161

Андрей Кокотюха – о «партизанщине» в культуре

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. Аргументы и факты в Украине 03/07/2013 Сюжет Персона
А. Кокотюха: «Понятие таланта - призрачная вещь»

Киев – 8 июля, АиФ Украина. В середине июня в Киеве чествовали призеров 13-й «Коронации слова» – престижного литературного конкурса, который ежегодно собирает сотни писателей и открывает новые имена. Изюминкой конкурса в этом году стала персональная премия «Золотой пистоль» от Андрея Кокотюхи – за лучший остросюжетный роман.

В интервью «АиФ» известный писатель рассуждает об украинских талантах и состоянии отечественной культуры.

Жизнь по отмашке

– В 1999 году вас обвинили в «антиукраинскости» за фельетон об украинской культуре. Вы также критично оцениваете ее и сейчас?

– Тогда конфликт возник потому, что вопрос украинской государственности решался по-советски: все должны действовать по указанию, не видеть то, что происходит вокруг. А если видеть, то молчать, списывать все на «болезни роста» молодого государства.

С тех пор в стране ничего не изменилось. Не мы в этом виноваты – просто, как показала практика, у нас революции не проходят – все идет эволюционным путем. А это очень медленно. Чтобы что-то поменялось, необходимо столько же времени, сколько мы прожили при советской власти – те же 74 года, три поколения. Мои внуки уже не будут «запариваться» проблемами, которые волнуют нас с вами.

– А быстрее никак?

– У наших людей боязнь перемен. Моя мама, например, долго не хотела покупать стиральную машину. Украинцы не привыкли к переменам, которые сами могут инициировать. За 74 года «совка» их приучили, что этот вопрос регулируется властью. Все изменения в жизни происходят по «отмашке» какого-то вождя. Как скажет добрый правитель – так и будет. Люди сами не привыкли шевелиться. А если кто-то пытается – ни к чему хорошему это не приводит, любые попытки самостоятельно что-то изменить, как правило, подтверждают тезис «инициатива наказуема».

Вот поэтому люди не хотят меняться сами. Или исходят из принципа: сегодня я брошу пить, а завтра у меня появятся деньги.

– Нужна немедленная награда?

– Немедленная и ощутимая. Когда-то Высоцкий рассказывал, почему театр так необходим актеру: вышел на сцену, хорошо сыграл – ему тут же похлопали. Реакция мгновенная! Причем, актеру на сцене трудно представить, что аплодисменты далеко не всегда искренни. Они скорее говорят о том, что публика собралась культурная. Но не все работают в театре. А люди хотят только тех перемен, которые завтра же принесут ощутимый результат. Например, для еврооптимистов интеграция – то чудо, которое должно свершиться: мы сегодня вступаем в Европу, а завтра никто не будет плевать на улице, муниципальный транспорт начнет ходить по расписанию и т. д.

Надо же понимать, что даже страна, в которой мы живем сегодня, строилась не сразу. Объявили независимость, и что? У нас были времена, когда в магазинах реально не было продуктов. Народ во всем винил власть, даже менял президента. Но голодных смертей не было. И продукты в магазинах появились на пятом году после того, как люди были отпущены в свободное плавание в абсолютно новых для себя условиях.

Я сам тогда торговал газетами в электричках. Не могу сказать, что я на этом зарабатывал, но и не отсиживался. Те, кто не сидел на месте в 90-е, видят, что мы живем в другой стране. У нас еще не та цивилизация, которую показывают в импортном кино, но мы уже не в СССР.

Да, стало меньше книжных магазинов, но и достать любую книгу – не проблема. Сегодня человек среднего возраста имеет доступ ко всем благам, которых он когда-то был лишен. Мы проходим первый этап – наелись.

Партизанскимитропами

– Значит, главное не куда и как прошла страна, а куда прошел ты?

– Я могу на фактах доказать, что все не так плохо. Полгода назад у меня вышла книга «Украина 1991-2011. Новая эпоха». Ее анонсируют, как украинские «Намедни». Собирая материал, я сидел в библиотеке и читал старые газеты «доинтернетовской» эпохи. Работа над книгой шла полгода. Когда за такой период проживаешь 20 лет, начинаешь многое видеть очень ясно.

Главный вывод, который я сделал, что во всех сферах нашей жизни, куда вмешивалась политика или государственная власть, включая устройство самой власти, – там все плохо. А хорошо там, куда она не лезла. В первую очередь – в культуре.

Трудно, конечно, в это поверить, потому что эпохальных достижений нет. Мы погрязли в общей бездуховности. Но каждый год, худо-бедно, непонятно за какие деньги снимается несколько фильмов, один из которых обязательно где-то звучит. Выходит несколько книг, которые тоже не остаются незамеченными. Звучат они, конечно, в определенном сегменте, но все-таки.

Музыка, театр, изобразительное искусство – из года в год кривая росла, этого всего становилось больше. Возникали новые тренды, закрывались ожившие проекты, пусть и локальные.

– Так что же тогда не так?

– Мы пытаемся искать свой путь. Что ни возьми – критики расскажут: это не украинское, не отвечает нашему менталитету и пр. И Российская империя, и Советский Союз, частью которых мы были последних 400 лет, все перенимали у более развитых стран. Те же поэты Серебряного века были под влиянием модернизма, пришедшего извне. А рок 70-х? Это к нам на 10 лет опоздали Beatles.

Но Украина, освободившись от СССР, ищет свой «третий путь». Какие-то партизанские тропы, которые никуда не ведут.

Зачем? Если уже проложена хорошая, асфальтированная дорога. Можно по ней идти, при этом оставаться самим собой, но следовать определенным тенденциям и трендам. Просто адаптироваться, учиться, быть гибким, активно реагировать.

Творец и потребитель

– А молодые люди, которые присылают свои работы на конкурс «Юное слово», например, о чем думают?

– Они хотят что-то сделать, стать писателями. Но при этом не знают, зачем им это нужно и, написав, даже опубликовав один-два рассказа, дальше не идут. Одна из причин: после публикации они не проснулись знаменитыми. Мы снова возвращаемся к проблеме мгновенного результата.

И еще одно: мне кажется, что у человека творящего, пишущего, должен быть опыт потребителя. Нужно различать жанры и их придерживаться. А молодые люди говорят: «Зачем? Я просто пишу». «Просто» – ничего не бывает. Как правило, молодежь очень мало читает и это видно.

– Конкурсы помогают найти и отсеять таланты?

– Понятие таланта – это очень призрачная вещь. Мне кажется, что талантливый человек – тот, кто не опускает рук, не считает, что он лучше других и не ждет немедленного признания. Иногда приходится работать каждый день, и никто этого не видит. Талант – это не вспышка, а скорее искорка и раздувание огня посредством трения палочек – долгий, нудный. Но он – единственно благодарный. Лучше всего это иллюстрируют американские мультики. Там практически всегда рассказывают о каком-то «лузере», которому нужно хорошо над собой поработать, чтобы измениться и добиться успеха.

А мы, как дети, – хотим заявить о себе везде. Но это пройдет. В Украине сегодня время проектов, а не эксклюзивов.

– Наша культура сегодня – это поточное производство?

– Да, но кто вам сказал, что эксклюзив – это хорошо? Остап Бендер нарисовал сеятеля, за которого его с Кисой выгнали с работы. А современный человек может сказать, что «сеятель» – это эксклюзив. И именно такой эксклюзив в большинстве своем творцы и предлагают. Если ты чего-то не можешь сделать – назови халтуру эксклюзивом и это сработает с вероятностью 50 на 50.

Можно говорить, что проекты – это попса. Но нет творца, который не хотел бы собирать стадионы. Да, такие проекты, как «Голос страны» – это ярмарка тщеславия. Но там проявляются ребята, за спиной у которых кропотливый рутинный труд. Почти у каждого есть группа и опыт клубных выступлений перед небольшой, но стабильной аудиторией. Они не впадают в депрессию, если вылетают из конкурса – возвращаются домой, на родную сцену и продолжают работать. Это вызывает уважение.

– Но разве это не та самая схема: вышел – получил награду?

– Да. Но это не вспышка на пустом месте, а результат долгого труда. Для украинской культуры гораздо опаснее поглощение талантов столицей. Люди считают, что не могут достаточно реализоваться в родных городах, где они все знают и едут в столицу. Это плохо. Отток талант-ливых людей вредит их родным регионам, а Киев глотает таланты, не замечая их.

В начале 90-х мы, молодые писатели, гастролировали по городам, читали свои книги в книжных клубах при библиотеках. Сейчас то же самое делают нынешние двадцатилетние. У них получается и это прекрасно. Да, там собирается по 100 человек, но это локальные точки. Их просто должно быть, как можно больше. Должны быть «форпосты» на местах, где у людей будет возможность для реализации. Тогда культура будет развиваться семимильными шагами.

ДОСЬЕ

Андрей Кокотюха родился 17 ноября 1970 г. в г. Нежин Черниговской области. Родители – сварщик и медсестра. Мечтал стать библиотекарем. Работал разнорабочим, но закончил журфак КНУ им Т. Шевченко. Впервые опубликовался в 1987 году. В 2006 получил Гран-при литературного конкурса «Коронация слова». С 2011 г. – член жюри литературного конкурса «Юное слово».

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых