aif.ru counter
20.04.2006 00:00
31

В. Гергиев. Убьют ли деньги искусство?

«Швыряясь деньгами, Россия развратила мировой музыкальный рынок», - считает художественный руководитель Мариинского театра, дирижер Валерий Гергиев.

Вот уже пятый раз с 23 апреля по 9 мая в России пройдет Московский Пасхальный фестиваль, основателем и руководителем которого является дирижер Валерий Гергиев. В рамках региональной программы это масштабное культурное событие смогут увидеть и услышать жители 17 российских городов - Красноярска, Новосибирска, Вологды, Ханты-Мансийска, Челябинска.

- Вы ездите с гастролями в провинцию. Вас что-нибудь еще удивляет или уже ко всему привыкли?

- Я убедился, что одной из главных проблем России остаются дороги. Передвигаться по провинции наземным транспортом - настоящая пытка. Я проехал от Костромы до Нижнего Новгорода и убедился в этом. За окном XXI век, а ситуация все та же, что и во времена Гоголя. С другой стороны, я вижу, что люди в провинции хотят слушать настоящую музыку. Общаясь с публикой, чувствую искреннее внимание и интерес к тому, что мы делаем.

- Недавно британская газета «Таймс» написала, что по масштабам личности и творческих успехов вы достигли уровня Солженицына и Толстого... А вы сами что считаете главным достижением своей жизни?

- (Задумывается). Вы меня в угол загнали этим вопросом. Наверное, главное в моей жизни то, что мне удалось сконцентрироваться на работе с огромной семьей артистов Мариинского театра. При этом мы смогли найти твердую опору в виде золотого репертуара русской оперной, балетной и симфонической музыки. Как только это случилось, в конце 80-х, интерес к Мариинке неуклонно рос во всем мире.

- Валерий Абисалович, как вы считаете, власть и искусство должны взаимодействовать или им лучше держать дистанцию?

- Во все времена люди искусства находились в диалоге с властями - это нормально. Баварский король Людвиг II вошел в историю благодаря тому, что опекал Рихарда Вагнера и помог осуществить мечту его жизни - создать свой фестивальный театр в городе Байрейте, который до сих пор является жемчужиной мировой музыкальной культуры.

Через два года во время очередного фестиваля «Белые ночи» в Санкт-Петербурге весь мир сможет увидеть, что в сегодняшней России возможно создание огромного фестивального комплекса - я говорю как о реконструкции исторического здания Мариинки, так и о постройке нового концертного зала и второй сцены нашего театра. Это я все о той же концентрации...

- По-вашему, музыка может выступать как разрушительная сила?

- К сожалению, может... Бешеные темпы индустриализации, погоня людей за деньгами отравили не только воздух, почву, воду, но и музыкальный рынок. В музыке сегодня столько грохота и хлама, что даже искренние ее любители зачастую не могут отделить зерна от плевел.

- Выходит, деньги могут убить искусство?

- Уже убивают. Противостоять мощным коммерческим процессам очень сложно. У настоящей музыки есть иммунитет, но под напором вредоносных коммерческих бактерий он ослабевает. Кроме того, Россия активно развращает мировой рынок классической музыки. Когда стареющие звезды выступают у нас за гонорар, в 10-20 раз больший, чем они получают в других странах, - это ненормально. Никогда «Метрополитен-опера» не заплатит самой титулованной звезде больше 15 тысяч долларов за концерт! А у нас платят и по 100, и по 200 тысяч долларов. Лучше бы эти деньги направили на воспитание молодых музыкантов, на покупку инструментов, литературы для школ и университетов.

- Знаменитый дирижер Артуро Тосканини сказал: «Покажите мне оркестр, который любит своего дирижера, и я покажу вам плохой оркестр». Ваши музыканты вас любят?

- Могу сказать только одно: я люблю многих музыкантов мира, но самыми дорогими и близкими для меня остаются музыканты Мариинского оркестра. А любят ли они меня, надо у них спросить...

Сергей Грачев

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых