aif.ru counter
411

Картины с фантастической историей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. Аргументы и факты в Украине 18/08/2010 Сюжет Искусство

Старая истина: настоящий талант - индивидуален. Его манера работы и сами творения не спутаешь с другими. Это-то и вызывает восхищение, эмоции, настроение, будит воображение. Правда, это не всегда приятные чувства. Иногда от них - мороз по коже.

Тонкая топорная работа

Житель Запорожья Георгий Кожокарь - не мясник и не лесоруб. Он - народный художник Украины. Но свои полотна создает с помощью топора. Живописец из народа трудовую деятельность начинал слесарем на заводе. Но в середине 1990-х годов предприятие закрылось, и Георгий ушел в «свободное плавание». Многие его бывшие коллеги переквалифицировались в «челноков», стали ездить за границу за ширпотребом и продавать его на рынках родного города. А наш герой решил, что пришла пора посвятить себя тому, что привлекало с детства, - живописи. И обустроил дома мастерскую. Вначале освоил классику художест-венного мастерства - творил полотна при помощи кисточки и мастихина. Но душа просила более острых ощущений.

«Однажды включил телевизор, и случайно попал на передачу, в которой рассказывали о необычных соревнованиях в странах Скандинавии, - вспоминает Георгий Фокич. - Здоровые мужики состязались в мастерстве по срубанию сосновых верхушек. Потом в другой передаче увидел, как в старину строили с помощью топора деревянные дома. Я подумал: надо же, какие чудеса может творить этот простой и, по сути, универсальный инструмент! Топор - только с виду грубоватый. И я решил еще больше расширить его возможности, применив в живописи».

Кожокарь заменил им мастихин - тонкую упругую пластинку в виде лопатки или ножа, которой обычно художники мазками наносят на холст краски. С одной стороны, по мнению живописца, мастихином легче создавать картины. Он легкий, послушный, да и краски с его помощью используются экономно. Но есть один нюанс: этот инструмент при энергичных движениях может дрожать в руке. Мазки получаются неточными. То ли дело топор - в крепких руках художника он не подведет. Острое лезвие, штрих за штрихом, уверенно наносит порции краски. Правда, глянцевая поверхность для топора слишком «гламурна». Рисовать сложно, можно и поцарапать. А вот грубая мешковина, холст - то что надо!

«Вообще-то я не делаю культа из своего рабочего топора, - рассказывает Георгий Фокич. - Сегодня могу работать одним, завтра другим. В дело идут «свободные» в данный момент инструменты. Когда топор потяжелее, который весит килограмма три, родственники берут на пикник, перехожу на «легкую артиллерию» - рисую инст-рументом, который весит чуть больше килограмма. Рука художника не должна быть зависимой от инструмента. Иногда даже одну картину изображаю и кисточкой, и топором, и даже, бывает, беру в руки сапожный нож».

Топор как средство художественного воплощения Кожокарь использует уже 17 лет. И что удивительно: его «топорные» работы поражают своей тонкостью и изящест-вом. Он рисует все: цветы, пейзажи, портреты. Очень любит историческую тему. Сейчас мастер пишет одновременно 6 картин - серию о казаках и казачках. Говорит, так быстрее работается, чем писал бы каждое полотно отдельно. Да и топором сподручнее наносить одну краску по очереди на все картины.

Тайна «Женщины дождя»

Работы винницкой художницы Светланы Телец необычны своей мистикой. Однажды она нарисовала «Даму с красной лошадью». Ее купила девушка, узнавшая на полотне... себя. Хотя Светлана с ней раньше не была знакома. Потом владелица картины рассказала - когда в доме появился этот портрет, в ее судьбе произошли заметные улучшения. «Помог» красный конь - символ женского счастья.

Необычна судьба и картины «Женщина дождя». Правда, это полотно сопровождают не приятные эмоции и счастье, а мистика и некая зловещая тайна. Колючий взгляд белых зрачков будоражит душу, а у особо впечатлительных натур вызывает ощущение тревоги и страха. «Полгода до того как нарисо-вала эту картину, казалось, что за мной кто-то следит, преследует меня, - вспоминает художница. - Это было в 1996 году, когда оканчивала Одесский художественный университет им. Грекова. Впереди неизвестность - что дальше делать? Возможно, из-за этого было ощущение тревоги. В августе того же года, получив диплом, в солнечный теплый день сидела за мольбертом. Что рисовать - не было никакой идеи. И вдруг на холсте увидела легкую тень. Оглянулась, рядом никого. И я стала изображать то, что появилось в виде расплывчатой дымки. Штрих за штрихом - появились контуры женского лица. То ли в воображении, то ли наяву я видела даже цвета и оттенки, которые надо было накладывать на полотно. Казалось, моей рукой кто-то водил. Детали всего за пять часов сложились в завершенный образ. Это была женщина не из нашей эпохи. Не бедная, но уставшая, очень одинокая. Из-за своей неприкаянности, казалось, она даже не замечала нескончаемого промозглого дождя».

Вскоре определилась судьба художницы - Светлана уехала работать в Винницу. Там, в одном из салонов, выставила на продажу эту картину. Полотно не оставляло равнодушными посетителей. Нескольким посетителям даже показалось, что даму с портрета где-то видели. Несмотря на всеобщий интерес, покупать картину не спешили. Первой ее осмелилась приобрести одинокая женщина. Но через две недели попросила Светлану забрать портрет обратно. Жаловалась, что с тех пор как повесила в спальне эту картину, ей стало казаться, будто в квартире есть кто-то посторонний. Это продолжалось даже когда полотно спрятали за шкаф.

Два следующих покупателя - мужчины. Но каждый из них, приобретая по очереди странный портрет, начинал ощущать беспокойство, головные боли и даже страх. Оба вскоре возвращали работу художнице.

О жутковатой и своенравной «Женщине дождя» начали писать в прессе. Одну из заметок прочитал в самолете, во время перелета из Москвы в Киев, лидер группы «Земляне» Сергей Скачков. Он загорелся идеей приобрести полотно. «Позвонил один из коллег Сергея и попросил привезти картину в Киев, - вспоминает Светлана Телец. - В Украину «Земляне» прилетали на сутки, на концерт в Каневе, и доставить портрет надо было не позже 10 часов следующего утра. Я засобиралась в дорогу. В полшестого вечера тот же товарищ Скачкова снова вышел на связь и попросил взять справку на вывоз картины через границу. Дело было перед майскими праздниками. Ну, думаю, ничего не выйдет, вряд ли еще засиделись на работе чиновники, которые должны поставить печать. Но они оказались на месте».

Разглядев портрет, «Земляне» выразили бурю радостных эмоций. Художница подумала - так понравилась картина. Оказалось, музыкантов восхитили ее небольшие размеры - удобна в транспортировке.

«Знаю, что Сергей повесил «Женщину дождя» в своем загородном доме в Подмосковье, и ее присутствия он вообще не замечает, - продолжает рассказ Светлана. - Я успокоилась: наконец-то моя работа нашла хозяина».

Прошло 3 года. Действительно ли картина прижилась навсегда в доме музыканта? «Знаете, «Женщина дождя» меня чем-то подкупила, - рассказывает «АиФ» г-н Скачков. - Но она с первых минут не понравилась моей жене Альбине. Супругу беспокоил странный взгляд, ей было тяжело находиться в доме с тех пор как появилась эта картина. И мне пришлось уступить ее уговорам - согласился распрощаться с портретом. Где сейчас картина - не знаю. Альбина ее отдала кому-то из знакомых».

Узнав о том, что судьба необычного портрета - в неизвестности, ее создательница заволновалась. Впервые с тех пор, как написала зловещую картину. Неужели неприкаянной даме так и не суждено ни с кем ужиться?

«Живопись - искусство диалогическое, - говорит культуролог, преподаватель Киево-Могилянской академии Юлия Никишенко. - Если художник во время создания картины был чем-то взволнован, обеспокоен, а работал «на подъеме», вкладывая много энергии и эмоций, это может передаться зрителю. Не исключено, что на психику может действовать особая комбинация цветов. Это только предположения. Единого ответа на то, почему некоторые картины наделены магической силой и окружены мистикой, нет. Ведь это искусство, а его не всегда можно осознать разумом».

КСТАТИ

Украина богата художниками-оригиналами. Например, в прошлом номере «АиФ» писал об Александре Билозире, который рисует картины под водой. Последнее его полотно попало в Книгу рекордов Украины как самая большая подводная картина в мире.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых