aif.ru counter
Анна ГОНЧАРЕНКО 376

Денис Матвиенко: «Каждый артист балета считает себя центром Земли»

Все материалы сюжета Искусство

Звезда украинского балета – о своем уходе из Национальной оперы, патриотизме артиста и требованиях

Фото Станислава ЛЕВШИНА, Gene SCHIAVONE

Киев – 19 июля, АиФ Украина. В начале карьеры Дениса Матвиенко сравнивали с Нуриевым, Барышниковым и Годуновым. Сейчас украинский танцовщик уже сам стал ориентиром для молодежи. В зените славы звезда балета вернулся в Киев, чтобы возглавить труппу Национальной оперы Украины и реформировать балет.

Но его методы показались руководству слишком радикальными. В начале июля Матвиенко окончательно разорвал отношения с НОУ. Финальную точку поставил громко. Сейчас он работает в Питере, хотя не раз обещал, что Украину не оставит.

Родина не отпускает

– Денис, вы как-то говорили, что не покинете Украину и Киев. Но сейчас вы в Санкт-Петербурге. Надолго ли? Вернетесь обратно?

Денис и Анастасия Матвиенко были готовы невсегда остаться в Киеве

Скажу немного пафосно. Для того чтобы развивать балет в Украине, я отказывался от массы предложений. Моя жена тоже была готова отказаться от своей карьеры и остаться со мной в Киеве. Все это – ради того, чтобы я мог руководить балетной труппой. Не из-за денег и престижа. Этого у нас в театре, к сожалению, нет.

Не буду скрывать, что ситуация с увольнением из НОУ меня сильно задела. Поэтому желание переступать порог театра пропало. Но за то время, пока я работал в Киеве, я с моим Фондом сделал, без преувеличения, очень много. Мы перевернули и изменили балетную жизнь, задали высокий стандарт. Людям стал интересен балет. Ходить на балет и любить его стало модно. Я не имею права отнимать это у зрителей.

Сейчас я нахожусь в Питере, но моя работа в Киеве не прекратится. В октябре тут пройдет интересный вечер балета, где буду танцевать я, Нина Ананиашвили, Анастасия Матвиенко, Игорь Колб и солисты НОУ. Также началась работа над совершенно новым балетом, который обещает стать грандиозным событием не только для Украины. Мы собрали по-настоящему звездную команду, в которую вошли известные на весь мир мастера своего дела. Поэтому меня сложно упрекнуть в измене Родине.

– Вас не назовешь домоседом. На какой сцене и при каком зрителе чувствуете себя максимально комфортно?

– Зрители по-разному выражают свои эмоции. С каждой сценой связан какой-то свой трепет. Их сложно разделить по степени комфорта. Легче сказать, какая сцена самая сложная, – это однозначно сцена НОУ. Не только потому, что там большой наклон, но еще и потому, что зрители у нас очень требовательные. Плюс ко всему это моя первая сцена. А первое волнение, наверное, остается навсегда.

– Как лично вы чувствовали себя в труппах разных стран?

– Чувствовать себя хорошо можно тогда, когда работаешь с профессионалами. Мне повезло – меня всегда окружают мастера своего дела. Но у каждой труппы разный подход к работе.

В Украине привыкли к репертуарным театрам, где в течение месяца можно увидеть до 15 разных балетов. Артисты там работают десятилетиями. На Западе все иначе. Там существует так называемая «блочная» система. Взять хотя бы АВТ (American Ballet Theatre. – Ред.). Например, балет «Дон Кихот» там может идти целый месяц, и в нем будут задействованы приглашенные звезды. Зрители знают о спектаклях заранее, потому что у знаменитостей график расписан на два года вперед. После того как балет покажут, к нему не будут возвращаться очень долго. Такой подход удобен для всех. К примеру, артистам не приходится каждый день готовить новый балет. К тому же состав труппы может быть в несколько раз меньше, что выгодно театру с экономической точки зрения.

Из-за отличий в самой театральной системе есть отличия и в концепции работы. На Западе артисты не считают зазорным трудиться по 10-12 часов в день. Они все работают по контракту, а не «сидят» на зарплате. Поэтому у них есть стимул держать себя в форме. Зато в год они отрабатывают 36 недель, а потом вольны делать все, что захотят.

Как воспитать из ребенка классического танцора >>

Классика с оскоминой

– Как разнятся школы – русская, американская, европейская? К какой из них сейчас тяготеет Украина?

– О том, где учился танцовщик, можно узнать по движениям его рук и головы. Но это говорит не только об особенностях школы, но и о природных данных артиста.

В Украине до сих пор выпускают талантливых танцовщиков, а вот театрам, в основном, нечем похвастаться. Как ни печально, но будущие звезды балета, как и раньше, едут танцевать в другие страны. Украина стоит на месте, хотя весь балетный мир ушел далеко вперед. Сегодня любой уважающий себя театр в свой репертуар, помимо классики, включает современные спектакли. Увы, это не про нас.

Когда я руководил балетной труппой, то ввел в репертуар два новых балета: «Radio and Juliet» и «Quatro». Но министр культуры и гендиректор Национальной оперы считают, что в первом театре страны они недопустимы. Поэтому там и дальше собираются показывать набившую оскомину классику.

Да, зрители всегда будут любить «Лебединое озеро» и «Дон Кихота». Но за классикой тоже надо следить: периодически «чистить» редакцию или же менять ее на более современную. Именно так мы поступили с балетом «Баядерка». И это был настоящий успех! Этот балет уже давно не был кассовым, а сегодня на него сложно достать билет.

– Один из главных комплиментов для представителей сферы искусств – это сказать: «Он опередил время». Можно ли опередить время в балете?

– Как и любое искусство, балет все время развивается. Даже классика постоянно видоизменяется: становится короче, ярче и динамичней. Сегодня зрители уже не высидят четырехчасовой спектакль.

Балет может опередить время. Этому есть исторические примеры. Сто лет назад премьера балета «Весна священная» Вацлава Нижинского провалилась. В то время его новаторство не смогли достойно оценить, зато сегодня знатоки признают, что эта постановка опередила свое время. Нижинский, сам того не зная, положил начало развитию современного танца.

В современном балете нет громоздких декораций и сложных костюмов. Зачастую в нем царит минимализм. Мне кажется, что со временем совсем уйдет понятие «либретто», уступая место

сиюминутным эмоциям. При этом классический балет продолжит свое существование.

Центральный артист

– Должен ли танцовщик пройти все ступени карьеры – от кордебалета до солиста?

– Я никогда не танцевал в кордебалете. Среди солистов много тех, кто пропустил эту ступень. Это не обязательный этап в карьере. Часто все зависит от удачи, от того, кто будет «вершить» твою судьбу.

Очень часто талантливые артисты смотрятся совершенно бездарными, если их поставить в кордебалет. Например, Наталья Макарова. Она рассказывала историю о том, как дебютировала в балете «Баядерка». Ее поставили в кордебалет, и она практически сорвала выступление – все время делала что-то не то, и весь зал хохотал. Но ей повезло, что Юрий Григорович не уволил ее, а наоборот – рассмотрел в ней талантливую солистку и поставил на ведущие партии.

– А насколько гармонично в вас уживались управленец и артист? Нет ли дискомфорта из-за того, что приходится подчиняться кому-то, после того, как у вас самого в подчинении было много людей?

– Поработав руководителем, я сильно изменился. Стал более терпимым и спокойным. Теперь я лучше понимаю своих руководителей. Когда ты – артист балета, то тебе кажется, что мир вращается только вокруг тебя и все должны входить в твое положение. И только когда у тебя появляется 200 таких «центров Земли», понимаешь, насколько это тяжело. Это был очень ценный опыт, и я рад тому, что его получил.

– Партия мечты – есть ли она у вас? Вы можете сказать, что станцевали все, что хотели?

– Я станцевал очень много. Но всегда хочется сделать больше. У меня есть еще масса желанных партий. Наверное, их столько же, сколько я уже исполнил.

ДОСЬЕ

Денис МАТВИЕНКО родился в 1979 г. в Днепропетровске. Окончил Киевское государственное хореографическое училище. В 17 лет дебютировал на сцене Национальной оперы Украины в балете «Спящая красавица». Единственный в мире обладатель четырех Гран-при международных конкурсов артистов балета. Приглашенный солист Большого театра, Мариинского театра, Grand Opera (Париж), American Ballet Theatre (Нью-Йорк) и др. Заслуженный артист Украины.

Смотрите также: