aif.ru counter
66

Сергей Соловьев: «Лев Толстой был первым хиппи!»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. Аргументы и факты в Украине 27/07/2011 Сюжет Персона

Маститый российский режиссер был явно рад такому приему, охотно общался с одесситами, выступил на мастер-классе. В беседе с «АиФ» пообещал: в будущем году обязательно привезет свой резонансный фильм 2010 года «Одноклассники».

Главное - не погибнуть!

- Сергей Александрович, ваши «Одноклассники» уже кто-то назвал новой «Ассой» - дающей надежду. Но если сравнивать с «Ассой», «Ассой-2», здесь главные герои - не те, а если и те, то изменились не на шутку. Дети-мажоры отцов-олигархов. Эти - ни под пули, ни на рельсы... Чего же хочет эта «золотая» молодежь, куда ей бежать, что делать?

- Они другие, по-другому действуют, они не задумываются, отключают мозг. В этом и есть какая-то надежда, шанс. Это не «Асса» - «Асса» проиграла. Они не знают, не понимают, что с ними происходит, да и не хотят знать. Но они такие, какими их сделали мы. Мы! 20 с лишним лет назад - как раз, когда на экраны вышла «Асса» - мы, наивные и доверчивые, орущие о переменах, тоже не понимали, чего хотим. И как раз и рождали нынешнюю молодежь. И кого родили? Зачем их обвинять? В чем они-то виноваты? А что сейчас? Мне вот вчера позвонили: как вы относитесь к тому, что в Беларуси запретили песню «Мы ждем перемен»? Как я могу к этому относиться? Выразить протест? Я вообще думаю, что это представляет только узко медицинский интерес - как симптом патологии. Можно разве что собрать специальную медкомиссию, узнать, что там происходит. Но делать из этого некий факт общественной жизни - дескать, давайте все встанем в защиту песни или, наоборот, проклянем Цоя. Бред. Это просто удел идиотов.

- А как же перемены?

- Какие? Те, что мы сами выдумали? Мы орали: кто что заработал, тот то и будет получать. Откуда? Все разворовали. Самое главное сейчас - суметь оградить от разрушения не глобальные общественные идиотические выдумки, а самого себя, свою сущность. Не погибнуть.

Все великие были психопатами

- А кино? Оно, кажется, гибнет у всех на глазах. В кинотеатрах царствуют боевики. Неужели людям ничего, кроме Голливуда, неинтересно?

- На это кино идут парнокопытные с попкорном. Но есть еще и приличный человек, никуда не делся. А его игнорируют, говорят: нет таких. Это ложная мысль! Это коммерсанты, чья цель - только заработать, говорят. А все почему? За бабло борьба. Нет другой цели. А сшиб бабла, вскарабкался на труп товарища - и вот: становишься на 10 см выше. Автоматически. Это не искусство - это совсем иная сфера.

Вот раньше снимали, любя кино - а не цифры сборов. Все великие люди, которые стали лицом нашего кино, были психопатами. Теперь это лицо - утеряно. Но надежда есть. Еще есть талантливые сумасшедшие.

- Вы погрузились в «Каренину» не на шутку, на много лет. Откуда такое пристальное внимание к роману?

- «Каренина» не отпускает - это магический текст, в котором заключен генетический код нации. Каренина - наследница пушкинской Татьяны Лариной, предшественница Цветаевой и Ахматовой, которые без нее не появились бы, думаю. Лев Толстой - он, считаю, вообще был первым хиппи на земле. Мне как-то сказали: 99,9% актрис Голливуда мечтают сыграть Каренину, но никто не читал. Все знают, что в конце там что-то про паровоз. Чтобы побороться с этим знанием «про паровоз», я и решил снять. И подумал: а что же на самом деле там происходит? Рука отрезана, расчлененка, глаз выпал... Такие вот сцены, а меня почему-то не покидало светлое чувство. Необъяснимое. А потом понял: такое бывает, когда снимаешь про людей - а не про свиней. У свиней снимаешь даже самую светлую сказку - все равно хочется пойти и повеситься. А это - про людей, про их несчастья, про их счастье, про их ощущение любви. Они ищут выход - а выхода нет. А еще про тот прекрасный волшебный мир, которым была Россия.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых