aif.ru counter
16.03.2006 00:00
232

80 лет А. Зацепину. Сколько заработал композитор на музыке к фильмам Гайдая?

Он написал музыку более чем к 100 фильмам, а сколько песен - и сам не считал.

В ТВОРЧЕСКОМ арсенале Александра ЗАЦЕПИНА столько хитов («Песня про зайцев», «Остров невезения», «Есть только миг...», «Куда уходит детство», «Песенка о медведях» и др.), что он мог бы уже давно почивать на лаврах. Но композитор по-прежнему трудится. На днях Зацепин прилетел из Парижа, где живет с конца 80-х годов, в Москву, чтобы отметить юбилей в кругу друзей и предложить артистам свои новые произведения. Маэстро поделился с обозревателем «АиФ» Владимиром ПОЛУПАНОВЫМ воспоминаниями.

РАНЬШЕ компьютеров не было и приходилось идти на ухищрения в поисках необычных новых звуков. Например, в песне «Этот мир придуман не нами», исполненной Пугачевой, звучат три детские шарманки, которые мы крутили одновременно. А марш в «Кавказской пленнице» я разнообразил свистом охотничьих манков на уток. В «Операции «Ы», когда Смирнов замуровывает стену кирпичами, раздается колокольный звон. Небольшой колокольчик, приобретенный в Одессе на Привозе, я записал на магнитофон и уменьшил скорость воспроизведения в четыре раза. Так и получился звук церковного колокола. По всему фильму «Операция «Ы» много таких звуков.

С Гайдаем не знал забот

Я РОДИЛСЯ в Новосибирске, учился в Алма-Ате и в Москве оказался в зрелом возрасте. Первое время приходилось ютиться с женой, дочкой и мамой в подмосковной двухкомнатной квартирке с печным отоплением, холодной кухней и туалетом на улице. После фильмов, принесших мне славу как композитору («Операция «Ы» и «Кавказская пленница»), я набрался смелости и отправился решать жилищный вопрос в райисполком. Подарил пластинку со своей музыкой чиновникам. И вместо положенной по закону двухкомнатной нашей семье выделили трехкомнатную квартиру.

Как только я начал работать с Леонидом Гайдаем, у меня вообще исчезли все материальные заботы. Если моя жена зарабатывала в музыкальной школе 120 руб., то я получал за музыку к фильму аж 2500 руб. Если фильм кассовый, то еще платили и неплохие тиражные отчисления. За фильм иногда набегало до 5000 руб.

В общении Гайдай был непростым человеком. Он почти никогда не смеялся, даже улыбался крайне редко. На съемках «Операции «Ы» мы с Леонидом Дербеневым (поэтом-песенником. - Прим. авт.), наблюдая игру Вицина, Никулина и Моргунова, хохотали как ненормальные. А Гайдай хмурился и кричал: «Так ты будешь играть на капустнике (Вицину), а ты (Никулину) - у себя в цирке». Он очень тонко чувствовал, как нужно сыграть, чтобы народ потом в кинотеатре смеялся.

Был очень пунктуальным и от других требовал того же. Помню, во время съемок в Крыму мы сидели на открытии нового ресторана. Примерно около часа ночи Гайдай встал из-за стола и сказал: «Можете сидеть хоть до утра, но завтра в семь отъезд, ждать никого не будем». Без десяти семь утра он стоял у автобуса и в оговоренное время дал команду отправляться. Кто остался, добирался на такси.

Варлей пела не своим голосом

ЗАТО Вицин, Моргунов и Никулин были легкими в общении и часто шутили и за пределами съемочной площадки. Как-то Моргунов достал четыре контрамарки на закрытый пляж в Алуште. А нас было пятеро: я, Дербенев, Вицин, Никулин и последним шел Моргунов. На входе строгая женщина-контролер потребовала еще одну контрамарку. На что Вицин, указывая на Моргунова, сказал: «А он не будет купаться, мы на нем плаваем».

Кстати, в фильме «Кавказская пленница» Наталью Варлей озвучивала Надежда Румянцева, «Песенку о медведях» пела Аида Ведищева. Тогда Варлей работала в цирке и об актерском ремесле имела слабое представление. Вроде на пробах себя проявила, а во время съемок Гайдай жаловался, что ему приходится каждую сцену показывать самому. Он играл, а Варлей повторяла. После «Кавказской пленницы» Наташу пригласили в картину «Вий» и потом возмущались: «Как же Гайдай ее снимал? Ведь она совсем не актриса». Но потом Варлей пошла учиться на актрису и стала мастером своего дела.

Я привык много работать, в год обычно писал музыку к двум фильмам. Но в последнее время интересных предложений практически нет.

Недавно поступил заказ из Екатеринбурга - поставить мюзикл «Иван Васильевич меняет профессию». Но я отказался. Мне хотелось бы, чтобы в постановке была какая-то любовная тема, а там ничего, кроме беготни, нет. Мне это не так интересно. Я по натуре лирик, и мне больше по нутру такие песни, как «Куда уходит детство» или «Есть только миг...». Такие мелодии всегда приятно писать. А когда приходится писать только быстрые песни типа «Косят зайцы траву» - это очень грустно.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых