95

В Украине с аншлагом прошла премьера двух необычных балетов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. Аргументы и факты в Украине 25/04/2012 Сюжет Искусство
В современном театре Ромео умирает под звуки рока

Постановки радикально ломают привычные стереотипы. Первая показывает святая святых - закулисье балета, а во второй шекспировские страсти кипят под композиции рок-группы «Radiohead». 

Премьера взорвала музыкальное пространство и была воспринята любителями музыки на «ура».

Танец с изнанки

Балет с непарадной стороны впервые в 1848 г. показал датчанин А. Бурнонвиль. В спектакль «Консерватория» он включил рутинный тренаж. Через 100 лет закулисье танца в «Этюдах» на музыку К. Черни «обнажил» его соотечественник Х. Ландер. А «Класс-концерт» выдающегося балетмейстера Асафа Мессерера, дяди Майи Плисецкой, родился в московском Большом театре в 1960 г. Это был «наш ответ  Чемберлену», поставленный на композицию А. Цейтлина из произведений Лядова, Глазунова, Рубинштейна и Шостаковича. Сцены изнанки искусства в советском варианте с аншлагом покорили мир. Но вскоре о них забыли.

Только в 1980-е годы спектакль реанимировал племянник автора-балетмейстера Михаил Мессерер. Знаменитый артист был «невозвращенцем» - после гастролей остался жить на Западе. И сначала «Класс-концерт» увидели на сцене Королевского балета Великобритании, в театрах Стокгольма, Милана. Только в 2007 г. - в московском Большом театре.

Поставить спектакль в Киеве решил назначенный в конце 2011 г. руководителем балетной труппы Национальной оперы Украины Денис Матвиенко. Ведь в постановке заняты 50 человек. Это лучший способ держать труппу в тонусе. На репетиции приезжал г-н Мессерер. «Этот спектакль - краткая история радостного и тяжелого пути познания, - говорит он. - И один из «винтажных» спектаклей советского времени».

Превращение «утят» в грациозных «лебедей» показано в виде марафона. Балетную «кухню» открывают ученики Киевского хореографического училища, разучивающие у стоек первые упражнения. Их сменяют старшеклассники. Затем - очередь взрослых мастеров, среди которых именитые артисты Елена Филипьева, Анна Дорош, Татьяна Голякова, Сергей Сидорский, Кристина Шишпор, Андрей Писарев, Виктор Щербаков и сам руководитель балетного цеха Денис Матвиенко. Они феерично демонстрируют сложную палитру техники с каскадом аттракционов, вращений и прыжков.

Позитив усиливают игровые моменты - подсматривание первоклашек за дуэтом солистов, девичий переполох с переодеванием мягких туфель на пуанты и… полив пола. Когда-то по несколько раз за урок первоклашки смачивали водой деревянный настил, чтобы не скользили ноги. Современным  покрытиям это не требуется - лейки в спектакле без воды. 

Трагедия в стиле рок

Впервые киевские меломаны увидели новаторский балет «Radio and Juliet» на музыку британской рок-группы «Radio-head» в ноябре 2011 г. Спектакль руководителя Национального театра Словении Эдварда Клюга привозили словенские и мировые звезды. Постановка, словно взрыв, поразила новой эстетикой танца. Не прошло и полгода, как «Radio and Juliet» «прописался» на сцене Национальной оперы Украины. Приступив к работе в Киеве, г-н Матвиенко решил поставить его силами украинских артистов. Эдвард Клюг отбирал исполнителей и помогал в подготовке спектакля. «Я доволен результатом работы, - сказал он. - Мы сформировали три состава. Украинские артисты смогли не только приблизиться к оригиналу, но в чем-то и превзойти его».

«Radio and Juliet» с 2005 г. покоряет мир, вызывая дискуссии. Клюг советует не искать параллели с классическим сюжетом, а погрузиться в мир эмоций Шекспира и саундтрека «Radiohead». В балете нет пантомимы, чередования картин и декораций. Зато в дополнение к потрясающей музыке, звучащей в фонограмме, есть световые эффекты, видеоинсталляции и неожиданная пластика.

В этой истории о нереализованной любви акцент - на образе Джульетты. На премьере ее блестяще исполнила Анастасия Матвиенко. Остальные шесть персонажей - мужчины в темных костюмах как ангелы смерти. Выделить из них можно только Ромео. У остальных «расплывчатая» привязанность к образам. Каждый по очереди оказывается рядом с идущей к алтарю Джульеттой. Надев медицинские маски и перчатки, они участвуют в фантасмогорическом «бале-маскараде». И принимают участие в сцене драки между враждующими семьями, которую критики оценили как самый яркий момент. Хронометраж движений меняется ежесекундно, а тела «описывают» немыслимые рисунки.

Трагедия будто бы разворачиваются в реверсе. Но в финале шекспировской истории Джульетта убивает себя кинжалом. А Клюг остановил этот момент, полагая, что его героиня и так словно мертвая из-за потерянной любви. Присутствие смерти усиливает черно-белый видеоряд, вызывающий ассоциации то ли со склепом, то ли с моргом: стены в белом кафеле, неподвижное женское тело с застывшим взглядом. Искусственный дым - как облака. А  дорожка света в темноте похожа на тоннель, о котором рассказывают пережившие клиническую смерть. Мистическую атмосферу создают блуждающие пучки света, крупные планы на экране, на фоне которых фигуры танцоров кажутся очень маленькими, и  «ломаная» динамика движений.

Композиции «Radiohead», среди которых «Bullet Proof I Wish I Was», «Fitter Happier», «How to Disappear» и «Idioteque», «подсказывают», что все происходит не в далеком прошлом, а в наше время, в котором тоже есть место человеческим трагедиям. Но самые напряженные, оголяющие нервы моменты связаны с выразительной тишиной. Когда обрываются аккорды и на пике движений замирают тела. Слышно только дыхание.

«Главный в стране театр должен диктовать новые тенденции развития балетному миру, - сказал «АиФ» после премьеры художественный руководитель балетной труппы Денис Матвиенко. - В репертуаре нашего театра много прекрасных классических балетов. Но  искусство танца не должно отставать от времени. Я счаст-лив, что мы сделали в этом направлении первый шаг».

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых