aif.ru counter
20.09.2008 10:22
31

Гламурные читатели Украины

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. АиФ в Украине 17/09/2008

1. Мур-мур-мур

СТАТИСТИКА свидетельствует, что большую часть (60%) читательской аудитории Украины составляют женщины. Именно для них в первую очередь создаются новые тренды в книжном бизнесе. Сегодня гламур пробрался и на книжные страницы. Страстно желая хоть одним глазком заглянуть за высокие ограды депутатских дач, украинки читают творения их жителей - Оксаны Робски, Ксении Собчак. И это несмотря на то, что цена «томика» нередко превышает 50 грн.

МНЕНИЕ

В интервью сайту newizv.ru известный писатель  Владимир

Войнович сказал: «Гламурная -это вообще не литература. Но литературный рынок очень странный и ни на что не похожий. Если сравнить его, скажем, с автомобильным, то там чем автомобиль лучше, тем дороже, и чем надежней марка, тем она популярней. А в литературе - это все равно, что за одну цену продавались бы «мерседесы» и «запорожцы», а народ бы кидался и расхватывал запорожцы. Вот и все книжки стоят примерно одинаково, а народ кидается на мусор, он наиболее потребляем».

2. Общество и сатира

ВОЗМУЩАТЬСЯ сложившейся ситуацией в стране можно нецензурно, но мы продолжаем восхищаться, когда это делают литературно. «Уже не первый год как горячие    пирожки    разлетаются книги Фредерика Бегбедера, Кристофера Бакли, Сергея Минаева, Виктора Пелевина, - отмечает продавец-консультант книжного супермаркета «КС» Александр Бенюх. - Это значит, что людям по-прежнему нравится читать книги, в которых писатель высмеивает общественный строй, используя жесткую сатиру».

МНЕНИЕ

Андрей Курков, украинский писатель, член жюри Международной Букеровской премии: «В основном произведения этих авторов - быстроиграющая литература. К примеру, ни в одном серьезном французском журнале не печатают француза Бегбедера. Новые произведения Пелевина за рубежом уже не издаются. А популярную сегодня книгу Сергея Минаева «Дух-леве» вообще сложно назвать литературой. Все объясняется тем, что украинцы попросту не знают других авторов. Ведь многие украинские читатели ориентируются на рекламу в гламурных изданиях, которые и продвигают подобных авторов. Здесь наблюдается цепная реакция: например, гламурный английский журнал опубликовал рецензию на книгу, гламурный московский журнал перепечатал, а наши издания подхватили эстафету мейн-стрим. А критика на действительно яркие книги, которую печатают в серьезных западных журналах, в наши издания не попадает. Например, я уверен, что многие даже не слышали о таком известном шотландском авторе, как Джеймс Келман.

Вообще сегодня в Украине существует два типа читателей. К первому относится так называемыи постсоветский читатель, который с толстых литературных журналов, выпускаемых в СССР, переключился на книги таких авторов, как Александра Маринина, Дарья Донцова и др. Второй тип - это молодой читатель, который предпочитает современную украинскую литературу. Не зря уровень продаж произведений таких раскрученных авторов, как Бегбедер и Пелевин, значительно уступает количеству проданных экземпляров книг «Солодка Даруся» Марии Матиос и «Культ» Любка Дереша. Это действительно бестселлеры. К тому же, по моим наблюдениям, даже на востоке Украины молодежь разговаривает на русском языке, а читать предпочитает на украинском - это считается модным».

3. Страна лидеров

С ТЕХ пор как западная бизнес-культура прочно обосновалась в  нашей  стране,   с

каждым годом все большей популярностью стали пользоваться книги из разряда «Как стать лидером продаж», «Как стать лидером в коллективе» или просто «Как стать лидером».

МНЕНИЕ

Оксана Брык, старший преподаватель кафедры психологии, педагогики и конфликтологии НАУКМА: «Тематика книг на книжных полках магазинов отображает процессы, имеющие место в обществе. Когда в середине 90-х в стране резко вырос уровень безработицы, многие украинцы ушли в сетевой маркетинг. На семинарах по искусству продаж им внушали: «вы можете быть успешными», «у вас есть возможность много зарабатывать». Это давало надежду и силы преодолевать депрессивные настроения, которые господствовали в обществе. Именно во времена экономической депрессии в обществе запускаются механизмы самосохранения. Тогда же на этой волне и появилась соответствующая литература по искусству продаж и книги из разряда «помоги себе сам».

Когда прошел пик популярности сетевого маркетинга, спрос на такую литературу тоже упал.

Сегодня развивается частный бизнес и корпоративная культура. Соответственно, у многих людей, стремящихся сделать карьеру или построить свой бизнес, возникает необходимость развивать в себе лидерские качества. К тому же новое время диктует еще одно необходимое качество, присущее лидеру, - креативность. Поэтому на книжных полках появилось огромное количество книг по развитию в себе лидерских качеств и креативности мышления».

4. Убегаем в сказку

И ПО-ПРЕЖНЕМУ неизменной популярностью пользуется жанр фантастика.

МНЕНИЕ

Светлана Ермоленко, заведующая отделом стилистики и культуры языка Института украинского языка НАН Украины:

«По-моему, популярность фантастики можно объяснить тем, что многим людям не нравится сегодняшняя реальная жизнь, и они предпочитают убегать от нее в фантастический мир».

Юлия ЩОРС

КСТАТИ

Согласно исследованию «Украинский книжный проект», проведенному компанией GfK Ukraine по заказу международного фонда «Відродження», в 2008 году только 36% опрошенных украинцев купили хотя бы одну книгу. Аналогичное исследование за 2007 год называло цифру 40%. А Кабинет министров со ссылкой на данные опросов сообщил, что 46% жителей Украины вообще не покупают книг, поскольку «не нуждаются в чтении».

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых