aif.ru counter
03.08.2006 00:00
894

Игорь Поклад. Старые песни о новом

Его песни поют Нина Матвиенко и Тамара Гвердцители, Муслим Магомаев и Иосиф Кобзон. Имя украинского композитора Игоря Поклада известно всему бывшему Советскому Союзу.  Его песни «Ой летіли дикi гуси», «Тече вода», «Кохана», «Чарівна скрипка» уже давно воспринимаются как народные, их поют снова и снова -  но уже совсем иначе.

Сегодня народный артист Украины, автор более 50 мюзиклов и в том числе - «Конотопской ведьмы», создатель музыки к более чем 60 художественным фильмам, множеству документальных картин и великолепных мультфильмов о том, как казаки кого-то спасали и в хоккей играли, интервью дает редко. Для «АиФ» композитор сделал исключение.

«Гуси» взлетели через 7 лет

- Игорь Дмитриевич, вы знаете формулу создания шлягера?

- Шлягер действительно имеет свою формулу: на желательно тяжелый драйвовый ритм накладывается простенькая музыкальная интонация, предпочтительно из трех-четырех нот, в сочетании с простой поэтической фразой тоже из трех-четырех слов и вся эта небольшая конструкция повторяется десять-двадцать раз. Можно и больше - пока «не добьешь» слушателя. Дальше все зависит от количества показов по ТВ и прокрутки по радио. А вот лет 15-20 назад существовало понятие популярной песни. Ее слава зависела прежде всего от успеха у слушателей. Для авторов песни главной задачей было найти и в музыке, и в стихах ту неповторимую интонацию, которая волновала бы людей. К счастью, иногда нам это удавалось.

- Наверняка у каждой вашей песни есть своя тайная история.

- Скорее не тайна, а судьба. Например, когда мы с Юрием Рыбчинским писали «Чарівну скрипку», в процессе работы подсознательно ощутили какой-то магнетизм этой песни, которая неожиданно для нас вскоре стала очень популярной. Разгадку дал Иван Миколайчук, с которым мы случайно встретились в глухом закарпатском селе. Он бросился обнимать и целовать меня. Спрашиваю: «Ваня, что случилось?» - «Слышал твою «Чарівну скрипку!» - «Ну и что?» - «Это же не песня, это какая-то литургия!»

Песню «Скрипка грає» я написал во сне. Вообще-то, мне часто снится музыка, но всегда лень встать и записать, а в этом случае встал. Утром пришел Рыбчинский и написал свой гениальный текст. Эту песню пел Назарий Яремчук и многие другие исполнители, а Вася Зинкевич года два-три ее крутил, просил Рыбчинского что-то дописать, переделать. Мы удивлялись, а затем услышали то, что нас потрясло: из весьма простенького шлягера он сделал великую трагедию любви! Песня «Ой летіли дикi гуси» лет семь пролежала в столе. Уже давно стали популярными песни, написанные позже, а «Гуси» все лежали, пока мы не нашли Нину Матвиенко, которая сделала песню популярной на долгие годы. Так же «открыли» «Глаза на песке» Миансарова, «Кохану» - Огневой, «В школе прощальный бал» - Богатиков, «Журавлиную молитву» - Кобзон, «Тече вода» - София Ротару.

Современный , ритм убивает песню

- Вам нравится современное исполнение ваших песен?

- К сожалению, часто к ним искусственно добавляют современный ритм, забывая о том, что у каждой песни есть душа. Болезненнее всего слышать «Ой, летіли дикі гуси». В новых интерпретациях ее авторское начало, духовность исчезли. Нина Матвиенко исполнила песню трепетно, нежно, а сегодня в ней превалирует ритм, который часто мешает. Мы, кстати, сделали Нине электронную фонограмму, но она не смогла петь: «Игорь, это какая-то мертвая песня».

- Когда вы почувствовали, что стали популярны?

- Совершенно случайно. Вся моя творческая судьба движется людьми, которые берут меня за руку и увлекают за собой. Первую песню «Пісня не загубиться» я написал в 15 лет. Ее спел суперзвезда тех лет Константин Огневой. С этой песней я пришел к нему, будучи студентом первого курса музыкального училища, и вскоре она стала очень популярной. А в 18 лет, учась на первом курсе консерватории, написал «Кохану». Ее пели Магомаев, Миансарова, Кобзон  - все, кто был тогда на советской эстраде. С этой песней Юра Богатиков стал первым из советских исполнителей лауреатом международного конкурса эстрадной песни. И, естественно, я уже не мог отказаться от искушения писать песни.

- Сегодня жалеете о том, что, может быть, в чем-то себя не попробовали?

- Музыку к своему первому фильму я написал по просьбе Леонида Быкова, с которым дружил. Мы постоянно обсуждали его проект фильма «В бой идут одни «старики». «Послушай, вот тут у меня «Смуглянка», но этого мало», - говорил Леня. Я поставил ему «Истребительную серию» песен Высоцкого. Он так заразился: «Это то, что нужно!», но через некоторое время пришел и сказал, что на такой музыке надо делать другой фильм, а этот нужно на «Смуглянке». Но поскольку песня эта не моя, и мне как композитору нечего было делать, я предложил Быкову другую кандидатуру. А сейчас об этом жалею. Потом Леня должен был снимать комедию «Пришелец». Мы начинали работать вместе, но он погиб.

«Владельцы ТВ нагло игнорируют закон»

- Кого из молодых исполнителей вам приятно слушать?

- Так уж случилось, что в последние годы я часто бываю членом жюри многих песенных конкурсов и в том числе «Славянского базара». Молодые исполнители приходят ко мне за песнями и советом. С удовольствием могу утверждать, что Украина, испокон веков славившаяся своими голосами и снабжавшая вокалистами все музыкальные театры Российской империи и СССР, и сейчас на 80% обеспечивает российскую эстраду.

Другое дело, что наше государство и общество не может позволить себе роскошь содержать исполнителей высокого уровня. А сколько талантов ушло! Например, Анатолий Соловьяненко. По нынешним меркам он - мегазвезда оперного искусства. А Костя Огневой, Юра Гуляев, Юра Богатиков и многие другие? Ведь они почти забыты! Еще страшнее то, в каком состоянии доживают свой век люди, принесшие славу Отечеству. Прозябая в нищете, они тихо умирают, забытые всеми. Так ушли из жизни композитор Мейтус, актеры Дальский, Криницина, Брондуков. В свое время,

столкнувшись с этой бедой, я провел во дворце «Украина» благотворительный концерт - чтобы материально помочь престарелым актерам, художникам, писателям. На мой призыв откликнулись лучшие из лучших на украинской сцене, все, кроме представителей власти.

- А почему в последнее время мы все реже слышим ваши песни?

- Во-первых, больше времени я стал уделять работе в новых жанрах. Надеюсь, в этом году на экраны выйдет мой очередной мультфильм - если хватит денег его закончить. Даст Бог, появятся два-три художественных фильма, а на киевских сценах состоятся премьеры нескольких мюзиклов.

Во-вторых, меня очень огорчают нынешние взаимоотношения между авторами песен и исполнителями. Зачастую, продав песню, я теряю на нее все права. Если бы вы знали, сколько дорогих мне песен ушли в безвестность. К сожалению, я не могу повлиять на ситуацию.

В-третьих, в нашей стране полностью отсутствует система защиты авторских прав. После определенного нажима Запада, теряющего на украинском рынке миллионные прибыли, началось хоть какое-то движение в борьбе с пиратством. Но, к сожалению, это касается только аудио-визуальной продукции. Проблема эта очень сложная и серьезная, корни ее находятся глубоко и «высоко». 

Радио и телевидение совершенно бессовестно обворовывают авторов. Прекрасно известно, что за каждую авторскую ноту и слово надо платить - так делается во всем мире. Но, подписав Женевскую конвенцию об авторском праве, владельцы украинских каналов нагло игнорируют закон.

И последнее. В Украине сотни концертных площадок, на которых с такой же легкостью игнорируют авторское право, и, как следствие - авторские отчисления. В советские времена структура, защищающая авторские права, работала четко. Увы, после нескольких обращений в Государственное агентство по авторским и смежным правам с просьбой отреагировать на ситуацию, мне стыдливо отвечали, мол, закон принят, но он никем не соблюдается. Поэтому сегодня вместе с коллегами мы думаем о создании альтернативного агентства, которое будет бороться за наши права. Теперь уже через суд. Может быть, этому беспределу будет положен конец.

Ксения Мелешко

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых