aif.ru counter
28.09.2006 00:00
23

Блеск и нищета классики

О том, что украинские исполнители классического  искусства давно стали «экспортной статьей» Украины, лишний раз и говорить неприлично. На родине нашим звездам платят копейки и считают их занятие не престижным, другое дело - развитые страны.

Например, в Швеции на девятимиллионную страну работают 170 профессиональных композиторов. Ежегодно из государственных налогов около 7 млн. евро идет на поддержку национального музыкального продукта Швеции. Из них только на пропаганду новой музыки ежегодно выделяется полмиллиона.

И не стоит думать, что академическое искусство оторвано от европейского народа. Например, в Англии настолько развита хоровая культура, что в каждой церкви литургии исполняют местные любительские хоры, а поющим портовым грузчикам под силу исполнить Большую мессу Баха или ораторию Генделя. А что же Украина? О «блеске и нищете» классической культуры рассказывает генеральный секретарь Национального комитета Украины Международного музыкального совета ЮНЕСКО Леся ОЛИЙНЫК.

Денис Матвиенко уедет в Лондон?

- Недавно в Киеве состоялось громкое событие - премьера нового произведения известнейшего украинского композитора Евгения Станковича - «Концерт для скрипки с оркестром». Говорят, украинский солист для этой премьеры был приглашен из Лондона.

- Действительно, молодой украинский скрипач Дмитрий Ткаченко специально прибыл из Лондона, где живет и работает уже несколько лет. Впечатление от этой премьеры было настолько сильным, что слушатели в едином порыве поднялись со своих мест: овации не смолкали долго. В этот вечер, как в фокусе, отразилось состояние украинской музыкальной культуры: присутствовал композитор, которым могла бы гордиться любая страна мира, где почитается высокое искусство, играл симфонический оркестр - Национальный симфонический оркестр Украины, которому под силу сложнейшая партитура, и солист, почему-то работающий не в своей стране. К слову, в Лондоне трудится премьер балета Королевского театра Ковент Гарден киевлянин Иван Путров, концерт-мейстером оркестра того же лондонского театра приглашен бывший львовянин Андрей Вийтович. Есть сведения, что Ковент Гарден уже нацелился забрать к себе еще одного украинского танцора - Дениса  Матвиенко. Но это только Лондон. На самом деле в крупных мировых центрах музыкальной культуры играют, поют, танцуют наши соотечественники.

- В Украине хватает слушателей высокого искусства?

- Если не говорить о шестистах меломанах (именно столько может уместить единственный в столице концертный зал, отвечающий стандартам камерной музыки) и слушателях-профессионалах, способных оценить качество музыкального продукта, то поклонников, как правило, немного. Именно на таких слушателей прежде всего и рассчитана музыка современная -  новаторская, экспериментальная. В Украине такая музыка развита невероятно сильно: о ней почти не знают на родине, но она хорошо известна во многих странах. Обратите внимание, на какую музыку сегодня тратят огромные деньги «имущие мира сего». На то, что называют шоу. К происходящему очень хорошо приспосабливаются и высококлассные музыканты. Например, «Виртуозы Москвы» Владимира Спивакова соглашаются на проведение киевского концерта в зале бывшего Дворца съездов, абсолютно не приспособленного для симфонической и камерной музыки. И еще хорошо, что этот дворец существует. Столица Украины лишена акустического концертного зала на две-три тысячи слушателей (именно на такое количество зрителей рассчитан, например, нью-йоркский Карнеги-холл). Да и кто сегодня заполнит такой зал?

- Может быть, на дачах в Конча-Заспе, где собирается цвет нации, все же слушают классику?

- В истории отечественной культуры был такой феномен, как усадебная культура. К примеру, в Батурине (резиденции Мазепы, а после - Кирилла Разумовского), Качановке, Глухове существовали оркестры, хоры, звучали оперы, симфонии, камерная музыка. Туда приглашались именитые отечественные и зарубежные музыканты. Усадебная культура во многом задавала тон и показывала уровень страны. К огромному сожалению, этот феномен  практически исчез. Остаются маленькие очажки, поддерживаемые энтузиастами, такие, например, как квартира-музей композитора Виктора Косенко в Киеве, которая содержится благодаря усилиям 95-летней дочери композитора.

Учителя вывозят учеников

- Еще двадцать лет назад учить ребенка играть на скрипке или фортепиано считалось правилом хорошего тона. А теперь?

- Парадокс состоит в том, что в Украине есть высококачественный музыкальный продукт, но на него нет спроса. Мы теряем потребителя культуры, который воспитывается столетиями. Помните анекдот об английском газоне, который нужно только поливать и стричь, но с маленьким условием: в течение 300 лет? Такой слушатель уважает музыку. По существу, сегодня теряет смысл профессия музыкального педагога: непрестижно, неоплачиваемо, невостребовано. В результате - сотни педагогов выехали из страны. Еще одна деталь: педагоги вывозят учеников, понимая, что им реализовать себя на родине практически невозможно.

- Говорят, украинская система детского музыкального обучения до сих пор котируется в мире на самом высоком уровне.

- Каким-то чудом эта система еще сохранилась. В Украине продолжают работать 1840 детских музыкальных школ и школ искусств. Но где взять для обучения ноты? В Украине исчезли нотные магазины, на которые, к слову, совершали набеги заезжие музыканты по причине низких цен - по сравнению с мировыми. Та же проблема с записями. В соседней России ежегодно выпускается сотни дисков на любой вкус. А в нынешних московских залах прививается практика крупнейших оперных театров и филармоний: слушатели могут приобрести диски с записями тех сочинений, что звучат в этот вечер, причем в различных исполнениях.

- А еще в Украине насчитывается около 300 композиторов - членов профессионального творческого  союза. Есть ли смысл в существовании этой организации?

- Национальный союз композиторов Украины сегодня выполняет функции, которые нашему государству не под силу. Один только пример: благодаря его связям за последние несколько лет в Швейцарии, Франции, Германии, Польше, Великобритании и Финляндии прошли «Дни украинской музыки». Усилиями композиторов Украина вошла в Международное общество современной музыки, в Международную ассоциацию женщин-композиторов. У наших композиторов и исполнителей появилась возможность «светиться» на ведущих музыкальных фестивалях, получать гранты и стипендии в странах Европы, США, организовывать в Украине международные форумы музыки.

Интересно, что в России значимость академического искусства поняли давно: среди приоритетов государственного развития культура у наших соседей стоит на пятом месте. Отсюда - растущее число театров, оркестров, адекватная оплата труда деятелей культуры. Вот, например, Валерий Гергиев услышал в Корее превосходного музыканта, бывшего россиянина и предложил ему перейти на контрактной основе на место первого валторниста, оценив его ежемесячный труд в пять тысяч долларов. А в Национальном оркестре Украины, где, по нашим  меркам, труд музыкантов оплачивается очень хорошо, можно оформить контракт на  две тысячи гривен.

Ксения Мелешко

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых