aif.ru counter
27.07.2006 00:00
55

Яблонская раздора

Если на магнитофоне написано Panasonic, то очень хочется, чтобы так оно и было. Подобное желание испытывает и Гаяне Атаян, дочь знаменитой киевской художницы Татьяны Яблонской. Она настаивает на том, что картины, выставленные в Музее русского искусства галереей «Эстамп» в качест-ве работ ее матери, - ни что иное, как подделка.

Код - в сапогах 

10 июня 2004 года в руки Гаяне Атаян попал каталог выставки под названием «Из частных коллекций», в котором были размещены 4 репродукции картин Т. Яблонской. Гаяне моментально узнала в них подделки, и ее мать, которая тогда была еще жива, это подтвердила. Художница попросила дочь позвонить в музей с просьбой убрать картины с выставки, а каталог изъять из продажи. Однако на просьбу Гаяне никто не обратил внимания. 

На открытие выставки Гаяне  попала с препятствиями. Известно было, что она готовилась озвучить претензии матери. «Однако слова мне так и не дали. Отказ был аргументирован так: не портьте праздник, пусть коллекционеры думают, что купили хорошие вещи», - вспоминает Гаяне.

Две из трех «хороших вещей», выставленных в музее, убрали с экспозиции на следующий день. Знаменитая же картина «Весілля», в которой Гаяне узнала подделку, оставалась там до конца выставки. «По версии галереи, эта картина - реставрация авторской работы, - рассказывает дочь художницы. -  Однако в таком виде она не может считаться авторской, поскольку очень отличается от оригинала». Найти эти различия, по словам Гаяне Атаян, не сложно. Если в оригинале краски сочетаются гармонично, то выставочная версия - грубая примитивная раскраска. Да и присмотревшись к деталям, можно найти интересные подробности. Например, на оригинале жених изображен обутым в высокие сапоги, в то время как на картине с выставки на нем туфли образца двухтысячных. Да и количество усатых мужчин на картине кисти Яблонской значительно меньше. А техника и стиль вообще не обсуждаются. 

Григорьев - не Левитан

Дочь художника В. Костецкого, Ольга Костецкая, тоже утверждает, что единственное, что объединяет оригинал «Сбори партійного осередку» и картину, выставленную «Эстампом», это название. А внук С. Григорьева, Иван Григорьев, искренне порадовался за знаменитого деда: выдерживает все-таки Григорьев соседство с Левитаном. По его словам, «Тихая заводь» -   это даже не подделка Григорьева, а неудачная копия Левитана».

По мнению искусствоведов, сегодня на артрынке Украины происходит активная легализация подделок. Схема при этом выглядит якобы так: сначала сомнительные работы выставляются в музее, приобретают там легальный статус, и затем попадают в культурный обиход. «Самое интересное, что выставка «Из част-ных коллекций» проходила под патронатом Министерства культуры. Я не думаю, что в Музее русского искусства не знают о законе об авторском праве, - комментирует искусствовед Наталья Романова. - Однако музей подчиняется Министерству культуры, а не юстиции. Когда же проект спускается сверху, то руководители музеев и даже целые подразделения Минкультуры оказываются в положении рядовых чиновников, к которым никто не прислушивается. Это и привело к образованию черного артрынка в Украине».

Без права на подделку 

В 2005 году Гаяне Атаян предприняла первую попытку найти справедливость и подала иск в Подольский районный суд. Однако через некоторое время дело было закрыто. Причина - неявка истца на слушание дела. Однако, как утверждает г-жа Атаян, она никогда не получала повестки в суд. На днях  наследница

Т. Яблонской подала повторный судебный иск. Однако на этот раз уже в Шевченковском районе.

По мнению юристов, в деле Яблонской явное нарушение Закона «Об авторских и смежных правах». Во-первых, у семьи художницы никто не спросил разрешения выставлять картины и печатать в каталоге их репродукции. Во-вторых, не была учтена даже просьба самой художницы убрать с выставки работы, подписанные ее именем. По закону же, права на холст действительно переходят к владельцу, купившему картину. Но право на картину, как на произведение искусства, остается за автором или его  наследниками.

Сегодня Гаяне Атаян вместе с юристами пытается добиться  признания экспонируемых на выставке картин фальшивками, не имеющими ничего общего с кистью Яблонской. При положительном вердикте суда организаторам выставки придется извиниться перед наследницей и изъять из продажи каталог.

Ольга Санина

Кстати

По мнению искусствоведов, сегодня около 30% частных коллекций картин составляют подделки. Беда в том, что в середине 1990-х в стране развалился институт экспертизы как таковой, и под многими экспертными выводами начали появляться псевдонимы. Это во многом и повлияло на развитие  «черного» артрынка в Украине.

Компетентно

Юрий Вакуленко, директор Музея русского искусства:

- Скандал вокруг картин  Яблонской - ни что иное, как черный пиар, разрывающий  связь между художником и музеем. То, что картины с выставки «Из частных коллекций» являются подделками, известно только со слов Гаяне Атаян. Никаких экспертиз никто не проводил. Учитывая  достаточно почтенный возраст Т. Яблонской, она как продуктивный художник могла не помнить всех своих работ. Наш музей  экспертной оценки картин не проводил тоже. Во-первых, такой практики нет ни в одном музее мира. Во-вторых, откуда у нас могли возникнуть  сомнения, если выставка была организована Министерством культуры и галереей «Эстамп», а мы всего лишь предоставили свои помещения. 

Ольга Сагайдак, директор галереи «Эстамп»:

- В нашей экспозиции фальшивок быть не могло. Эти работы прошли через руки огромного количества профессионалов, и если хотя бы один из них засомневался в их подлинности, мы бы даже из чувства самосохранения не стали с ними работать. Мы же сами экспертизу не проводили, поскольку выставка была некоммерческой. Я считаю, что вся эта шумиха организована с одной целью - показать, что единственными экспертами в вопросе подлинности картин являются наследники художников. Это им нужно для того, чтобы монопольно контролировать рынок продажи картин в столице.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых