aif.ru counter
1410

Когда гибнут тысячи: кто взращивает водителей-убийц для украинских дорог

Последствия ДТП в Запорожской области
Последствия ДТП в Запорожской области © / УНИАН

В последнее время ДТП воспринимаются обществом как нечто обыденное. Украинцев уже не смущают «мелкие» аварии с гибелью людей. Только иногда масштабные дорожно-транспортные происшествия вызывают большой общественный резонанс. Вспомните хотя бы трагедию 4 февраля 2014 года в Сумской области. Тогда водитель маршрутного автобуса, проигнорировав запрещающие знаки и светофор, выехал на железнодорожный переезд. В транспортное средство на большой скорости врезался дизельный поезд. Из 18 пассажиров в живых осталось только пятеро. Выжившие остались инвалидами на всю жизнь, а водитель попал на судебную скамью.

Сколько раз вам приходилось видеть словосочетания «пьяный водитель», «не справился с управлением», «перепутал газ с тормозом» при просмотре новостей об авариях? Наиболее распространенные причины ДТП – непрофессионализм тех, кто сидит за рулем, и постоянное нарушение правил дорожного движения. Согласно статистическим данным, в 2012 году в Украине погибло 5 тысяч водителей. Эксперты установили, что если бы все из погибших были пристегнуты, то число выживших в инцидентах составило бы 3 тысячи водителей.

Цена ДТП в Украине Фото: АиФ в Украине

Поднимая актуальную тему поведения на украинских дорогах в рамках общенационального форума по безопасности дорожного движения, АиФ.ua решил пообщаться с главой секции по реформированию законодательства в сфере обучения участников дорожного движения, вице-президентом Ассоциации автошкол Винницкой области Александром Зерщиковым. Мы поговорили о современных проблемах дорожного движения, низкой подготовке водителей и нашли пути их решения.

О бескультурном поведении на дороге

В Украине низкая культура поведения на дорогах как у пешеходов, так и у водителей. Бытует мнение, что правила дорожного движения необходимо изучать только в автошколах и только тем, кто хочет сесть за руль. Неправильный взгляд на дорожное движение искажает мировоззрение и приводит к негативным последствиям – дорожно-транспортным происшествиям.

Как решить проблему. Период воспитания в людях основ безопасности на дороге необходимо вводить еще с детского садика, развивать в школе и на протяжении всей жизни совершенствовать, учитывая нововведения в законодательстве.
«Обучение должно начинаться в детстве и заканчиваться, условно говоря, в 80 лет. Если человек в 90 лет ездит, то и в этом возрасте надо что-то учить и повторять. Люди ошибаются, когда говорят, что правила дорожного движения надо учить в автошколе», – рассказал Александр Зерщиков.

 

О недостатке теории и практики

Одна из причин низкой подготовки водителей в Украине заключается в том, что на курсах вождения не дают того объема знаний, который необходим для поведения за рулем. Курсанты хотят сэкономить – на самом обучении, на бензине, на хорошем и толковом инструкторе.

Если взять за основу кандидатов в водители категории В (легковой автомобиль не более 3,5 т), то им должны «разжевывать» теорию в течение 100 часов, а практические занятия рассчитаны на 40 часов. В Украине единицы учреждений по подготовке водителей, которые выполняют требования программы. Большинство (а это 80%) готовят к экзамену в ГАИ, что не равняется безопасности на дороге.

Как решить проблему. Автошколы в Украине должны разработать единую программу подготовки водителей с обязательной нормой – к практическому вождению стоит переходить только тогда, когда ученик знает все пункты ПДД. В программе должно быть четко указано, что теория составляет не менее 100 часов, практика – 40 часов. Также предусматривается обязательное обучение вождению в сложных дорожных условиях (гололед, ночное время суток и прочее) и контраварийная подготовка.
Александр Зерщиков утверждает, что на сегодняшний день такая программа существует, но единицы учреждений ее выполняют, поэтому решением проблемы станет контроль со стороны ГАИ. Также, по его мнению, сами клиенты должны быть заинтересованы в том, чтобы получить знания в полном объеме, а не на 50%.

 

Об отношениях ГАИ – автошкола

Самая большая опасность подготовки водителей в Украине кроется в отсутствии контроля за деятельностью автошкол. Как известно, Министерство образования выдает лицензии на работу подобных учреждений, а Госавтоинспекция – аккредитацию. Бумаги по своей сути одинаковые, но чтобы их получить необходимо в два министерства предоставить разные пакеты документов. Вот и получается, что автошколы тратят свое время на бюрократизм вместо того, чтобы обратить свое внимание на качество подготовки кандидатов в водители и работу со своими сотрудниками.

Как решить проблему. Ввести бессрочную лицензию/аккредитацию для автошкол, чтобы они не были втянуты в постоянную бумажную волокиту. Создать постоянно действующий коллегиальный орган в составе Госавтоинспекции, Министерства образования и науки и представителя общественной организации. Закрепить за ним функции регулятора, который будет проверять автошколы и в случае грубого нарушения законодательства отозвать лицензию/аккредитацию у учебного учреждения.

 

Об индивидуальном подходе к ученикам

Как рассказал АиФ.ua Александр Зерщиков, немаловажную роль играет нацеленность не на результат подготовки водителя к дороге, а процесс. Если европейцы не заморачиваются по поводу того, как заполнен путевой лист курсанта, на каком автомобиле он учился ездить и посещал ли он занятия, то в Украине все действует с точностью до наоборот.

«Сегодня система обучения не учитывает индивидуальные особенности учащихся, предлагая всем одинаковый по часам курс вождения, – подчеркнул Александр Зерщиков. – Разве можно сравнивать их способности? Нет, ведь в одной группе могут собраться от люди от 18 до 65 лет. Мы учим и приводим на экзамен в ГАИ не ученика, а учебную группу. Даже в Госавтоинспекции учет и оценка работы автошкол ведется по проценту сдачи экзаменов учебной группы с первого раза (не менее 30%). Интересно, а ездить они будут все вместе?».

Как решить проблему. Учитывать возрастные и психологические особенности каждого кандидата в водители. Чем старше ученик, тем больше ему стоит организовать занятий. По словам специалиста, среди инструкторов есть интересное правило: когда кандидату в водители от 35 до 50 лет, то курс обучения увеличивается в 1,5 раза.

 

Об инструкторах-непрофессионалах

Преподавательского состава как такового в автошколах нет, а инструкторов зачастую берут «с улицы». Практически все наставники не знают основ методики обучения, выполнения определенных упражнений, психологических тонкостей, некоторые даже не умеют общаться с учениками на понятном им языке. Встречаются и такие, которые не знают ПДД и часто их нарушают.

За некачественную подготовку ученика европейского инструктора лишают лицензии Фото: www.globallookpress.com

В странах Европы инструкторам выдвигают жесткие требования: «ноль» аварий у будущего преподавателя, наказаний за вождение в нетрезвом виде и т.д. Они проходят курс обучения в специальных школах, где познают основы дорожного движения, правовые аспекты, устройство транспортных средств, защиты окружающей среды, практического вождения авто и изучают педагогику дорожного движения. Курс состоит из 700 учебных часов, а «пропуском» к автошколам для инструкторов становится удачная сдача экзаменов. На вождение будущему наставнику курсантов дается час, на письменный экзамен – 60 минут, а на устный – полчаса. Получив высокий балл, кандидат на должность автоинструктора имеет право купить лицензию. К примеру, в Германии такая бумага стоит 3-6 тыс. евро.

Как решить проблему. Перенять европейский опыт и создать аккредитованные центры обучения не только инструкторов, но и преподавателей и экзаменаторов. Более действенным методом кажется введение ответственности за некачественную подготовку учеников.

 

Об экзаменах в Госавтоинспекции

По словам эксперта, сложности в Украине возникают и при приеме экзамена в ГАИ. Во-первых, экзаменатор – это в основном человек, который имеет удостоверение водителя, но практика вождения у него минимальная или вообще отсутствует.

Во-вторых, нет четкой методики приема экзамена. В ГАИ едва ли не «на глаз» определяют, готов ли курсант к вождению или нет. Для ученика, не умеющего трогаться с первого раза, хороший разворот может стать толчком к получению заветного водительского удостоверения.

В-третьих, большинство экзаменов в Украине принимаются на автодромах. Закрытые площадки явно не могут сформировать у будущих водителей четкого понимания ситуации на дороге и тем более не заставят думать, что делать в экстренном случае.

В основе европейской системы сдачи экзаменов – иной смысл. На экзамене курсанта сопровождает инструктор, который обучал его вождению. Оценка знаний длится около 45 минут. Если ученик допускает ошибки, идет на пересдачу и платит за нее 100 евро. Большой список «двоечников» у одного инструктора говорит о некачественном обучении. В Европе за такое лишают лицензии.

Как решить проблему. Как выше сообщалось, экзаменаторов тоже необходимо обучать в специальных центрах и повышать их профессиональный уровень. Четкий пункт в законодательстве о том, что за допуск курсанта, неподготовленного, но сдавшего хорошо экзамен, к вождению несет ответственность экзаменатор.

 

Новый подход к обучению водителей в Украине Фото: АиФ в Украине

КОГДА ХОЧЕТСЯ ПЕРЕМЕН

На данный момент в Украине активно обсуждаются изменения в законодательстве в сфере дорожного движения. Масштаб нововведений настолько большой, что затронет не только ПДД, но и подготовку водителей в нашем государстве. С апреля 2014 года к обсуждению проблем с обучением кандидатов в водители на общенациональном форуме по безопасности дорожного движения присоединились свыше 100 автошкол из разных регионов Украины. По словам Александра Зерщикова, он вместе с коллегами не успевал перечитывать письма – настолько много предложений посыпалось со всех уголков нашей страны. Сознательное руководство автошкол готово меняться. Настала наша с вами очередь.

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых