aif.ru counter
30.03.2006 00:00
38

М. Терехова: не стала палачем

Легендарная актриса Маргарита Терехова интервью давно не даeт, но для «АиФ» сделала исключение.

ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦА ролей в фильмах «Белорусский вокзал», «Зеркало», «Собака на сене», «Д’Артаньян и три мушкетeра», «Благочестивая Марта» недавно дебютировала в качестве кинорежиссeра. Снятый ею фильм «Чайка» выходит в прокат.

«Россию держат вера и молитва»

- МАРГАРИТА Борисовна, сегодняшнее время, по-вашему, комфортно для жизни и творчества людей?

- Не знаю, не знаю... Странная страна у нас. Все хозяева, кроме людей, которые-то как раз работают и платят налоги. Вроде бы стараются что-то переменить в обществе, но результатов лично я особо не вижу. Недавно сын моей приятельницы-сценаристки вернулся из армии. Я звоню, узнаю, как он? Она рассказывает: «Сидит, смотрит в одну точку и молчит. Спрашиваю его: что случилось? Говорит: «Тебе, мама, лучше этого не знать...» И это в Подмосковье... Вообще с людьми в мире что-то непонятное творится.

Россию всегда держали вера и молитвы. Заметьте, благотворительность всегда была святым делом для нашей страны. Богатые давали деньги на богадельни, на сиротские дома, на постройку ночлежек. Я оглядываюсь и что-то не вижу сегодня этих ночлежек, приютов. Зато каждый день наблюдаю людей, просящих милостыню. А сколько же их замерзает!.. Жалко, страшно, обидно за Россию. Милосердие и любовь - вот, по-моему, единственное, что нас может спасти.

- На роли Заречной и Треплева в «Чайку» вы взяли своих детей - Анну Терехову и Александра Тураева. Чем обусловлен такой выбор?

- На мой взгляд, по типажу они подходят на эти роли идеально. Недавно Аня мне рассказала, как однажды к ней в вагоне поезда подсел один известный документалист и сказал: «Я не могу принять для себя вашу «Чайку», потому что считаю, брат и сестра не могут играть любовь...» Ну они же не секс играют, а говорят о любви, о вещах высокого порядка. Брат и сестра изначально любят друг друга - это нормально. И потом, Аня и Саша совершенно не похожи - у них разные отцы. Отец Анечки, Сава Хашимов, до сих пор считается одним из лучших актеров Болгарии. А Сашин папа занимает очень высокий пост, но в жизни настоящий актeр. Я, может, и родила их ради этого фильма (смеeтся).

- Насколько я понял, вы довольно рано почувствовали в себе режиссeрское начало...

- Помню, мы начали съeмки «Собаки на сене»... Посмотрели первоначальный материал и не могли встать со стульев - настолько всe было плохо. Тогда мы объединились с Мишей Боярским и стали активно вмешиваться в режиссуру. Впоследствии режиссeр говорил обо мне на творческих встречах: «Актриса она, конечно, замечательная, но характер!..»

«С топором, на ватных ногах»

- А КАК было с Тарковским? Вы и его исправляли?

- Когда снимали «Зеркало», Тарковский, доверившись мне, поменял финалы трeх сцен. Андрей Арсеньевич никогда не давал актeрам заранее читать сценарии, и, когда в день съeмок выяснилось, что я должна в кадре рубить голову петуху, у меня был шок. Я до последнего момента надеялась, что это шутка. Когда поняла, что рубка неизбежна, стала бросаться за помощью к маме и папе Андрея, которые присутствовали на площадке и сами играли в фильме. И вот... «Куриный эшафот» уже передо мной, свет выставлен, рядом дрессировщик с мешком петухов. И он тихонько меня спрашивает: «Вы правда не будете их рубить?» «Правда», - отвечаю. Это услышал Тарковский и выглянул из-за камеры (он всегда проверял кадр): «Как это ты не будешь?! А что с тобой будет?!» «Меня стошнит, Андрей Арсеньевич», - говорю. «Очень хорошо. Снимаем!» Я встала и, уходя на подгибающихся ногах, говорю ему: «И вообще я считаю, если снял фильм «Андрей Рублeв», больше ничего снимать не надо!» Тогда Тарковский меня догнал и сказал: «Да будет тебе известно, я снимаю свой лучший фильм...» Дальше мы с ним много говорили. В итоге рубить голову он меня не заставил. Ограничились криком петуха, перьями и крупным планом моего потрясeнного лица, этот кадр после был опубликован в итальянской киноэнциклопедии.

- Вы играли на одной сцене с легендарной Фаиной Раневской. Свою первую встречу с ней помните?

- Я была ещe студенткой... Однажды бегу по тeмному коридору театра и вдруг сталкиваюсь с самой Раневской. С перепугу спрашиваю еe: «Фаина Георгиевна, а вы забываетесь, когда играете на сцене?» На что она мне спокойно ответила: «Дорогая моя, если я буду забываться на сцене, то свалюсь в оркестр». - И плавно пошла дальше.

Как-то мне предложили роль в спектакле «Живой труп». Я тогда уже была беременна и отказалась. Буквально на следующий день раздался звонок от Раневской. «Деточка, - начала она, - вы собираетесь рожать, а у вас такая замечательная роль». «А разве живой ребeнок не дороже одной или нескольких ролей, Фаина Георгиевна?» - возразила я. Она помолчала и ответила: «Пожалуй, вы правы».

Сергей ГРАЧEВ

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых