aif.ru counter
11.09.2008 15:51
72

Юрий Энтин: «На худсовете публично заявили: «Пластинка «По следам бременских музыкантов» -это марихуана для детей! И разврат!»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. АиФ в Украине 10/09/2008

ЮРИИ СЕРГЕЕВИЧ, вы писали и пишете стихи к песням для детей. У худсоветов в прошлые времена возникали претензии к вашим творениям?

-  На этот вопрос можно отвечать дольше, чем на любой другой. Вы можете называть все мои песни подряд -а я в ответ смогу рассказать, как редакторы над ними измывались. Абсолютно над всеми, без исключения! С самого начала моей карьеры - с «Бременских музыкантов», которым сейчас исполняется ровно сорок лет. Эта пластинка ровно девять месяцев пролежала на полке.

-   Может, ей надо было созреть? Все-таки девять месяцев, срок нормальной беременности

-  Да-да-да (смеемся вместе). Это я вам дал пас хороший, и вы не удержались и забили гол! В «Бременских музыкантах» почему-то две фразы особенно смущали редакторов. Первая: «Величество должны мы уберечь от всяческих ему не нужных встреч». А вторая, конечно: «Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы». Дело в том, что тогда как раз построили Дворец съездов, был концерт и пригласили выступить Олега Анофриева, который спел эту песню и при этом еще обвел руками весь дворец, ложу, в которой как раз сидели члены правительства - Подгорный и другие. Им это очень не понравилось, и с Олегом даже провели беседу. А совсем недавно, года три-четыре назад мне сказал Лев Лещенко, что и ему запретили петь эту песню именно из-за этой строки. Он к тому времени стал солистом радио и телевидения и в своем репертуаре, вслед за Анофриевым, спел «Ничего на свете лучше нету». Его вызвали и запретили петь эту песню.

-   Я знаю, вы помогли Владимиру Высоцкому выпустить его первую пластинку?

- Да.

-  А какое впечатление он произвел на вас как человек?

-  Я вам должен признаться, что с Высоцким произошла следующая история. Я тогда уже написал «Бременских музыкантов», «Антошку», «Чун-га-Чангу», «Крылатые качели», «Расскажи, снегурочка, где была», которые стали популярными. Кроме того, в 1972 году у меня вышла оперетта «Хоттабыч», в 1974 году везде шли мои пьесы, только «Бременские музыканты» шли в ста театрах, спектакль назывался «Трубадур и его друзья», и Высоцкого я тогда воспринимал как некий Клуб самодеятельной песни. Просто человек сочиняет песенки. Я похлопывал его по плечу, и он, очень часто встречая меня где-нибудь на улице, пел какую-нибудь свою песню. Меня это чуть-чуть раздражало, потому что его песни мне казались ужасно длинными. Они были талантливыми, остроумными, но меня озадачивало, почему так долго? Ведь мои песни такие короткие, а тут. И я похлопывал его по плечу и говорил как бы свысока: «Ну, молодец!» При встрече он еще издалека цитировал Киплинга, кричал: «Мы с тобой одной крови!» Сейчас не помню вторую фразу.

-  «Мы с тобой одной крови! Ты и я!»

-  Да, «Ты и я», совершенно верно! И дальше он кричал: «Ты развращаешь детей, а я взрослых!..» Это, кстати, ответ на ваш вопрос по поводу худсоветов, потому что меня действительно обвиняли в развращении детей, когда мы сделали вторую серию «Бременских музыкантов». На худсовете человек просто публично заявил: «В Парке Горького продается марихуана! Можно пойти и запросто купить! Пластинка «По следам бременских музыкантов» - это марихуана для детей! И разврат!» Вот это было публично сказано известным композитором во время художественного совета. И, например, так считал и, возможно, до сих пор считает Юрий Норштейн.

-     Который создал мультфильм «Ежик в тумане».

-  Да, и его признали первым мультипликатором мира, поставили на первое место, «Ежик в тумане» получил семнадцать   международных   премий,

все признавали его гением. А тогда главный   редактор   затеял   какую-то странную вещь: он пригласил к себе меня с Норштейном, сам вышел из кабинета,   оставив   нас   вдвоем   и предложив   работать   совместно. Он   говорил,   что   Норштейн слишком заумный, а я слишком легкомысленный. Но оба невероятно талантливы, и если нас соединить, получится что-то изумительное. Но Норштейн сказал, что он со мной никогда не соединится, воспользовался моментом и сказал, что я порчу детей, в частности - его детей.

А критик Анатолий Сме-лянский  написал  в  газете, что   «Бременские   музыканты», став пьесой, уничтожают русский детский театр. И возмущался, как можно детям петь хором в театре: «Говорят, мы бяки-буки,  как выносит нас земля?» Как это возможно? Хором все поют, а некоторые даже встают и танцуют! В психологическом  театре,   созданном     Станиславским, это  недопустимо!»  Но он, видимо,  забыл, что Станиславский начинал с опереток, с капустников, которые просто обожал.

- И все-таки, как же в дальнейшем сложились ваши отношения с Владимиром Высоцким? - Однажды (это было в 1980 году) мне позвонил Роллан Быков и сказал: «Давай отметим с тобой 2 мая!» Я спросил: «А что случилось 2 мая? Если бы еще 1 Мая - я понимаю!» Он говорит: «2 мая - выходной! Ко мне приедет мой друг Михаил Львовский, которому Высоцкий сразу же несет свои песни, как только их сочиняет. Потому что Львовский - человек очень аккуратный, он выдающийся драматург, прозаик и поэт». А мне как-то не очень хотелось ехать слушать Высоцкого. Но, с другой стороны, все-таки это Роллан Быков, было свободное время, и мы сели и поехали к нему. На месте выяснилось, что Львовский разбил все творчество Высоцкого на определенные продуманные циклы - военный, спортивный, сказки и так далее. К Роллану мы приехали часов в восемь-девять вечера и ушли только под утро, часов в шесть-семь утра. Я был настолько потрясен услышанным, что абсолютно изменил свое прежнее мнение о Высоцком! Мне показалось, что он сродни пушкинскому Пимену-летописцу, он записывает всю нашу жизнь, он отразил все, что в нашей жизни происходит. Описал трагично и в то же время легко, весело. Хотя картина при этом создавалась довольно грустная, но - невероятно мощная, которая меня очень потрясла.

Надо сказать, что я вообще никогда не звоню людям, а номер телефона Высоцкого я даже и не знал. Но я ужасно хотел его встретить и покаяться. Вот то, что я вам рассказал, хотел рассказать ему, что я до конца не понимал, чего стоит его поэзия. Но тут я услышал, что он умер. И я только пошел на похороны, не успев сказать ему при жизни эти слова.

От редакции. «АиФ в Украине» поздравляет Юрия Энтина с прошедшим 73-летием и желает ему здоровья, счастья и творческого благополучия!

Андрей КРАВЧЕНКО

 

 

Аргументы и факты в Украине

 

 

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых