aif.ru counter
03.04.2009 19:31
147

«Саша, ты не изменился!», - услышал питерский дирижер от своих киевских однокашников спустя три десятка лет

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. АиФ в Украине 01/04/2009

 - Александр Иванович, «поднять» вместе с Национальным симфоническим оркестром Украины сложнейшее произведение Скрябина за четыре дня – задача не из легких. Наверное, это удалось потому, что за пультами сидело много ваших школьных друзей?  

- Да, здесь я встретил очень много друзей детства и юности. С Владимиром Сиренко, главным дирижером этого оркестра, мы вместе учились – он на пару лет меня моложе. А январский совместный концерт с Национальным симфоническим оркестром состоялся благодаря его директору оркестра Александру Горностаю, тоже моему многолетнему другу. Приглашали уже давно, но все как-то не складывалось, и вот в этом году проект удался. А когда впервые стал перед этим оркестром, я узнал лица многих школьных товарищей– конечно, теперь все выросли, мы не виделись лет 25. Но встреча была теплой, все вспоминали, как мы 30 лет назад играли в футбол на спортивной площадке за зданием школы им. Лысенко.

- А сама музыка ностальгию не навевала? Почувствовали, что вы дома?

 - С тех пор, как я в последний раз был в Киевской филармонии, здесь многое изменилось. Например, отсутствовал орган, не было построек за сценой. Я вышел на сцену, на которой стоял всего один раз в 81 году на отчетном концерте капеллы КПИ. И ощущение, что я стою на ней уже в качестве дирижера, было фантастическим. Но эта сцена для симфонического оркестра, безусловно, слишком мала – я даже боялся неосторожно взмахнуть рукой и сбросить первые пульты. Очень обидно, что у главного симфонического коллектива Украины нет даже нормального зала для проведения репетиций. Конечно, сейчас кризис, да и политическая обстановка не способствует большим тратам на музыку. Но место все-таки можно найти – под строительство не бизнес-центра, а заведомо неприбыльного здания для музыкантов. Представители оркестра уже встречались с президентом, он пообещал помочь, руководители коллектива вели переговоры и с частными компаниями – но пока дело с мертвой точки не сдвинулось. Не мудрено, ведь в этой политической ситуации, когда наверху делят власть – кому есть дело до музыкантов?

  - Почему решили переехать из родного Киева в северную столицу России?

 - До распада СССР Ленинград считался культурной столицей Союза. Но главную роль в моем решении переехать сыграла личность педагога Ильи Мусина. В этом году исполняется 10 лет со дня его смерти. Этот потрясающий человек и музыкант воспитал много талантливых дирижеров, работающих сегодня во всем мире. И в 1980-м году я случайно попал к нему на урок, будучи в Ленинграде проездом – эта встреча и решила мою судьбу.

 - Вы часто приезжаете в Киев с концертами?

 - Вообще-то наведываюсь регулярно – ведь здесь живут мои мама, сестра, старшая дочь. Однако с концертом приехал впервые.

 - Как работалось с киевскими музыкантами? Есть отличия от российских?

 - Киевляне за четыре дня подготовки проделали колоссальный труд, ведь «Божественная поэма» Александра Скрябина очень сложна, и в Киеве не исполнялась уже 25 лет. Но я не вижу отличий между украинскими и российскими музыкантами – те и другие имеют общие славянские черты. При этом славянские оркестры отличаются от западных и европейских прежде всего неважной дисциплиной. Им присуща некоторая безалаберность, и частенько музыканты могут прийти на первую репетицию неподготовленными. На Западе такое отношение к делу невозможно. Там от первой репетиции до концерта – практически один и тот же уровень исполнения, а у нас между первой репетицией и выступлением – огромная разница. С другой стороны, эмоциональная отдача славянских оркестров намного мощнее западных. Там все выверено, корректно – но при этом от музыки в их исполнении никому не «сносит крышу».

- В Киеве музыканты, чтобы выжить, вынуждены работать одновременно в нескольких коллективах. Это как-то отразилось на качестве работы, сплоченности оркестра?

 - Это мешает скорее не сыгранности – ведь большой опыт работы в оркестрах полезен. При таком ритме неминуемо возникает усталость. Ведь если отдаваться делу музыки, то «до дней последних донца», как писал Маяковский. А сегодня дирижеры вынуждены репетировать с музыкантами и при этом понимать, что их через полчаса нужно отпустить, иначе они опоздают на другую репетицию. В это же время этот музыканты думают не о музыке, а о том, успеют ли они на очередную «халтуру»? Безусловно, работе такие ситуации вредят. Но при нынешнем довольно незавидном финансовом положении музыкантов дирижерам приходится проявлять терпение и понимание.

- Как составляли программу для киевского концерта? Кажется, на Скрябина выбор пал неслучайно: «Божественная поэма» как раз воспевает победу человеческого духа над жизненными невзгодами.

 - Я дал киевским коллегам список произведений, которые готов с ними исполнить. И они выбрали «Фантастическую симфонию» Берлиоза. В тот момент еще не был определена дата концерта, и когда выяснилось, что он приходится на 12 января – между Рождеством и Крещением – и мы призадумались. Ведь в Берлиозовской симфонии есть раздел под названием «Шабаш ведьм», и изображать разгул нечисти в такие святые дни мы не решились. Поэтому решено было остановиться на «Божественной поэме» Скрябина – к тому же, этот композитор еще и родился в канун Рождества. Но конечно, тема торжества человеческого разума во время экономического кризиса особенно актуальна – причем, во всем мире. Однако человечеству не в первый раз приходится переживать трудные времена, и отрадно, что он все еще ищет эмоциональной опоры и в музыке.

Беседовала Светлана ТОРШИНА

Справка «АиФ»

Александр Иванович Полищук родился в Киеве. С 1966 по 1978 год учился в Киевской специализированной музыкальной школе-десятилетке им. Лысенко.

С 1978 по 1983 год был студентом Киевской государственной конснерватории им. П. Чайковского на отделении хорового дирижирования.

С 1983 года работал в хоровой капелле Киевского Политехнического института.

В 1986 году поступил в Ленинградскую Государственную консерваторию им. Римского-Корсакова на факультет оперно-симфонического дирижирования, затем – аспирантуру. С 1993-го года  - преподаватель оперно-симфонического дирижирования Санкт-Петербургской консерватории.

В 1996 - 1999 годах - художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра Санкт-Петербурга.

С 1998 по 2000 год - главный приглашенный дирижер Русского камерного оркестра Лондона.

С 2008 года - дирижер «Санкт-Петербургского Дома Музыки».

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.

 

Аргументы и факты в Украине

 

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых