aif.ru counter
46

Искусство стало технологией

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. Аргументы и факты в Украине 06/06/2012 Сюжет Искусство
А. Криволап считает, что главная проблема современного искусства - работа «на заказ»

29 мая на аукционе Sotheby’s в Лондоне картина известного украинского художника Анатолия Криволапа «Ночь» ушла с молотка за 85 тыс. 700 долл. В интервью «АиФ» лауреат Национальной премии им. Т. Шевченко, чьи картины продаются на Западе по рекордным для Украины ценам, размышляет о состоянии отечественного и мирового искусства.

Не потерять лицо

- Существуют ли в Европе и Америке какие-то стереотипы в отношении украинского искусства и что там вообще знают о нем?

- Я не являюсь экспертом в данном вопросе, но думаю, что взгляды и отношение только формируются. Я бы не сказал, что это кого-то особо интересует. Художники вообще по природе своей эгоисты, поэтому они в основном озабочены своими проблемами. Нужно, чтобы что-то невероятное произошло, чтобы все вдруг обратили внимание на какое-то событие в искусстве вообще и в украинском в частности. Конечно, западные ценители что-то знают о нас, они присматриваются к Украине. Но у нас еще нет каких-то фигур, которые могли бы вызывать огромный интерес. Те, кто смотрят вперед, покупают что-то (на аукционах. - Ред.), надеясь, что будет какая-то отдача. Авангард научил, что нужно смотреть вперед. Хотя многие покупатели на аук-ционах чаще берут то, что им лично нравится.

- Понятно ли украинское искусство европейцам или оно является экзотикой для них?

- Не думаю, что для Европы наше искусство является экзотикой, таковым было искусство советского периода. Сейчас есть тенденция к сближению, но в этом сближении важно не потерять, а найти свое лицо.

- В своем «Манифесте художника» вы говорите об «исчерпанности» актуального искусства. Почему в Украине нет настоящих фигур, которые заставили бы говорить о нашей стране на Западе?

- А у кого они есть?! Я говорю об исчерпанности актуального искусства в той форме, которая существует сейчас, - это формат извращений и мусорной свалки, которой пытаются придать понятие «новой эстетики» (начиная с выставленного унитаза Дюшана) и философское обоснование. Киевский «Арсенале» показал, где находится Contemporary Art. Очень хорошо, что привезли разные работы, но у меня такое впечатление, что куратор выставки, как дворник, собрал весь «китайский мусор» и, добавив «мусора европейского», привез его к нам, чтобы показать, что такое современное искусство. И слава Богу! Пусть каждый смотрит и сам пытается разобраться в этом. Даже наши «крутые» художники - невинные ягнята по сравнению с тем, что демонстрируется на таких выставках.

- Чем грешат современные художники в своем творчестве?

- Все люди грешные... Наверное, и творческие, но как определить в своем подсознании, насколько ты искренен? Что движет тобой - желание славы, успеха или самовыражения? Или все вместе? С этим разобраться сложно даже в самом себе, ну а в других просто невозможно. Это каждый решает самостоятельно, а вы, как зрители, определяетесь, делаете выводы. Посмотрите историю европейской живописи - это икона, это Возрождение... Каждые сто лет - это новый шаг. Это искусство, которое было связано религией, историей, духовными ценностями, философскими идеями. К чему привел концептуализм? «Арсенале», по моему мнению, показало, что все это перешло просто в какой-то «прикол». Вот есть в искусстве графика, монументальное искусство, теперь к ним можно прибавить секцию под названием «приколы». Но творческий человек не должен быть зомбированным.

«А король-то голый!»

- Существует мнение, что в Киеве есть проблема с крупными, по-настоящему знаковыми музеями - ни Третьяковки,

Досье
Анатолий Криволап - лауреат Национальной премии им. Т.Г. Шевченко, основоположник «нового украинского пейзажа». Родился 11 сентября 1946 г. В 1976 г. окончил Киевский государственный художественный институт. Участник персональных и групповых выставок с 1976 г. По официальным результатам продаж на сегодняшний день

Анатолий Криволап - самый дорогой художник Украины. Картина «Степь» на аукционе в Нью-Йорке в мае 2011 г. была продана за рекордную для украинского искусства сумму - 98 тыс. 500 долл. В октябре 2011 г. Криволап побил собственный рекорд - на торгах в Лондоне его работа «Конь. Ночь» ушла с молотка за 124 тыс. 343 долл.

ни Эрмитажа...

- Трудно не согласиться с этим мнением. У нас нет Эрмитажа, Третьяковки, но, более того, даже в столице нет государственного музея современного искусства! На мой взгляд, нужен музей искусства советского периода, потому что интерес к нему будет расти.

Относительно «Мистецького Арсенала», все будет зависеть от его художественной политики. Если в его стенах будут проходить выставки многих художественных направлений с разными кураторами, он может стать действительно центром искусства, если там будут поддерживаться только contemporary art - тогда «Арсенал» превратится в государственный филиал приватного «Пинчук Арт Центра».

- Среди украинских политиков и бизнесменов стало модно поддерживать художников, открывать галереи. Нужна ли их помощь?

- Безусловно! Без поддержки искусство обречено на прозябание. Но есть проблема. Кураторы различных выставок, которые являются людьми знающими, но не творческими, могут сделать из мухи слона. Художники в массе своей стали не творцами, а исполнителями, которым кураторы навязывают свои идеи. К сожалению, не только кураторы, но и меценаты. Посмотрите, что у нас происходит: бывший финансист стал президентом и начал поучать художников, что надо писать казаков. Теперь бизнесмены поучают. Искусство перешло в руки эрудитов, которые, кроме пустого философствования, не обладают другими талантами. И это привело к тому состоянию, в котором современное искусство сейчас находится. Меценатство - это хорошо только в том случае, если в творческий процесс не вмешиваются со стороны. Нельзя из художника делать исполнителя. При Советском Союзе художники выполняли заказы правительства, и почти никто из них не стал более-менее видным художником. А теперь в мировом пространстве, там, где выбрасываются деньги на искусство, появляются спекулятивные люди. Посмотрите, как действуют сейчас китайцы, - находят куратора, платят ему миллионы. Искусство стало технологией: как из кого угодно можно сделать что угодно. Я думаю о том, как будут смеяться будущие поколения, глядя на образцы нынешнего искусства. Все это как в сказке Андерсена - «А король-то голый!».

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых