aif.ru counter
20.09.2007 14:23
50

Цель - «Гоголь-моголь»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. Общество 19/09/2007

Пожалуй, впервые в Украине юбилей писателя начали отмечать не во время и не после памятной даты, а за полтора года до нее. Первая неделя грандиозного гоголевского фестиваля - лишь начало акций, которые организаторы запланировали провести накануне 200-летия со дня рождения Николая Васильевича Гоголя.

События, подобные ГОГОЛЬFESTу, для Киева явление редкое. Здесь даже стоит говорить не столько о фестивальном, перформенсном движении, сколько о синтезе искусств, объединенных одной идеей. Режиссер и вдохновитель ГОГОЛЬFESTа Влад Троицкий собрал в стенах бывшего завода цвет украинского искусства - Нину Матвиенко, Богодара Которовича, Оксану Забужко, Леся Подервянского, Юрия Андруховича и др. Если лет через десять постоянных акций с портретом Гоголя на знаменах в супермаркетах появится напиток «Гоголь-моголь», эти импровизированные будильники рядовых киевлян вместо улюлюкающих звуков будут издавать фразы, наподобие «Поднимите мне веки», а продвинутая молодежь начнет носить шинели а-ля Гоголь, значит, главную задачу возвращения украинца на историческую родину можно будет считать решенной. 

Лишенный местечковых комплексов вторичности, Троицкий вместе с коллективом своего родного театра «ДАХ» попытался осмыслить в театральном пространстве версии, связанные со смертью всемирно известного уроженца Полтавской губернии. Часто украинские подмостки спотыкаются и останавливаются на гоголевских хуторских рассказах, боясь пересечь пространство его этно-украинского творчества. С Троицким история другая: он явно выделяется на мутноватом фоне украинской режиссуры, не просто ярко выраженным стилем и почерком, а способом мышления. Ему, например, удается соединять этнические черты Украины и Японии, приправляя все ритуальным действом, шекспировским текстом. Спектакль «Смерть Гоголя» - тому подтверждение.

Сотрудничество «ДАХа» с КЛИМом - штука привычная. В этот раз ситуация повторилась. Несколько монологов, взятые у Гоголя, и прозвучавшие в спектакле, оформлены в драматургический сценарий давним соавтором Троицкого. Правда, скудный вербальный ряд вряд ли поможет в понимании происходящего тем, кто плохо знаком с биографией Гоголя - в спектакль вошли самые малопонятные и интригующие ее моменты - сжигание второго тома «Мертвых душ», безумие, набожность, граничащая с сумашествием, безграничная любовь к матери и неудавшаяся личная жизнь, погребение в состоянии летаргического сна и вскрытие могилы. Как известно, бесконечно человек может смотреть на огонь, воду и то, как работают другие. Воды в «Мистецькому Арсеналi» налили предостаточно, огонь жгли, а уж как работают актеры театра «ДАХ», его поклонники знают.

Ощущение хорошо приготовленного слоеного пирога приходит примерно через 40 минут действа. Причем не от происходящего в помещении, напоминающем храм и склеп одновременно, а от реакции зрителей: недоуменных улыбок и сосредоточенности, непонимания и одобрения. Все вместе создает неповторимую атмосферу, которая, скорее всего, и есть та самая гоголевская мистика.

Среди музыкантов, принявших участие в ГОГОЛЬFESTе самыми яркими, пожалуй, можно назвать ребят из родной для Троицкого этно-хаос группы «ДахаБраха». Ни в коем случае нельзя приуменьшать достоинство звезд отечественной музыки Нины Матвиенко, Богодара Которовича и прочих музыкальных гениев. Но вот мистическому гоголевскому настроению все же больше соответствовали именно «ДахаБраха».

Есть надежда, что теперь по Европе будет бродить призрак если не ГОГОЛЬFESTа, то хотя бы самого Гоголя - един-ственного, пожалуй, украинского писателя, известного во всем мире.

Это было только начало

Владислав Троицкий, худрук Центра современного искусства «ДАХ» и идейный вдохновитель ГОГОЛЬFESTa, ищет миллион.

- Владислав, шесть дней в здании «Мистецького Арсеналу» работала выставка портретов Гоголя, по вечерам выступали украинские музыканты, «ДАХ» дал спектакль «Смерть Гоголя». Дальше будет что-то похожее?

- Это был только первый этап фестиваля. На весну и осень готовим второй и третий. А сам фестиваль пройдет в 2009 году. Гоголь - это бренд, и я пытаюсь создать  национальный бренд ГОГОЛЬFEST,  вокруг которого можно было бы  объединить творческую элиту, на который бы съезжалась вся Европа.

- На вашем фестивале на одной сцене выступали Нина Матвиенко, «Киевские солисты» с Богодаром Которовичем, этно-хаос группа «ДахаБраха», Катя Чили, «Пенопласт». Вы нарочно объединили необъединимое?

- Это фестиваль современного искусств и он принципиально полифоничен. Моя задача

- сформировать к 2009 году полифестивали, в которых бы сочеталась современная классика, хоровое духовное пение и др.  Хотелось бы, чтобы появились ГОГОЛЬFEST-фолк и ГОГОЛЬFEST-классик. Чтобы люди увидели друг друга, почувствовали себя в контексте современной культуры.

- Что означает для вас фестиваль?

- Фестиваль - это встреча. Не только художников, но публики. Думаю, за эту неделю в «Арсенале» побывало тысяч пять посетителей. Ни один киевский художник

сегодня не может похвастаться тем, что его картины за такой короткий промежуток времени увидело такое количество людей.

- Специально для фестиваля нарисовали картины Александр Ройтбурд, Виктор Сидоренко, Вадим Бондаренко, Александр Бабак, Владислав Шерешевский, Анатолий Криволап и многие другие известные художники. Но на выставке было много работ и неизвестных молодых авторов. Как отбирали участников?

- Очень просто. Есть программа in и есть on. On - приходят все, кто хочет. In - галерист Женя Карась составил список примерно из сорока художников. До кого я успел дозвониться, и кто успел за месяц сделать работу, тот и участвовал.

- На чьи деньги проводился фестиваль?

- Практически весь этот проект создан на деньги моих друзей из Гранд-галереи. Выставку делали своими силами - актеры «ДАХа» монтировали между репетициями.

- Во сколько обошлась аренда «Арсенала»?

- Ни во сколько. И это позволило уложиться в микроскопический бюджет.

- В следующий раз тоже планируете обойтись минимальными затратами?

- Бюджет самого фестиваля, намеченного на 2009 год, должен быть не меньше миллиона гривен. Иначе не удастся пригласить серьезные театры и оркестры.

Елена ГЛАДСКИХ,  Ильина Генсицкая

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых