aif.ru counter
146

Давид Черкасский - о возрождении украинской анимации и новых технологиях

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. Аргументы и факты в Украине 18/04/2012 Сюжет Персона
«Как только нарисовал усы пирата, уже смешно»

«Перевернули все с ног на голову»

- Давид Янович, ваш московский друг и коллега Эдуард Назаров в интервью «АиФ» сказал, что мультипликация в России скорее мертва. Что уж тогда говорить об Украине?

- На мой взгляд, в России все в порядке с анимацией. Но и в Украине сейчас она стала понемногу возрождаться: государство начало выделять деньги, которые распределяют между режиссерами. Комиссия в Министерстве культуры отбирает сценарии, и есть какое-то оживление в киностудии «Укранимафильм». В целом, после такого упадка (после развала СССР. - Ред.) это уже какой-то сдвиг. С началом 90-х вообще ничего не было. Шли постоянно какие-то межпартийные битвы в стране, и никому не было дела до искус-ства.

- Некоторые пессимисты говорят, что «золотой век» украинской анимации безвозвратно прошел.

- Действительно, пока еще на фестивалях каких-то новых громких украинских имен не появляется. После Степы Коваля (автор ленты «Шел трамвай № 9», получившей в 2002-м Гран-при на фестивалях «Крок» и «Молодость», а также в 2003-м - «Серебряного Медведя» в Берлине. - Ред.) и картин-то не было. Но украинская анимации все же медленно, вяло, как цветок, прорастает сквозь асфальт. Лично я верю в возрождение отечественной мультипликации. Художники есть, нужно только чтобы студии заработали. У нас все время готовят мультипликаторов. К примеру, в киноинституте преподает Евгений Сивоконь - вот у него есть хорошие ребята. Старание и желание есть, люди есть, но они как-то разрозненны. Движение пока небольшое, это связано только с отсутствием нормального финансирования. Мультипликация - очень денежно емкая штука. Снять среднюю киноленту дешевле, чем хороший мульт-фильм.

- Как оцениваете то, что сейчас делают на Западе?

- Конечно же, я смотрю западные ленты, и не только из профессионального интереса. Я очень люблю мультипликацию! Часто хожу в кино-театр, и мне редко бывает жалко потраченного времени. Если мультфильм не нравится, то выхожу из зала. Но в основном иду на проверенные ленты, о которых я что-то знаю. Мне нравится, к примеру, «Рататуй» - очень хорошая картина! Была потрясающая американская лента «Рождественская сказка». Много есть фильмов. Вот «Губку Боба» не видел и вряд ли захочу посмотреть.

- У «Губки Боба», кстати, заставка очень похожа на то, что вы сделали в «Капитане Врунгеле», совместив киносъемки морской волны с мультипликацией. Как вам вообще пришла подобная идея?

- Так получилось, потому что мы очень торопились. Нарисовать море - сложно и громоздко. Поэтому мы решили его просто снять на пленку, вот и все. В начале первой серии были пробные кадры, а потом мы уже въехали в этот процесс, и стало интересно, настоящее небо брали. Мне вообще очень интересно совмещение мультипликации и актеров, как и в случае со вставочными роликами в «Острове сокровищ». Придумали песни, для того чтобы украсть время. Мы делали две серии, одна из которых - шесть частей и длительностью в 60 минут, а вторая - пять частей в 50 минут. Все это мы делали два года, а для мультипликации это довольно много. Поэтому я немножко крал время - в каждой части было по одной песне. Получилось и легче, и быстрее. В народе это называют «голь на выдумки хитра».

- Сложно было интерпретировать Стивенсона?

- Знаете, как только нарисовал усы пирата, - уже смешно. А если он еще и говорит... У Стивенсона серьезный текст, а мы все перевернули с ног на голову. Голоса были так придуманы, чтобы это было не трагично, а скорее смешно. Поэтому получилась такая ирония, и это хороший прием. В наше время те вещи, которые мы читали в 40-50-е годы ХХ века, мыслятся совсем по-другому. Поэтому мы сделали комедию, и из Врунгеля тоже. Это то, что близко мне и как я чувствую, поэтому мне было интересно этим заниматься.

Прорвалась плотина

- Из «Острова сокровищ» получился отличный мультипликационный блокбастер, который нравился взрослым не меньше, чем детям. На какого зрителя вы ориентировались больше в своих работах?

- Я зрителя не знаю. По-моему, никакой режиссер не знает своего зрителя. Есть те, кто точно знает, что делает что-то для детей, а что-то для взрослых. Но я делаю только так, как я умею, - ни для детей, ни для взрослых, вот как меня мама родила, как я посмотрел первый фильм, прочел первую книжку. То, что меня поразило в детстве, этим я и живу. Делаю для себя, и если получается и совпадает с ожиданием зрителей, то вопрос, для детей эта работа или для взрослых, отпадает сам по себе. А если не совпадает, то это уже проблема художника.

- Каков же рецепт хорошего мультфильма «по Черкасскому»?

- Он один - талантливо и весело. Все зависит от сценариста и режиссера. Нужно все делать весело, шикарно и главное - легко. Когда ты делаешь картину, главное, чтобы процесс шел без напряжения, чтобы ты сам радовался работе. Мне кажется, что мультипликации не нужна трагедия.

- Какую ленту вы бы поставили в «Топ-100 мультфильмов всех времен и народов»?

- Есть одна - это «Жил-был пес» Эдика Назарова. Шикарная картина! В жизни Эдик пессимист и мрачный человек. Как-то написал мне номер своего мобильного со словами «могильный телефон». Но какие же у него тонкие и веселые ленты! Еще мне когда-то нравилась «Белоснежка» (лента Уолта Диснея 1937 г. - Ред.). Мы на ней учились. Но там самые удачные персонажи - гномы. А вот главные герои срисованы с кино. Вообще, много есть хороших картин.

- Есть ли у вас предубеждение против новых технологий в анимации?

- Нет, они только помогают работать. Все равно во главе стоит человек. А куда направить машину, зависит только от него. От железа ничего не зависит. Но если говорить о будущем анимации, то боюсь даже представить. Думаю, что может получиться что-то похожее на компьютерную игру: сюжет мультипликационного фильма будет зависеть от зрителя, который будет участником ленты. Вообще, сейчас все так непредсказуемо. Мало кто мог мечтать 20 лет назад о мобильном телефоне. С такой скоростью идет прогресс, что за ним не уследишь - каждый год все новые и новые разработки. Такое ощущение, что прорвалась какая-то плотина. С одной стороны, это хорошо. Но с другой - все это приближает к крушению мира. Раньше говорили: «Стой, кто идет?!», а сейчас автоматная очередь, бах-бах - и тебя нет!

- Интернет и СМИ пестрят сообщениями о том, что Давид Черкасский начал работу над продолжением своих бестселлеров...

- Пишут, что я начал снимать продолжение «Острова Сокровищ», нового «Капитана Врунгеля» в 3D. Мне уже звонят друзья из Москвы и интересуются. Но это все неправда. Мы сейчас только начинаем разговаривать об этом. Это очень преждевременные разговоры. Нужно хотя бы сделать пилот, а там будет видно.

ДОСЬЕ

Давид Черкасский родился 23 августа 1932 года в г. Шпола Черкасской обл. Мультипликатор, режиссер и сценарист. Режиссерский дебют состоялся в 1964 г., после чего были сняты легендарные «Приключения капитана Врунгеля», «Доктор Айболит» и двухсерийный «Остров сокровищ». С 1989 года Черкасский является сопрезидентом (вместе с Эдуардом Назаровым) Международного фестиваля анимационных фильмов «Крок». В 1990 г. (после прекращения госфинансирования) стал заниматься рекламными роликами.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых