aif.ru counter
29

Вечность в красках

Подчас кажется, что современному художнику важно как можно громче прокричать: «Вот какой я!» К счастью, исключения из этого «правила» случаются...

ТЯЖЕЛЫЕ кисти сирени. Кусты, покрытые пушистым снегом, а на ветках - словно яркие бусинки - снегири. Руки женщины, режущие блокадную пайку хлеба. Старуха, которая в мясорубке войны смогла сохранить самое дорогое - внука, икону да старенький самовар...

«Мы настроены на добро»

СОВРЕМЕННЫЙ мир с его сумасшедшим ритмом жизни затягивает нас, и мы проскакиваем мимо, не успевая заметить всe это. Но, к счастью, есть те, кто успевает не только заметить эту красоту, но и показать еe нам. Эти люди - художники.

Конечно, художники тоже разные - банально, но факт. Одни препарируют туши животных, выкладывают затейливые композиции из старых газет и испорченных чайников и называют всe это искусством нового времени. Другие агрессии и разрушению предпочитают сохранение традиций. Тем более что у русской реалистической школы живописи традиции богатейшие. Работы именно таких художников представили на выставке «Братья Ткачeвы и их ученики» в галерее «Совком».

Братья Алексей и Сергей Ткачeвы - известнейшие пейзажисты второй половины XX века. Более 30 лет они возглавляли Творческую мастерскую живописи Российской академии художеств. Среди их учеников - и маститые академики, и совсем ещe молодые художники, которые тем не менее очень остро чувствуют мир. Для которых важно не столько прокричать: «Смотрите, какой я!», а донести через свои полотна красоту, сложность, трагизм окружающего.

- Те вещи, которые делают некоторые художники на современных бьеннале, для нас недопустимы, - говорит один из участников выставки Дмитрий Шмарин. - Часто это не акт творчества, а оскорбление человеческого образа. Нечто РАЗРУШИТЕЛЬНОЕ. Мы же продолжаем традиции классического, христианского искусства. Нам важно отобразить красоту, разлитую в воздухе.

- Художник должен решить, куда вести человека - к низменному или, наоборот, к свету. Наши работы настроены на добро, - поддерживает коллегу живописец Эльмира Петрова.

Миллионы за правду жизни

К РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ живописи порой относятся как к чему-то замшелому - а, вчерашний день! Рощицы, цветочки, яблоки в корзинке... Всe это уже было - у Сурикова, Репина, Саврасова. Да, было! И будет ещe - много-много веков, пока живо человечество. Ведь на престижнейших мировых аукционах миллионы долларов платят не только за кубистов или абстракционистов, но и за Айвазовского с Шишкиным, реалистов до мозга костей. Правда, молодым живописцам о высоких ценах на их картины пока можно лишь мечтать.

- Для того чтобы искусство в стране развивалось, необходимы такие подвижники, как Третьяков или Морозов, которые в своe время организовывали галереи, закупали работы у живописцев, - говорит художник Андрей Дроздов. - И слава богу, что сейчас появились такие люди, как Юрий Тюхтин, который старается найти меценатов или тех, кто купит серьeзные работы.

Юрий Тюхтин, владелец галереи «Совком», не только организовал выставку «Братья Ткачeвы и их ученики», но и провeл аукцион картин, вырученные средства от которого были перечислены авторам.

- Интерес к реалистическому искусству сейчас растeт, - говорит Юрий Тюхтин. - Поэтому мы старались собрать лучшее, что было создано за пять лет в академических мастерских Москвы.

И государственные музеи, и частные галереи отмечают: люди снова готовы часами стоять в очереди, чтобы посмотреть на перенесeнное на полотно заснеженное поле или задиристых деревенских петухов. А это значит, что душа в нас по-прежнему жива.

Юлия ПЕТУХОВА

Фото Олега ДЬЯЧЕНКО

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых