aif.ru counter
27.03.2009 12:28
101

Душа из папье-маше

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. АиФ в Украине 25/03/2009

Каждая кукла в театре - индивидуальность. Ведь появляется она на свет, как и человек, - в единственном экземпляре. С характером и судьбой. Об этом «АиФ» рассказала начальник художественно-производственного цеха Киевского академического театра кукол Людмила Кукоба.

Похожие на «мам»

ОНА уже 25 лет рукодельничает в театре. Смастерила не меньше 250 кукол. «Куклами мы называем не только маленьких человечков, но и зверей, - говорит Людмила Алексеевна. - Ведь театральные животные наделены человеческими чертами и изображают нас, людей».

Мастерская по изготовлению кукол существует при театре со дня его основания - с 1927 года, когда заведение для маленьких зрителей обосновалось под сводами закрытой советской властью синагоги на ул. Шота Руставели. А 1997 году здание вернули верующим иудеям. С тех пор почти 8 лет театр скитался по «чужим углам». И только в конце 2005 года словно в сказку попал, переехав в новое здание, - настоящий дворец, где хватает места и для зрителей, и для актеров, и для кукол. Жаль, что многие старые куклы в тесноте и некомфортных условиях не дожили до этого времени. Только самые стойкие куклы-«пенсионеры» (а их около полусотни), отыгравшие свое и выдержавшие испытания, через которые прошел театр, сейчас наблюдают за происходящим в новом здании сквозь стекло стенда музея кукол, разместившегося в фойе.

«Это одна из самых первых и любимых моих работ, Невеста казака Голоты, - говорит Людмила Алексеевна и достает из-под стекла «девушку» с веночком на голове, очень похожую на создательницу. - Ей больше 20 лет. На сцену «выходила» лет 5. Но этот спектакль давно уже не идет».

Пятый лишний

ГЛАВНЫЙ материал для создания кукол - папье-маше. Делается просто. В мокром виде накладывается на гипсовые формы (лицо, туловище, руки). Обычно состоит из 7-8 слоев: коричневая почтовая бумага склеивается клейстером (мукой, заваренной на воде) с газетой (только не «АиФ»), и так - еще три раза. А вдобавок к папье-маше используют дерево, поролон, пенопласт.

Людмила Алексеевна открыла несколько профессиональных тайн, известных толь-

ко создателям театральных кукол. Во-первых, на руке у куклы должно быть не пять, а всего четыре пальца (иначе один палец из зрительного зала будет казаться лишним). Во-вторых, лица кукол не должны иметь портретной схожести с людьми, человеческие черты делают гротескными, поскольку детей лет до 5-6 могут ужасно напугать движущиеся человеческие копии. А еще при изготовлении кукол-зверей нежелательно использовать как натуральный, так и искусственный мех - их лучше делать из тканей, вручную вшивая нитяные ворсинки. Предпочтительнее, если и волосы у кукол-артистов - тоже из ниток или шпагата. А самые лучшие они получаются из манильского каната (получаемого из волокна абаки, растения семейства банановых, растущего на Филиппинах). Сейчас это «добро» продают даже на Куреневском рынке. А раньше его привозили только моряки.

Создается кукла дней за 10. Вначале художник ее рисует. Потом мастери-цы-кукольницы из пластилина (иногда уходит более 4 кг) лепят ее скульптуру, потом из |гипса «отливают» форму, а уж затем делают «тело». К работе привлекают механика (он изготавливает механизм, приводящий куклу в движение) и столяра (делает все деревянные детали). «А души вкладываем мы, мастерицы-кукольницы, - считает Людмила Алексеевна. -Они прячутся где-то в слоях папье-маше. Оденешь, раскрасишь масляной краской «красавицу», она и начинает проявлять свой характер. Некоторые капризничают: одним между спектаклями то и дело надо какие-то детали одежды подшивать, другим - штопать ладошки, поправлять макияж. Хлопот не меньше, чем с людьми».

Подготовила Галина ГИРАК

Тонких дел мастера


Здесь живут Любовь, Меланхолия и Ностальгия. С ними соседствуют беспечный Мятный Ангел и хрупкая Лесная Фея. Этими куклами не играют, ими наслаждаются, ими восхищаются, и даже лечат - и не только душу.

АВТОРСКИЕ куклы - своеобразные арт-объекты, в которых воплощаются самые нереальные фантазии из мира взрослых и детей. В единственной галерее авторской куклы в Украине («Парсуна») представлены уникальные работы украинских и зарубежных художников. Грациозные красавицы с прозрачной кожей, забытые герои старинных сказок и совершенно неземные создания -плоды воображения автора -результаты длительной и кропотливой работы. Кукольник обязан быть скульптором, портным, визажистом и парикмахером в одном лице. Но главная задача - подарить кукле характер. Только в этом случае она обретает свою истинную ценность и соответствующую стоимость. Кстати, цена кукол колеблется от одной-двух тысяч гривен (у начинающего мастера) до трех и выше тысяч долларов (у профессионала).

Создать свою собственную куклу может любой желающий. «В нашу Школу кукольного мастерства приходят люди, которые по профессии не связаны с творчеством, но всегда тяготели к этому, - рассказывает арт-менеджер галереи «Парсуна» Инга Рубель. - Процесс изготовления кукол сродни магическому процессу, который способен изменить человека и его внутренний мир».

Юлия ЩОРС

КСТАТИ


Недавно всемирно известная кукла Барби отметила свой 50-й день рождения. За полвека она достигла успеха в 108 различных профессиях. Защитники Барби считают, что образ целеустремленной красавицы способен вдохновить ребенка на собственные достижения. Противники утверждают: модельная внешность и жизнь по стандарту «американской мечты» Барби не способствуют развитию индивидуальности.

Но пока вокруг кукольного символа столетия идут споры, даже мальчишки не остаются равнодушными к семейству Барби. Например, 11-летний житель Украины Валентин Заруи начал собирать кукол в 4 года и сегодня его коллекция Барби - одна из самых больших в Украине.

Кукольная жизнь

Каждого посетителя Театральной мастерской «Театр марионеток» встречают как долгожданного гостя. Мы пришли в этот по-семейному уютный театр, чтобы спросить у его бессменного руководителя Михаила Яремчука о том, чем сегодня живут кукольные театры Украины и как изменился их зритель.

-  КАК сегодня живется кукольникам?

-  Я не считаю себя кукольником, хотя и занимаюсь этим уже 30 лет. У меня другие задачи. Я художник в своем деле, человек театра. А кукольник для меня сродни ремесленнику. Ведь не существует дня артистов балета или праздника певцов оперы, но почему-то существует День кукольника. По-моему, это от ущербности, чтобы напомнить людям о своем существовании. Поначалу я ездил на фестивали кукольников, но потом перестал. Грустно наблюдать, как из года в год там бывают одни и те же люди.

-  Каков сегодня кукольный театр?

-    Наша публика еще не привыкла к новым авангардным направлениям, поэтому театр существует в традиционных формах. В Украине никогда не было кукольных театров, которые задавали бы тон хотя бы на советском пространстве. Колоссальное развитие кукольного театра наблюдалось на Урале, куда выезжали интереснейшие люди, кстати, половина из них были выходцами из Украины. Сейчас кукольный театр в затишье.

-  И все же куклы на сцене притягательны для взрослой аудитории. Почему?

- Кукла - это образ, метафора, знак. Я в основном использую   куклу-марионетку   -   она

дублирует человека. Это чисто философский подход, который зритель чувствует.

-   Кто сейчас приходит в ваш театр?

-  Мы создали театр семейного типа: маленький зал, атмосфера эстетики. Все это существует на чистом энтузиазме.

-  Как сегодня чувствует себя Театр марионеток?

- Раньше у нас было намного больше энтузиазма, но сейчас мы устали. Осознали, что это борьба с ветряными мельницами. По-моему, мы самый низкообеспеченный театр. Грустно наблюдать, что пока политики борются за власть, этот мощный культурный пласт, который здесь есть, уходит. Но во всяком времени есть свои прелести. Проблемы в обществе порождают свежие здоровые мысли и идеи. Система потребления себя исчерпала, и пора уже задуматься о том, куда мы идем и во благо чего.

 

Аргументы и факты в Украине

 

 

 

 

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых