Недавнее назначение председателем Государственного агентства по вопросам кино (Госкино) сына известного режиссера Юрия Ильенко, кинопродюсера, свободовца Филиппа Ильенко вызвало много разных эмоций. И это понятно. Ведь раньше никогда борьба за это кресло не была публичной –председателя киноведомства назначали в Минкульте. На сей раз выдвиженец Национального союза кинематографистов кинорежиссер Андрей Дончик и продюсер Филипп Ильенко впервые свои программы представили на суд парламентариев, которые и сделали выбор. О том, как в ближайшее время может измениться киноиндустрия Украины, новый глава Госкино Филипп Ильенко рассказал в интервью «АиФ».
О финансах и меценатах
– Филипп Юрьевич, чем пришлось пожертвовать после назначения?
– Поскольку новой работе я намерен отдавать все время и силы, то решил отойти от партийных дел. Поговорил об этом со своими побратимами из партии «Свобода» и они меня поняли. Но мои личные политические убеждения, которых я никогда не скрывал, не изменились. Это мое право, как каждого гражданина демократической страны. Еще я сложил полномочия депутата горсовета г. Украинка Обуховского р-на Киевской обл., председателя общественного совета при Госкино и вышел из состава общественного совета при Госслужбе интеллектуальной собственности. В общем, сделал все, чтобы не было никаких конфликтов интересов.
– С продюсерской работой тоже попрощались?
– Как и требует закон, пока буду занимать кресло руководителя Госкино, продюсерской работой заниматься не стану. Я не только прекратил деятельность во всех проектах, которые продюсировал, но и продал свою долю в компании, созданной в свое время совместно с отцом Юрием Ильенко. По моей просьбе свою долю в этой компании продала и мама (народная артистка Украины Людмила Ефименко. – Ред.), чтобы не было оснований для каких-то инсинуаций и сплетен. Хотя, честно говоря, расставаться с этим творческим детищем было больно. Но надо было сделать выбор.
– Как думаете, известная фамилия поможет создавать украинскую киноиндустрию?
– Фамилия Ильенко известна в кинематографе благодаря моему отцу и его братьям. А мне она досталась в наследство. Но мы же знаем: чтобы стать популярным, нужно долго и успешно трудиться, а опозорить фамилию можно одним поступком. Поэтому очень ответственно отношусь к принятию всех решений.
– Как возглавляемая вами структура может влиять на развитие кино?
– Госкино утверждает и распределяет госфинансирование – а это важно, поскольку сейчас национальное кино не может выжить без господдержки. Может, удивлю, но Украина в этом не уникальна – такая же ситуация во всех странах Европы. Госкино также активно участвует в нормативно-правовом реформировании кино. В частности, мы предлагаем узаконить одну из форм финансирования альтернативного государственному – ввести сбор на уровне 2-5 % на развитие национального кино с различных форм демонстрации иностранных фильмов. Он должен отчисляться с продажи билетов на иностранные картины в кинотеатрах, со стоимости рекламы во время демонстрации зарубежных фильмов на телевидении, с кабельных сетей и интернет-провайдеров, демонстрирующих иностранный контент. Это небольшие отчисления, но если их сложить, получится сумма, которой хватит на самые насущные нужды. Законопроект об этом сборе разработан в Минкульте, сейчас над ним работает группа экспертов. Потом его рассмотрят в правительстве и передадут в парламент.
– Меценаты в наше кино не вкладывают деньги?
– Если говорить о кино, то речь идет об очень больших суммах, которые по карману не просто богатым людям, а только олигархам. А они, как известно, охотнее тратят деньги на «приобретение» футболистов-легионеров.
– Какую сумму заложили в госбюджете на развитие кино на 2015 год?
– Этот вопрос пока что решается. Я пытаюсь убедить тех, от кого зависит наше финансирование, не экономить на кино, ведь это наше оружие, более эффективное, чем автомат Калашникова. Это тот скальпель, с которым мы влезаем в человеческие души. Он должен быть отточенным и острым, иначе мы можем навредить. Возможно, сейчас в нашей стране такая ситуация из-за того, что много лет у нас кино не использовалось как инструмент для формирования нации. Ведь кинематограф способен рождать и поддерживать национальные мифы, национальное мировоззрение и национальные ценности.
Киноиндустрия – с нуля
– Что нужно для создания в Украине сильной и конкурентной киноиндустрии?

– Сколько фильмов нужно снимать, чтобы из этой критической массы было 3-4 яркие ленты в год?
– Гениальность не предугадаешь. Хотелось бы, чтобы у нас еженедельно была премьера нового фильма. Пока это недостижимая задача. Но я сделаю все для того, чтобы уже в ближайшем будущем у нас премьера украинского фильма была событием приятным, но рядовым. Сейчас же у нас снять фильм, от рождения и воплощения идеи до премьеры, – все равно, что полететь в космос. Продюсеров и режиссеров, у которых хватает сил и характера пройти этот сложный забюрократизированный путь, можно пересчитать на пальцах рук. Талантливых людей надо освободить от лишней бюрократии и дать им возможность творить. Тогда будет больше шансов на то, что мы увидим гениальные картины.
– Украинское кино нужно снимать только на украинском языке?
– Одним из маркеров национального кино, как и нации вообще, является язык. У нас – украинский. Это не значит, что русскоязычное кино надо притеснять. Просто мы должны осознать, что русскоязычное кино и без нас есть кому снимать и развивать.
– Многие украинцы (точнее, украинки) полюбили мыльные оперы. Есть ли место в нашей киноиндустрии простеньким душевным сериалам?
– Как нет мелких ролей, так нет и мелких жанров. Говорить, что сериалы – это примитивно и второстепенно, снобизм. Я думаю, что если ради сериалов тысячи людей откладывают свои дела и сидят полтора-два часа у телевизора, то этот жанр заслуживает того, чтобы его развивать. К сожалению, ему у нас практически не уделяли внимания. А то, что снимали, – только на русском языке, и эти наши сериалы ничем не отличаются от российских. Думаю, в недалеком будущем у нас будут свои мыльные оперы или мини-сериалы, своеобразный синергетический продукт, у которого будет две версии – прокатная и телевизионная.
– Если бы вы сейчас были продюсером, о чем снимали бы кино?
– О современном украинском герое. Не богатыре, а человеке, который может идти против течения. И ориентировался бы не на фестивали, а на кинопрокат. Надо создавать продукт, который будет интересен нашему украинскому зрителю. Ведь если мы не будем интересны украинскому зрителю, мы не нужны никому.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть