aif.ru counter
35

«Не оставляйте детей без любви»

В 1935 году детей-преступников приравняли к взрослым - вплоть до высшей меры наказания. В случае, описанном в повести Владимира Кунина «Сволочи», малолетних воров и убийц отправляли в засекреченный тренировочный лагерь в горах, где из пацанов делали диверсантов-смертников.

Однажды эта история попалась на глаза известному режиссеру Александру Атанесяну. Вскоре появилась киноверсия «Сволочей», в которой главные «взрослые» роли сыграли звезды современного кино Андрей Панин и Андрей Краско, а главные «детские» - Александр Головин и Сергей Рыченков.

Воланд - это метафора

- Александр, история, показанная в фильме «Сволочи», все-таки правдива или нет?

- Сначала мы верили Кунину. Он утверждал, что история реальна. Мало того, автор рассказывал, что сам обучался в этом лагере. Поэтому трудно было предположить, что человек шутит. Все-таки - известный писатель и журналист, в возрасте - Кунину уже более семидесяти, живет в Мюнхене. Безусловно, дети, подростки принимали участие в военных действиях. И в том числе - в качестве  разведчиков. Достаточно вспомнить гениальный фильм Тарковского «Иваново детство». Поэтому наверняка дети служили и в каких-то диверсионных группах. Но упоминаний о лагере, описанном в повести Кунина «Сволочи», в архивах мы так и не обнаружили.

- А когда появилось подозрение, что надо искать?

- Когда я начал переделывать сценарий, возник ряд вопросов. Я попробовал понять: какова степень беззащитности этих детей? Почему они не могли отказаться от того, что им предлагала родина?  Будь у них выбор - эта история просто не состоялась бы. Единственное, что мы обнаружили в архивах, - указы советского правительства, суть которых сводилась к тому, что дети-преступники, начиная с 12 лет, действительно приравнивались в наказании к взрослым. Эти указы мы использовали как аргумент невозможности бегства подростков из тренировочного лагеря диверсантов.

- Не боитесь, что теперь зрители будут иначе смотреть фильм?

- Искусство не оперирует исторической правдой. Это для журналистов, историков очень важно, что происходило на самом деле, а в художественном творчестве самое главное - вымысел, эмоции. Вы же не будете утверждать, что дьявол посетил Москву на Патриарших прудах и с его помощью была отрезана голова Берлиоза? Это всего-навсего художественная метафора, с помощью которой Булгаков выразил свое отношение к Москве и своей эпохе. Да и герои «Трех мушкетеров» не существовали в той форме, в которой они явились миру в романе Александра Дюма. В реальности Ришелье был очень важной исторической фигурой - в отличие от слабого и никчемного короля. Но Александр Дюма сделал его интриганом, мерзавцем, а короля - благородным человеком, хотя, как говорят историки, все было наоборот. А историки - победители: за ними остается последнее слово.

Время беспризорников

- Что же лично вас волнует в этом фильме?

- «Сволочи» для меня - это фильм-предупреждение, он должен заставить думать не о том, что было в 1943-м, а о том, что происходит сегодня. По статистике, в России больше миллиона брошенных детей. Это чудовищная цифра, которая соответствует, например, трети населения Киева. Как сложится судьба этих детей - очень серьезный вопрос. Пока они пассивны и у них нет социальной возможности влиять на гражданское общество. Но что будет завтра, когда этим детям, лишенным ласки и любви, исполнится 20-25? Как говорит замечательный детский писатель Григорий Остер: «Дети - это армия завоевателей, которые завтра без единого выстрела завоюют все пространство».

- В своей жизни вы часто сталкиваетесь с беспризорниками?

- Однажды мне предложили купить реб

енка - очень хорошенькую девочку полутора лет. Ее продавщица-попрошайка была одета плохо, а ребенок - очень хорошо. Скорее всего, девочка была краденая. Вместо денег я предложил купить еды. Попрошайка ответила: «Нам еда не нужна! Дай денег!» - «А как зовут девочку?» - «Не знаю». - «Хочешь купить?» Это было очень страшно. Потому что рядом ходит милиция и никому не интересно, откуда этот ребенок.

- У вас было искушение снять в фильме настоящих беспризорников?

- Один из главных героев фильма Сережа Рычанков - из интерната. Его отец сидит в тюрьме, мать - не известно где. Что касается искушения, о котором вы говорите. Кинематограф требует профессионализма, точного подбора всех исполнителей. Кино-группа - очень серьезный механизм, и малейший сбой чреват не только финансовыми потерями, но и куда более значительными ошибками. В каждой профессии есть своя цена ошибки. Например, врачебная ошибка очевидна. Другое дело - просчеты педагога, режиссера, художника. 

- Ваши главные герои, заброшенные в Альпы для диверсии, все-таки остались живы и вернулись на родину. Вы сами верите, что это возможно?

- Если у вас осталось ощущение невероятности - значит, я плохо сделал фильм.

- Ну, в жизни много бывает невероятного...

- Вы думаете? Знаете, что я вам скажу напоследок? Не оставляйте детей без любви. Не оставляйте их одних.

Ксения Мелешко

Александр Атанесян -  ученик Сергея Параджанова (он проработал у автора «Теней забытых предков» вторым режиссером пять с половиной лет) и Романа Балаяна (их связывают почти родственные узы: Атанесян крестил старшую дочь Романа Гургеновича).  Между прочим, московский режиссер часто и с большим удовольствием приезжает в Киев. «Я очень люблю этот город - намного больше, чем Москву, где энергетически мне трудно живется», - признается Александр Атанесян. В этом году он приступает к съемкам фильма «Целуй меня крепче», что по-испански звучит очень знакомо всему миру: «Бесаме мучо». Действие этой криминальной драмы о наркоконтрабандистах разворачивается на юге Грузии - в Поти, а затем - в Одессе.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых