aif.ru counter
16.11.2006 13:35
39

Гей, казаки! Огламуренный «Тихий Дон» - шедевр или компромисс?

Говорят, что государст-во выкупило у итальянцев «Тихий Дон» за 8 млн. долл.

ЧТО же мы увидели - шедевр великого режиссeра или компромисс, на который пришлось пойти Мастеру, чтобы воплотить в жизнь мечту? Ведь деньги на проект он смог найти только за границей.

«Герои, как вяленые воблы»

СВЕТЛАНА ШОЛОХОВА, дочь М. Шолохова:

- Я ПОСМОТРЕЛА только половину первой серии этого сериала и больше смотреть не хочу. Потому что у меня давно сложилось своe представление о героях романа. А здесь и Аксинья не Аксинья, и Григорий не Григорий. Иностранные актeры не знают менталитета людей, живущих здесь. Ведь Григорий - это сама страсть! А в исполнении Руперта Эверетта - это вяленая вобла, никакого огонька. Аксинья должна быть мощной красавицей. А эта актриса - какая-то птичка, которая ведра воды поднять не может. Бегает по станице с распущенными волосами, как цыганка. Ни одна казачка себе такого не позволила бы! Был когда-то немой фильм «Тихий Дон». Вот там актeры Абрикосов и Цесарская - настоящие Григорий и Аксинья. А вот на Бондарчука у нас в Вeшенской все ругаются. Это уже не тот Бондарчук, который великие фильмы снимал. Моим сестре и брату тоже этот фильм не нравится.

«Рука Мастера видна»

Виктор МАТИЗЕН, критик:

- СМОТРЮ сериал не без удовольствия и с большим любопытством. Мне нравится Руперт Эверетт, который, согласен, совершенно не похож на донского казака, но чрезвычайно импозантен. Забавно смотреть на Аксинью, которая также далека от образа казачки. Впрочем, как в своe время далека была от этого образа Элина Быстрицкая в экранизации Герасимова. С другой стороны, такое положение вещей можно рассматривать как своеобразный творческий ход. Правдоподобных казаков мы уже видели, а это - нечто новенькое.

Отдельно стоит отметить пейзажные зарисовки в картине. Видно, что режиссeр упивается степью. Отдельные кадры и эпизоды необычайно красивые. В целом же сериал смотрится весьма увлекательно. Даже без скидки на то, что снимался он 15 лет назад. «Тихий Дон» Бондарчука не уступает самым лучшим современным сериалам. Рука мастера отчeтливо видна. А что касается налeта «голливудщины», то надо смириться с фактом - фильм делался прежде всего в расчeте на иностранного зрителя. Мне кажется, нашу самобытность в еe первозданном виде преподносить нельзя. Бондарчук смог слегка «огламу-рить» «Тихий Дон», и в этом нет ничего плохого.

«Топ-модели на Дону»

ЮРИЙ БОГОМОЛОВ, кинокритик:

«ТИХИЙ ДОН» изначально снимался в расчeте на западную публику. Всe игралось на английском языке, главные роли исполняли зарубежные актeры, снимал итальянский оператор, музыку писал итальянский композитор.

На западный рынок «Тихий Дон» так и не вышел, зато картину приобрели мы. Я думаю, это очень хорошее приобретение. Просто не надо делать фантик съедобнее конфеты - ведь порождeнные рекламной шумихой завышенные ожидания могут не оправдаться. Слава богу, что всe возвращено к жизни - это очень интересный факт и биографии Сергея Бондарчука, и истории отечественного кино. Именно так и стоило относиться к фильму, а не как к событию мирового значения.

Наши актeры смотрятся гораздо естественнее западных звeзд. Гостюхин органичен в роли Петра Мелехова, и даже разнузданная Андрейченко - Дарья не вызывает отторжения. А вот француженка - Аксинья не выдерживает сравнения ни с Быстрицкой, ни с Цесарской, которые в предыдущих экранизациях очень «вкусно» изобразили своих героинь. Григорий Мелехов в исполнении Руперта Эверетта - это такая мужская топ-модель. Видно, что всe ему до лампочки, чувствует он себя в этой чуждой ему среде абсолютно некомфортно. Создатели могут говорить сегодня, что им удалось вживить персонажи в донские реалии, но это неправда, и это видно. А уж когда ты слышишь их говор: «Али!», «Чо!», то развеиваются последние иллюзии.

Как-то Фeдор Бондарчук, говоря о «Тихом Доне», обронил фразу, что его отец хотел снимать не историю страны, а историю любви. Возможно, это и есть самая главная ошибка данного проекта. Я ещe не знаю, чем и как закончится фильм, и пока вижу лишь лав-стори «Аксинья энд Григорий». «Тихий Дон» Бондарчука рискует повторить судьбу западных экранизаций «Доктора Живаго» - зарубежные режиссeры снимали любовную историю Лары и Юрия Живаго, а не трагедию крушения империи. Если Прошкину в его сериале «Доктор Живаго» удалось всe-таки проникнуть в суть исторической и гуманистической коллизии, то его предшественники сняли лишь пенки любовных отношений, завернули этот товар и продали западному зрителю. Вот и в «Тихом Доне» всe увиденное пока не трогает - в картине есть вялые сцены, есть конвульсивно-истерические. И этот перепад свидетельствует о том, что режиссeр был угнетeн тем компромиссом, на который ему пришлось пойти.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых