aif.ru counter
73

Даешь актеру по театру!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. АиФ в Украине 18/04/2007

Веяние времени: в России все чаще художественными руководителями театров становятся известные актеры.

ЧТО стоит за этим? Желание удовлетворить свои амбиции? Попытка заработать больше денег? Или стремление привнести нечто новое в русский театр?

На эту тему размышляет театральный критик Роман ДОЛЖАНСКИЙ.

Пивная? Или храм искусства?

- Я ДУМАЮ, дело не в том, кто пришел руководить театром - актер или лифтер. Важно - с чем пришел. С какими намерениями. Сегодня театры иногда становятся некими ширмами для деятельности, не имеющей никакого отношения к искусству. Зачастую забота театрального руководства - не репертуар, труппа, а обустройство в здании подземной парковки, стрип-клуба в подвале или открытие пивной напротив театра... Да и сама сценическая площадка служит для извлечения прибыли. Понятно, если театры используют выходные дни, чтобы подзаработать на сдаче сцены в аренду (в Театре им. Моссовета на три дня обосновалась швейцарская часовая фирма, чтобы провести свою презентацию на должном уровне. MX AT им. Горького частенько отдает свои залы под рок-концерты. - Прим. ред.). Но иногда это переходит всякие рамки. Вопиющий пример - «Содружество актеров Таганки». Как ни пройдешь мимо, там всегда - то

«Смехопанорама», то антрепризы... Половину времени репертуарный театр, у которого есть своя труппа, сдается. А у самих - всего несколько собственных спектаклей.

Очень часто люди, возглавляющие государственный театр, не совсем понимают отличие предприятия, существующего на бюджетные деньги, от собственного бизнеса. Отличие же очень простое. Если средства поступают из бюджета, это означает: сознательное общество создает для художников условия, чтобы они занимались искусством.

А частные предприятия существуют для того, чтобы извлекать прибыль. У нас эти понятия все время путаются.

Существует такая вещь, как профессиональная совесть. В Берлине или в Хельсинки не может возникнуть ситуация, когда в театре, получающем большие государственные вливания, на сцене начинается откровенно коммерческая деятельность. Не из страха, что придет начальник и скажет: «Нельзя», а потому, что не принято. Это не писаный закон, а моральный кодекс театрального сообщества. У нас же все размыто. Говорить о совести чаще всего уже не приходится.

Надвигается пустыня?..

ДЛЯ людей, воспитанных при советской власти, существовали понятия долга и ответственности. Я совсем не уверен, что великому актеру Кириллу Лаврову хотелось возглавлять БДТ.

Мы гипотетически можем предположить: если бы после ухода из жизни Товстоногова нашелся сильный режиссер для этого театра, может быть, последние десятилетия были бы для БДТ более плодотворными и счастливыми, чем в правление Лаврова. Но кто же посмеет бросить в Кирилла Юрьевича камень?! Человек действовал в соответствии со своими высокими представлениями об искусстве. Можно только пожалеть, что он чего-то недоиграл.

Возьмите сегодняшний день. Произошло трагическое событие - умер Михаил Ульянов, человек абсолютного морального авторитета.

Невероятно сложный вопрос: кто возглавит Вахтанговский театр? Михаил Александрович был в последние годы жизни руководителем поневоле! Чудовищная ситуация: Ульянов, царствие ему небесное, сам говорил: «Отпустите меня». Но некем было его заменить: руководитель театра - штучный материал. Это люди, слепленные из особого теста, и я не знаю, где сейчас его замешивают.

Наступает опустошение: уходят из жизни люди старшего поколения. Кто придет им на смену?! Не видно их!

МНЕНИЕ "ПРОТИВ"

Режиссер Леонид ТРУШКИН:

- Почему так много актеров возглавляют сегодня театры? Удивляться тут нечему! Такова примета времени. Талантливый саксофонист неважно катается на коньках, певица демонстрирует самодеятельный цирк. Оценивают эти шоу выдающиеся скрипачи, мастера фигурного катания, а смотрит за этим неотрывно весь наш народ! Каковы мы - таковы и нравы!

Что касается актеров-руководителей театров, я вижу в этом закономерность: чиновники от государства проводят политику популизма в том числе и в области культуры. Ну зачем же ссориться с известным артистом, который в любой момент может оказаться на застолье с президентом или каким-то другим влиятельным лицом?!

Только этим я могу объяснить поведение власти, больше ничем!

Хотя уверен: чиновник чаще всего понимает, что ЗРИТЕЛЮ скорее нужен театр Петра Наумовича Фоменко, чем актера N.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых