aif.ru counter
279

Жил-был мульт: Эдуард Назаров - об упадке культуры и яде Голливуда

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. Аргументы и факты в Украине 14/03/2012 Сюжет Кино
Образы волка и пса запали художнику в душу еще в девятилетнем возрасте

В интервью «АиФ» коренной москвич, художник-мультипликатор Эдуард НАЗАРОВ рассказал, как создавался один из самых «проукраинских» мультфильмов.

«Зацепился за фразу «Щас спою!»

- Эдуард Васильевич, вы, коренной москвич, создали, пожалуй, один из самых «украинских» мультфильмов. Откуда такое тонкое и незамутненное понимание быта Украины?

- Отец мой постоянно покупал мне в детстве книги, в основном сказки. Однажды, когда мне было лет девять, он принес одну, на обложке которой было написано «Казки». Я у него спрашиваю: «А почему буквы «с» нет?». Она оказалась на украинском языке. Книжку я таки прочитал, непреодолимого барьера между русским и украинским языками нет. Среди сказок была одна - под названием «Сирко». А потом, когда я уже работал на студии, все время листал сказки, искал что-то и наткнулся в одном сборнике на «Сирко», только уже напечатанную на русском. Как-то зацепился за фразу «Щас спою!». Начал думать, размышлять о псе и волке, о том, какая у них была жизнь и что их окружало. Так постепенно образовывался сценарий.

- Наверняка в вашей съемочной группе были «консультанты» родом из Украины, которые подсказывали, каков он - украинский быт?

- Я ездил несколько раз в Украину, к друзьям, в город Цюрупинск, проводил там летом время. Там кое-какие детали почерпнул. Белые хаты, ночные гуляния по улицам - это все было наяву. И застолья я видел, конечно. Потом уже специально отправился во Львов, в музей искусства и этнографический музей, где рисовал все, что видел: всю утварь, ложки чашки, горшки, полотенца, ковры, мебель, костюмы. И в Киеве тоже по музеям ходил, был в Пирогово, где заходил в избы и рисовал. Таким образом я сам собрал весь материал. Это заняло около года.

Что касается песен («Ой там на горі» и «Та косив батько, косив я». - Ред.), то я нашел их в Киеве, в этнографическом институте Академии наук Украины. Мне дали здоровенную профессиональную катушку с украинскими песнями, которые были записаны собирателями фольклора. Среди многих песен я выбрал именно эти. Кроме того, я консультировался с Ириной Борисовной Гурвич (режиссер-мультипликатор «Киевнаучфильма». - Ред.). Мы с ней очень дружили, несмотря на разницу в возрасте. Она называла всех, и меня в том числе, - «сыночка». Кое-что она мне подсказывала, обсуждала сценарий. Я даже написал в фильме: «Посвящается Ирине Борисовне Гурвич». Но наши бюрократы это дело запретили.

- «Жил-был пес» уникален во всем, в том числе своим звукорядом. Как подбирались голоса для главных героев?

- Актеры, особенно знаменитые, все время заняты. Я размышлял над тем, кого пригласить на роль Волка. Раздумывал над кандидатурой Михаила Ульянова. Остановились на Джигарханяне, тем более что он нигде в мультипликации на тот момент еще не работал. Он совершенно неожиданно быстро согласился. Я шел как-то по студии печальный, а наш главный редактор, армянин Григарян, говорит: «Слушай, что такой грустный?». Говорю, что надо как-то Джигарханяна получить. А он: «Так что ж ты молчал?!». Набирает тут же телефон (а они, оказывается, знакомы были) и говорит:

«Армен, слушай, есть молодой парень, он сценарий написал и хотел бы к тебе обратиться». Джигарханян сказал, что нет проблем, и я тут же помчался к нему домой.

Буквально через неделю они дуэтом с Бурковым, который озвучивал Пса, все исполнили. Кстати, когда на запись пришел сутулый Армен Борисович, я держал в руках изображение горбатого Волка и очень испугался, что Джигарханян может обидеться. Но, к счастью, этого не произошло.

«В кинотеатрах показывают белиберду»

- В чем, по-вашему, секрет хорошего мультфильма, и чего в нем должно быть больше - развлекательного или воспитательного?

- Главное - терпение создателя. Чтобы сделать более-менее приличное кино, нужно провести исследовательскую работу, узнать все досконально о персонажах, особенно если это касается этнографии, живой жизни. Нельзя попасть впросак, нужно узнать все, чем себя окружают люди. Только тогда происходит взаимодействие между зрителем и автором - дороже этого ничего нет. Что касается воспитательного и развлекательного моментов, все зависит от того, какую задачу ставит перед собой автор. Но думаю, что если ставить перед собой только воспитательную цель, ничего не получится. «Затрешься» на скуке, дидактике, нравоучениях. Все хорошо в меру. Соблюсти баланс - это тоже многого стоит.

- Есть ли примеры успешных мультфильмов в современной анимации?

- Фильм Михаила Алдашина «Рождество» - именно такой пример. Но сейчас по телеканалам ничего не показывают - только всякую белиберду. Редко когда увидишь приличное кино. А уж в кинотеатре - и подавно! Я не знаю, для чего люди трудятся и куда все это идет. Разобщенность полная - прокату ничего не надо и зрителю, скорее всего, тоже. Это все из-за глупости правителей, которые упустили народ, образование, культуру и забросили все на свете. В этом вакууме народ и находится, а все, что случайно прицепляется, - это все неорганизованно и не остается в людях. Когда я говорю об этом, то начинаю волноваться и терять слова...

- Так все-таки, анимация в России и СНГ как вид искусства скорее жива или нет?

- Практически мертва. Наши зрители в массе своей испорчены американским кино. Зрители, которые ходят в кинотеатры или сидят перед телевизором, - они ведь приличного ничего не видят и отравлены этим ядом. Есть и хорошие западные мультфильмы, но на экране вы их не увидите, даже в Интернете вряд ли найдете, туда хорошее не пускают. Эти работы можно посмотреть только на фестивалях. Есть хорошие короткие российские студенческие фильмы. Но это только самое начало пути этих мультипликаторов, и дальше, без поддержки государства, им будет невероятно сложно. Только благодаря голому энтузиазму людей что-то еще сохраняется, а государству на все наплевать. Сейчас я работаю председателем худсовета на студии «Пилот», и если говорить о наших планах, то могу сказать одно: «Лишь бы только плохого кино не делалось!».

ДОСЬЕ

Эдуард Назаров родился в 1941 г. в Москве, советский мультипликатор, режиссер и художник. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Как сценарист, режиссер и художник участвовал с создании таких шедевров советской анимации, как «Жил-был пес», «Путешествие муравья», «Винни-пух», «Остров». Возглавляет худсовет студии «Пилот».

 

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых