aif.ru counter
51

Великое состояние

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. Аргументы и факты в Украине 28/04/2010 Сюжет Кино

На минувшей неделе, напомним, состоялась официальная премьера картины в Украине, организатором которой выступил Украинский медиа холдинг. Как уже писал «АиФ», этот фильм стал самым дорогостоящим проектом в истории российского кинематографа. Тем не менее, официального спонсора ленты - Банк ВТБ - не смутили кризисные времена, поэтому картина вышла на экраны как раз накануне годовщины великой Победы.

«Это важнее, чем нефть и газ»

- Если перечислять все киноленты, посвященные Великой Отечественной войне, не хватит газетной полосы. Кажется, сказано все... Удивить зрителя вроде бы нечем. Что заставило вас взяться за работу над фильмом?

Никита Михалков (Н.М.): Основная задача была - заставить людей переосмыслить жизненные ценности. У каждого из нас сегодня - масса проблем, как нам кажется, острых, сложных, жизненно важных, требующих немедленного решения. Мы отчаянно боремся с ними, не щадя ни себя, ни близких. Потому что уверены: вот это, этот сиюминутный успех, достижение - и есть самое главное. А ведь если остановиться и перевести дух, окажется, что эти проблемы не имеют никакого отношения к реальной жизни. Что они мелочны, ничтожны, глупы... Только надо посмотреть на них сквозь призму настоящего: настоящей трагедии, настоящего подвига, настоящей боли. Мне бы хотелось, чтобы люди, выходя из зала, начинали понимать эту истину.

Помните, в 50-60-е годы говорили простую незамысловатую фразу: «Только б не было войны...». Сколько смысла в ней! В первую очередь мне бы хотелось, чтобы это осознали молодые люди. Чтобы они - те, кто сегодня уже не знают, когда началась и закончилась война и кто в ней вышел победителем, - научились ценить жизнь. Не только в экстремальных ситуациях, когда этой жизни существует реальная угроза, но и в обычных условиях.

Сергей Гармаш (С.Г.): Во-первых, эта картина - дань ветеранам. Мы, наши государства, так и не успеем накормить их всех, обласкать, вылечить, расселить... Увы. Слава богу, что сейчас пытаемся это наверстать. Любая память о тех людях, кто подарил нам Победу, - это первостепенно, необходимо. Если мы вот так можем поклониться им, это уже здорово. Все, что им посвящено, - само по себе важно. А во-вторых, этот фильм необходим, согласен, молодым. Такие ленты, думаю, воспитывают настоящий патриотизм – осторожно, изнутри. Вспомните: «Аты-баты, шли солдаты», «Освобождение», «В бой идут одни «старики» - фильмы, на которых нельзя сдержать слезы. Сейчас такого воспитания мало. С воспитанием, образованием вообще большая проблема. Ни в России, ни в Украине никто ни разу не озаботился настоящей реформой образования. А ведь она сейчас важнее, чем нефть и газ! И дело не только в том, что дети - иваны, не помнящие родства. Их плохо учат не только истории - всему. Кто же будет строить, растить хлеб, защищать? Кто?

С огнем и кровью пополам

- Откровенно говоря, три часа выдерживаешь в зале с трудом. Режиссер Михалков здесь неожиданный: вместо тонкого философа, очерчивающего полутонами, тонкими линиями психологическое полотно, - резкий, циничный, кричащий в простом натурализме художник, не стесняющийся показать внутренности, торчащие из разорванного наполовину человеческого туловища... Так надо было?

Н.М.: Я убежден: есть вещи, которые требуют определенного языка и энергетики. Здесь не просто психологическая драма. Здесь - полотно войны, сделанное фресками, мазками, крупными такими... Полотно из новелл. Каждая имеет свои завязку, развитие и финал. Картина-исход. «Предстояние» - это предстояние перед судьбой. Вот в следующей части «Цитадель» как раз на-много больше психологизма.

С.Г.: А что, на самой войне-то было мало крови, думаете? Мало боли, цинизма? Мне не показалось, что в этом фильме «слишком много» натурализма, нет, не показалось. Я снимался в хорошем кино, от которого получил удовольствие. В моей жизни Никита Сергеевич вообще сыграл очень большую роль.

«Кинематограф - явление государствообразующее»

- Может ли фильм такого масштаба  появиться в Украине?

Н.М.: Украина заслуживает большого кино! Это огромная страна потрясающей красоты, со своими традициями, с народом, с дыханием широким. Другое дело: готовы ли к этому кинематографисты? Готовы ли они оторваться от мелкотоварности и ковыряния в таких проблемах, которые по сути ничего не решают? Это не значит, что не нужно вовсе снимать маленькое кино, нет. Но... Если практически все время люди будут думать: вот у нас есть миллион, мы можем снять одно кино, а может, десять - так давайте у нас будет десять! В таких условиях большой кинематограф не возникнет. В Украине были люди, которые понимали, что такое большой стиль и большое придыхание - достаточно вспомнить Савченко и Довженко. Мне думается, что это и сегодня  возможно, но для этого нужно определенные внутренние усилия сделать. Самое главное - не делать обязательно большое, потому что хочется большое. Главное - чтобы за этим были мысль, персонажи, герои, исторические события. Одна Полтава чего стоит!

Сегодня без государства, к сожалению, большого стиля не удержать (по крайней мере, говорю по опыту России). Не нужно требовать, чтобы большой стиль возвращал деньги. Кинематограф как индустрия - государствообразующее явление. Как самолетостроение, например. Для того чтобы заработал авиазавод, в него нужно вложить много денег. Тогда со временем он сможет окупаться. То же самое и кино. Вложите деньги, стройте кинотеатры. И тогда эта индустрия заработает, будет приносить прибыль и существовать вне зависимости от помощи государства.

С.Г.: Кино самостоятельно ни в Украине, ни в России выжить не может. Ни сейчас, ни позже. Надеюсь, что власти наконец поймут, что один из ленинских тезисов все-таки остался актуален: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Посмотрите, в Америке снимают кино, люди ходят в кинотеатры, зарабатываются колоссальные деньги. Из них платятся налоги, индустрия процветает. Не надо питать надежды, что кино само возродится. Государство должно этому помогать. Увы, оно пока не видит в этом прямой экономической выгоды.

  КСТАТИ  

По разным подсчетам, бюджет фильма «Утомленные солнцем - 2. Предстояние» - 55 млн долл. По словам Никиты Михалкова, государство выделило на создание картины скромную часть средств. Остальные - это кредиты и спонсорская помощь. К слову, у официального спонсора фильма - Банка ВТБ - программы поддержки социальных проектов и проектов по развитию культуры давно значатся как приоритетные.

- Невзирая на кризис, объем наших спонсорских программ вырос на 50%, - рассказал «АиФ» президент-председатель правления Банка ВТБ (РФ) Андрей Костин. - Мы считаем, что это очень важно: поддерживать культурную, спортивную сферы, здравоохранение.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых