aif.ru counter
114

Объемное настроение

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. Аргументы и факты в Украине 25/01/2012 Сюжет Искусство
Фото: aif.ua

До конца января харьковчане могут увидеть 45 его полотен на выставке «Апостольское запричастие» в галерее АВЭК, основанной народным депутатом Александром Фельдманом.

«Шитье» в формате 3D

Чтобы создать одну такую картину, художнику требуются месяцы, а то и годы, и море терпения и усидчивости. Полотно будто бы складывается из бесконечных паззлов, порой отличающихся друг от друга лишь легким переливом полутонов. Эти паззлы - всего лишь кусочки бумаги, выкрашенные акрилом.

- Под высокой температурой эти кусочки впаиваются в холст, получается что-то вроде фанеры, изображение приобретает объемность, рассыпаясь мозаикой, - рассказывает Олег Лазаренко. - Но прежде чем творить мозаику, на холст надо нанести контуры рисунка специальными мягкими материалами - углем, графитом, пастелью. Потом бумага красится акрилом в заданный цвет. И наконец - наклеивание «паззлов». Эта техника выросла из традиций харьковской школы - их еще в 20-е годы прошлого столетия привил ученикам авангардист Василий Ермилов. Последователем стал Михаил Шапошников, у которого в свое время я и учился с 1 курса.

По оценке искусствоведов, такая техника своей философией уходит в далекое прошлое: в мозаичные полотна раннего средневековья, в манеру трудоемкой украинской вышивки с ее «объемным» шитьем стежками. А эффект - почти такой же, как от современной компьютерной графики с пиксельным изображением в формате 3D.

Чистая доминанта

Тематика работ Лазаренко - преимущественно духовная. К ней художник пришел уже с первых своих картин. На полотнах, выставленных в галерее АВЭК, - христианские апостолы, святые, древнерусские князья, преподобные старцы: живые лики, пристальный чистый взгляд, который, кажется, не сводит с вас глаз. Самая большая картина на выставке - «Иисус и евангелисты» - занимает центральное место в экспозиции. Мозаичная цветопись - пожалуй, один из наиболее удачных методов для работы с такой ответственной темой. Перед тем как приступить к широкомасштабному проекту, автор объездил православные святыни в Стамбуле, Сирии, Палестине, на Святой земле, работал там, получал благо-словение от духовных наставников.

Личная боль от пережитой утраты - Лазаренко похоронил родителей - сдела-ла художника мудрее и сильнее, укрепила в вере. Когда умерла мама, он отправился в паломничество на Соловецкие острова, посещая по пути многочисленные русские монастыри. И рисовал ночи напролет. Паломнические духовные искания принесли свои плоды: образы на картинах-мозаиках стали убедительнее и чище. Кстати, портрет матери, памяти которой и посвящен проект, занял на выставке в галерее отдельное место.

Впрочем, «закольцовываться» строго на религиозной тематике автор не собирается. Как признался Лазаренко журналистам во время открытия выставки, сейчас он живо интересуется историей Украины и планирует в мозаике «оживить» целые исторические полотна.

- Конечно, в эту тему надо вжиться, - делится планами художник. - Сегодня история меняется, меняется ракурс ее изучения, сам подход - он становится более глубоким. Я рожден в СССР, поэтому, прежде чем приступать к работе, мне надо пересмотреть историю, поймать этот ракурс.

ДОСЬЕ

Олег Лазаренко родился в 1961 году в Харькове. В 1977-м окончил Харьковскую художественную школу им. Репина и Академию дизайна и искусств. В 1982-1983 годах стажировался в Высшей художественной школе в г. Галла (Германия). Член творческой группы Буриме. Лауреат муниципальной премии им. Ермилова. Картины художника висят в музеях и частных коллекциях Украины, России, Германии, Франции, Канады, Венесуэлы, Кубы, Чехии.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых