aif.ru counter
29.06.2006 00:00
37

Как так - кино есть, а смотреть нечего?

ЛЕТО - пора кинофестивалей. То, что сперва оценивает жюри, либо выйдет в прокат в ближайшее время, либо уже идeт на экранах страны. К чему нужно быть готовым, покупая билет на новое российское кино?

«АПЛОДИСМЕНТЫ по поводу возрождения российского кино преждевременны?» - примерно так звучала тема одного из «круглых столов» «Кинотавра». Оценивая глазами рядового зрителя афиши кинотеатров, ответить на этот вопрос хочется утвердительно. Когда уважаемые критики и организаторы фестивалей в голос уверяют: «Фильмы-конкурсанты в этом году сильны, как никогда!» - становится даже немного неловко.

Кому чернуху?

КАК известно, победителем прошедшего в начале июня «Кинотавра» оказалась чeрная комедия Кирилла Серебренникова «Изображая жертву» (в ролях: Юрий Чурсин, Анна Михалкова, Лия Ахеджакова и др.). Фильм о молодом человеке, который работает в милиции. Участвуя в следственных экспериментах, он по приказам капитана изображает жертву. Пространный матерный монолог, грязные туалеты, чeрный юмор и проч. - всех этих «прелестей» в картине предостаточно. Как заметил один из причастных к кинобизнесу людей в кулуарной беседе: «А ведь фильм-победитель по правилам фестиваля будет прокатываться по регионам... Но какой нормальный зритель сможет досмотреть этот бред до конца?!»

Новый фильм Юрия Мороза «Точка» (Дарья Мороз, Виктория Исакова, Михаил Ефремов), который вошeл в Русскую программу Московского международного кинофестиваля, недавно вышел в прокат. И в нeм та же чернуха: проститутки, мат, фекалии, кровь, изнасилования, побои. «Бессмысленная грязь и жестокость, за которую зрителям предлагают ещe и деньги заплатить», - сказал «АиФ» после просмотра один известный актeр. Режиссeров отчего-то продолжает тянуть на чернуху, на мат (он звучит аж в пяти фильмах), на сомнительные эксперименты, которые, если честно, никому, кроме критиков и самих киношников, особенно не нужны. Возможно, они считают, что модное кино должно выглядеть именно так. С другой стороны, пронафтали-ненные фильмы вроде конкурсного же «Парка советского периода» (режиссeр Юлий Гусман) вряд ли порадуют молодeжь (а именно она составляет основную массу зрителей) - они уже привыкли к иному языку.

К сожалению, можно долго, наживая врагов, называть фильмы, смотреть которые скучно и грустно. Сложнее вспомнить картины, которые не стыдно рекомендовать рядовому зрителю.

Режиссeр Алексей Балабанов с критиками никогда особо не считался, но в этом году угодил, похоже, и им и зрителям. Его картину «Мне не больно» (Рената Литвинова - приз «Кинотавра» за лучшую женскую роль, Александр Яценко - лучшая мужская роль, Дмитрий Дюжев, Никита Михалков, Сергей Маковецкий) можно смело рекомендовать самой широкой аудитории. Трогательная, очень светлая мелодрама, наполненная юмором. Балабанов снял кино трагичное, но при этом жизнеутверждающее, после которого не возникает желания пойти повеситься или помыться. Фразы из фильма типа: «Главное - найти своих и успокоиться» -

уже уходят в народ.

Киноэйфория

ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ мнения вызвала долгожданная работа Александра Рогожкина «Перегон» (Даниил Страхов, Алексей Серебряков). Действие происходит на чукотском транзитном аэродроме в 1942 году. Но это кино не о войне, а о мужских характерах. Флирт с американскими лeтчицами, который поначалу кажется главным, у Рогожкина оказывается всего лишь фоном военного братства, дружбы, ненависти. Начавшись как игривая комедийная мелодрама, фильм перетекает в философскую драму. Несмотря на то что картину упрекают в затянутости, нет сомнений, что своего зрителя она найдeт. Людям старшего поколения и молодeжи, любящей умное кино, «Перегон» должен прийтись по вкусу.

Помимо Балабанова прокатчики делают ставки на фильмы «Живой», «Эйфория» - яркую античную трагедию, разворачивающуюся в наши дни, и «Связь» - рассказ про то, что любовь может нечаянно нагрянуть к каждому. Современное русское кино в своей массе похоже сегодня на музей восковых фигур. Да, вроде бы сделано всe технично, вроде и костюмчики сидят, и глаза блестят, как настоящие. Но нет главного - души, нерва, человечного диалога со зрителем. Глядя на героев сегодняшних картин, не испытываешь ни любви, ни тоски, ни жалости. Подчас складывается ощущение, что одна часть режиссeров застряла в перестроечных годах и наслаждается вседозволенностью, а другая никак не наиграется в войнушку.

«Если смотреть объективно, то за последние года 3-4 в России было выпущено от силы 10 успешных картин, - говорит продюсер Игорь Толстунов. - Пока мы находимся в начальной стадии развития и испытываем эйфорию, делая первые шаги. Говорить о нашем кино можно будет только тогда, когда в этой сфере у нас сформируется собственная мода».

Сергей ГРАЧEВ

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых