aif.ru counter
90

Михаил Ильенко - о том, как вернуть любовь зрителя к украинскому кино

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. Аргументы и факты в Украине 12/09/2012 Сюжет Кино
Герой фильма «ТойХтоПройшовКрiзьВогонь» превратился из советского летчика в индейского вождя

В интервью «АиФ» режиссер ленты рассказал о нехватке героев в отечественных фильмах, депрессивной традиции и перспективах украинского кинематографа.

Не хватает очередей

- Когда вы начинали работу над лентой, рассчитывали на такой успех?

- Конечно же, у фильма есть свои внутренние качества. Но я, прежде всего, рад, что фильм успешно прошел в украинском прокате. Если бы вы назвали какой-то другой фильм, который собрал за последние два года столько симпатий, то он бы справедливо представлял нашу страну на «Оскаре». Но формально и неформально, эмоционально, эта лента собрала наибольшее количество положительных отзывов.

- Что для украинского кинематографа - успешность? Сейчас речь вряд ли идет о больших кассовых сборах...

- Вы правы. У меня есть свое представление успешности. У нас достаточно много хороших фильмов, которые показали себя на международных фестивалях, даже получали очень престижные призы. И слава Богу! Например, Марина Врода в Каннах (за ленту «Кросс» в 2011-м получила Золотую пальмовую ветвь как за лучший короткометражный фильм. - Ред.). Действительно, у нас тут немало побед, и они очень убедительные. Для кинематографа, который еле-еле работает, я считаю, это просто феноменально! Но сегодня нам необходимо вернуть любовь зрителей, нужно, чтобы перед кассами кинотеатров на украинские фильмы была очередь. Другим способом мы не изменим законы, которые сейчас работают против нашего кино.

Только любовь зрителя может обратить внимание коммерсантов и понять, что этот продукт продается.

- А если конкретизировать рецепт хорошего украинского кино? Ведь до сих пор спорят, нужен ли нашему кинематографу свой путь, или нет.

- Сегодня зритель хочет немного другого вектора, взгляда на экран. Это и показал прокат фильма «ТойХто-ПройшовКрiзьВогонь». Мы (и часть вины я беру на себя) перекормили зрителя фильмами «про еще одного, у которого опять ничего не вышло». Это - депрессивное кино. Я не говорю, что это плохие фильмы, среди них встречаются и шедевры. Но речь идет о балансе. Сейчас ситуация такова, что зрителя нагружают депрессивным взглядом на жизнь.

- Почему? Такое кино проще снимать?

- Возможно, это традиции, и есть определенная инерт-ность. Кроме того, эти фильмы, честно говоря, почему-то лучше воспринимаются пока что на Западе. Не знаю, что они там думают. Возможно, «у нас не так все плохо, как у них». Нашему зрителю нужен просто герой, который может побеждать, удивлять. Который, как и любой экранный герой (хоть Рэмбо, хоть Чапаев), вызывает такую зависть у зрителя, что приводит к позитивной реакции. Человек смотрит и думает - а как бы я поступил в такой ситуации?

Когда я встречался со зрителями, эти ноты звучали по отношению к Ивану Додоке (главный герой «ТойХтоПройшовКрiзьВогонь». - Ред.). Эти импульсы, своеобразные антидепрессанты, могут сработать очень активно. Я не первый год в кино. И, исходя из своего контекста (возможно, он ошибочный), прихожу к таким банальным выводам. Почти в каждой книге про кино, драматургию написано: «ищите героя», «бросайте его в конфликт, который он не может развязать», «пусть он будет победителем».

Справка

Фильм «ТойХтоПройшовКрiзьВогонь» основан на реальной истории летчика Ивана Даценко, Героя Советского Союза, выходца из Полтавской области. Существуют разные версии его жизнеописания. По одной, Даценко убежал из немецкого плена и вернулся к своим, но его признали изменником родины и отправили в Сибирь. Оттуда ему удалось бежать в Канаду. По другой, летчик оказался в Канаде после того, как сбежал из плена в Германии и попал в американскую зону оккупации. Как бы там ни было, выходец из украинского села стал настоящим вождем племени ирокезов в канадской резервации.

Оторвались от реальности

- Нужны ли Украине свои герои?

- Национальная идентификация - это, конечно, очень важная составляющая успеха. Мы сейчас лучше знаем, как в Нью-Йорке жить. А фильмы про нашу улицу, нашу действительность - это редкость. Я абсолютно уверен, что это привораживает зрителя. Есть события в нашей стране, которые просятся на экран. Есть современные герои, которые могут азартно подключить зрителя к современности через истории, которые он сегодня переживает, через его нынешнюю собственную жизнь.

- В начале года вы сказали, что будете очень рады, если вашу ленту выдвинут на «Оскар». На что рассчитываете теперь?

- Для меня это действительно очень серьезное событие. Я не прогнозирую и не знаю, как там будет. Но это очень азарт-но. В этом есть оттенок соревнования, и это не может не подстегивать. Хотя я не даю себе волю сильно фантазировать.

Хорошо, что сейчас у меня нет на это времени. Начинается работа над экранизацией Тараса Шевченко, которую нужно успеть к 2014 г., 200-летию со дня его рождения. Первый шаг уже сделан - Госагентство по вопросам кино утвердило проект. Уже готово дать свою половину средств, вторую мы активно ищем. Этот фильм будет дороже, чем «ТойХтоПройшовКрiзьВогонь», - около трех млн долл. Это экранизация небольшого стихотворения, на одну страницу, - «У тієї Катерини...». Сценарий воссоздает все драматические события сюжета этого стихотворения, часть фильма происходит в наши дни. Будет мост между Шевченко и современностью. Фильм планирую как очень оптимистичную ленту, и держу в уме нашего зрителя. Ведь чтобы твою работу полюбили в мире, необходимо, чтобы сначала ее полюбил собственный народ.

Досье

Михаил ИЛЬЕНКО - украинский режиссер, сценарист и актер. Родился в 1947 г. в Москве. Дебют в кино - небольшая роль в фильме «Вечер накануне Ивана Купала» (1968). Режиссерский дебют - фильм «Там вдали, за рекой» (1975). Среди режиссерских работ - «Школа», «Каждый охотник желает знать...», «Фучжоу», «Седьмой маршрут» и др.

 

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых