о жителях разных регионов Украины.

- Это была формальная идея. Можно сказать, что я ее придерживаюсь. «Обычное дело» - фильм о Киеве, «Креденс» - о Львове. Ну а дальше посмотрим. Пока что движемся в контексте схемы.

- Съемки «Обычного дела» наложились на финансовый кризис, в основе сюжета - кризис среднего возраста, в нашей стране мы перманентно переживаем политический кризис. Не много ли кризисов?

- Здорово, что мы живем во времена перемен. Это тяжело, но зато дает почву для творчества. Это европейцы мучаются оттого, что у них все хорошо, а у нас тут материал богатейший. Мы живем в атмосфере творческого хаоса, и это классно!

- Политическая обстановка на тематику и работу влияет?

- Конечно. Был период, когда меня страшно раздражал мэр Киева Леонид Черновецкий. Я даже ввел в картину героя, который похож на него (в фильме «Обычное дело» Славка Червонецкого, инициатора безумных бизнес-идей, играет Виталий Линецкий. - Ред.). От всех этих процессов не отмахнешься - они сами приходят из Интернета, новостей.

- Некоторые режиссеры и критики говорят, что атмосфера давления и притеснений в СССР очень стимулировала творческий процесс. Как вы считаете, стоит ли «прижимать» художника?

 Это полезно. Если ограничить себя, то ты героически преодолеешь препятствия, подключая весь свой потенциал. В СССР были творческие ограничения, нужно было снимать так, «как партия скажет». В современной Украине - нехватка финансирования и высокая конкуренция. Вот мы мобилизуемся и пробиваемся.

- Если бы вы определяли настроение общества по жанрам, как можно было бы охарактеризовать обстановку в Украине: драма, комедия, трагедия?

- Сатира. У меня именно такое восприятие мира, и я ничего не могу с этим поделать. Даже если я делаю драму, она получается смешной. Да и украинцы веселые - это помогает им ориентироваться в хаосе. Конечно, есть и другие люди - «чернушники», которым нужно совсем другое кино. Но не мое.

ДОСЬЕ

Валентин ВАСЯНОВИЧ родился в 1971 г. В 1995 г. получил диплом оператора, а в 2000-м - диплом режиссера-документалиста Национального университета театрального искусства им. Карпенко-Карого. В 2006-2007 гг. учился в Школе режиссерского мастерства Анджея Вайды (Польша). Снял документальные фильмы «Старые люди», «Против солнца», «Линия», «Колыбельная для флейты с барабаном» и др.

 

 

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых