aif.ru counter
80

Конец фильмам

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. Аргументы и факты в Украине 23/06/2010 Сюжет Кино

Вокруг трех крупнейших киностудий Украины - имени Довженко, Одесской и Ялтинской - в последние годы регулярно разгораются конфликты, в основном - имущественного характера. Гиганты киноиндустрии в прошлом, теперь они дышат на ладан, задыхаясь без господдержки и заказов на полнометражные художественные фильмы.

Изучив подробности нового скандала вокруг реорганизации Ялтинской киностудии, «АиФ» начинает серию материалов о том, чем были и чем стали известнейшие киностудии Украины и почему так произошло.

Старое-доброе кино

«Кавказская пленница», «Дети капитана Гранта», «Человек-амфибия», «Волшебная лампа Аладдина», «Остров сокровищ», «Человек с бульвара капуцинов», «Солярис»... Бассейн для комбинированных съемок, не имеющий аналогов на территории СНГ. Два павильона и 5 натурных площадок, окруженные фантастическими природными конт-растами - это Ялтинская киностудия, одна из старейших в бывшем Союзе.

Еще в 1908 году французская кинокомпания «Пате» начала снимать здесь видовые фильмы. Три года спустя российский предприниматель Александр Ханжонков снял в Ялте большой исторический фильм «Оборона Севастополя», показанный осенью того же года императору Николаю ІІ. В 1919-м киноателье Ханжонкова было национализировано и превращено в Ялтинскую кинофабрику, в 1957-м ставшую киностудией худфильмов, а в 1963-м - филиалом Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького.

В это время в Ялте работали кинематографисты всех союзных республик, а в 90-е годы прошлого века на киностудии снимал один из своих боевиков - «Первый удар» - Джеки Чан.

Просто рентал

Последняя лента собст-венного производства - «Империя пиратов» - была снята на студии «Ялта-фильм» в 1994 году. По инерции туда еще заезжали съемочные группы, чтобы «подснять натуру», но доходов от такого ситуативного сотрудничества с ними киностудии было недостаточно - она проваливалась в долговую трясину.

В 2000 году было создано совместное российско-украинское предприятие - ЗАО «Ялтинская киностудия», в 2003-м полностью перешедшее в собственность компании «ПоликомВест». Так колыбель отечественного кинематографа вышла из-под опеки государства.

Сейчас Ялтинская киностудия - это крупный рентал, обеспечивающий киногруппы светом, транспортом, оборудованием, реквизитом, специалистами, а также продюсерская компания, которая производит телепрограммы, сериалы и телемуви.

Однако скандалы вокруг 13 га, которыми владеет теперь уже частная киностудия, разгораются регулярно уже десяток лет. Вот и теперь, когда ЗАО решило провести реорганизацию в соответствии с новыми реалиями кинобизнеса в стране, когда громозд-кие структуры, оставшиеся с советских времен, становятся просто нерентабельными, скандал вокруг Ялтинской киностудии разгорелся с новой силой.

СПРАВКА

Приказом руководства ЗАО «Ялтинская киностудия» с нее уволены 48 сотрудников - начальники и мастера на участках осветительной и съемочной техники, реквизита, костюмов, декораций, автотранспорта. Как утверждает экс-гендиректор ЗАО Дмитрий Таран, это - мера вынужденная, и уволенные сотрудники будут задейст-вованы во вновь созданных дочерних предприятиях ЗАО. Между тем, сами сотрудники говорят о том, что, по слухам, Поликуровский холм, на котором расположены 13 га, принадлежащие киностудии, все-таки собираются застроить коттеджами и высотками. Уволенные сотрудники написали письма с просьбой разобраться в ситуации председателю Совета министров АР Крым и президенту Украины.

Союз кинематографистов Украины обратился с такой же просьбой в Министерство культуры и туризма, отмечая, что еще в 2008 году депутаты Ялтинского горсовета приняли решение изменить целевое назначение 5 из 13 га.

ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Крупных картин не стало

Дмитрий Таран, экс-гендиректор, глава продакшн и пост-продакшн компании Ялтинской киностудии:

- Киностудия уже давно ничего не производит. Не потому, что не хочет. А потому, что, во-первых, у нас нет возможности получить кредитные средства от этой страны. Во-вторых, у Украины нет программы господдержки кино.

Российские кинематографисты перестали ездить в Крым с 2008 года - в РФ изменились система дотаций и технология съемок кино. Мы же можем сдавать в аренду свет, оборудование, реквизит. Но все это востребовано для крупных картин, а их не стало.

Последние 10 лет киностудия занимается только тем, что отбивается от рейдерских атак и ведет по 6 судебных процессов в год. Шумиха разгорелась только вокруг 13 га земли, и тем самым вопрос о состоянии кинематографа в этой стране отходит на второй план. Она поднимается именно теми людьми, которые через прокуратуру и другие официальные органы пытаются вменить нам в вину то, чем они будут заниматься, если смогут обанкротить киностудию. Мы хотим снимать кино, но в нашей стране это очень сложно. Еще в 2007 году мы обслужили 27 российских картин. При этом налог на землю после кризиса вырос в 3 раза.

Сегодня в штате киностудии - порядка 77 человек, и на повестке дня стоит вопрос о проведении реорганизации: мы хотим разделить киностудию на несколько дочерних компаний. Одни будут заниматься ренталом - предоставлением оборудования в аренду, другие - оказывать услуги продакшна и пост-продакшна. При этом все основные активы по-прежнему будут принадлежать Ялтинской киностудии. Это - обычный бизнес-подход к разделению функций между несколькими юрлицами. Мы пытаемся найти бизнес-модель, которая позволит нам снимать кино.

У нас огромный план кинопроизводства - 15 картин на ближайшие 3 года. В конце этого месяца мы представим полнометражную ленту, полностью национальный продукт - «Нормальных мужиков не бывает». 2 июля мы запускаем ялтинский римейк голливудской «Красотки» - в рамках проекта «Украинская фабрика римейков». Мы создадим еще целый ряд уникальных картин, которые будут чем-то напоминать извест-ные голливудские сюжеты, но эти истории будут происходить с гражданами Украины. В основном это будут романтические комедии, дейст-вие которых разворачивается на Южном берегу Крыма.

Условия для ведения кинобизнеса в стране таковы, что отечественный кинопрокат на 80% состоит из американского кино, на 15% - из российского, на 2% - из европейского. Я просто задал бы всем вопрос: а где же наше кино за 20 лет? Кто его производит, оплачивает, прокатывает, смотрит? Все больше переживают за землю.

Мы, как частная компания, имеем право попытаться сделать хоть что-то в этой стране, чтобы в ней появилось национальное кино.

МНЕНИЕ

Нет денег на лицо кинематографа

Сергей Трымбач, председатель Союза кинемато-графистов Украины:

- Еще в начале 90-х годов в Украине сняли огромное количество кинокартин, и только игровых - более 400. Причем создавали их не только государственные киностудии, а уже появившиеся частные. Планы были громадные, на госстудиях создавались хозрасчетные объединения.

Однако в 1994-м произошел полный обвал. Во-первых, рухнул кинопрокат, который был передан в ведение муниципальных властей. Это была одна из главных ошибок. Во-вторых, кинотеатры потеряли зрителя, ведь в видеосалонах начали крутить множество картин, ранее недоступных. В-третьих, жизнь сама по себе усложнилась, и народу хотелось чего-то светлого и радостного, а отечественные кинематографисты начали пичкать зрителя правдой 24 секунды в кадре. И самое главное: государство резко сократило бюджетное финансирование. В отдельные годы это были просто минимальные суммы, которых едва хватало на пару полнометражных фильмов. А именно они определяют лицо кинематографа.

К концу 90-х эти причины привели к полной разрухе на трех киностудиях. В последние годы если и был госзаказ, то распределялся он по част-ным киностудиям. Им легче: даже чтобы снять одну картину, можно создать юрлицо, и затем закрыть его без лишних накладных расходов.

В итоге у национальных киностудий бюджетных денег нет, заказов нет, они вынуждены сдавать в аренду свои площади. Некоторые кинематографисты смотрят на российский опыт. Увы, он не сработает: РФ более чем щедро финансирует кино - счет идет на миллиарды рублей. Сравнивать эти объемы с нашими 5 млн грн, выделенными в прошлом году, не стоит. Понятно даже по менталитету наших чиновников, что таких денег украинскому кинематографу не видать.

Поэтому для нас образцом могут быть страны Центральной Европы с небольшим кинематографом: Румыния, Чехия, Болгария, Польша. Там большие киностудии были превращены в сервисные предприятия. С другой стороны, сейчас важно не уничтожить наши киностудии. Ведь речь идет не просто о кино, а о киноиндуст-рии с мощными кинокомбинатами. Потенциально они еще сохраняют возможность возродиться в этой ипостаси.

Если киностудии освободят на 5 лет от уплаты налога на землю, что предполагает дополнение к Закону «О кинематографии», а также примут закон об обязательном сборе в фонд кинематографа, мы сможем финансировать гораздо большее количество кинопроектов, чем сегодня.

Государство должно создавать условия для развития кино. Пока их нет, нас нет в мировом кинематографе. При этом с десяток документальных лент ежегодно выигрывают призы на международных кинофестивалях. Недавно Отар Иоселиани сказал о том, что украинцы - очень одаренный кинематографически народ. Об этом говорит и история нашего кино, которое снимается здесь с 1896 года.

Статью о славном прошлом и нынешнем плачевном состоянии киностудии имени Довженко читайте в следующем номере «АиФ».

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых