aif.ru counter
366

Почему на автозаправках все больше опасного суррогата

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. Аргументы и факты в Украине 18/09/2013 Сюжет Авто

Ежедневно десятки тысяч украинцев даже не догадываются, насколько рискуют, когда садятся в автомобили и автобусы. И дело не в пресловутой культуре вождения. Есть еще один бич наших дорог: смертельная опасность кроется в топливных баках.

АиФ уже писал (№ 36’2013), как Госпотребинспекция проверила несколько сотен АЗС и на половине из них нашла нарушения. Но специалисты утверждают, что львиная доля некачественного топлива продолжает находиться в резервуарах оптовых нефтебаз и заправок и каждую минуту попадает в наши машины.

Кто и зачем разбавляет украинский бензин >>

Три формулы «бодяги»

Плохое горючее – это не только «чихающий» двигатель, незапланированный ремонт которого завтра может опустошить бумажник на несколько тысяч гривен. Это ежеминутный риск попасть в ДТП, поясняют специалисты. Причем с самыми суровыми последствиями.

«Об этом мало кто задумывается, но заправляясь топливом, которое не подходит для конкретного автомобиля, водитель рискует не доехать до места назначения, – говорит замдиректора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев. – Плохое топливо понижает мощность. Вы залили его в бак и пошли на обгон – а мощности нет. Все, аварийная ситуация! Я точно знаю, что, например, в Крыму из-за низкого качества топлива многие машины не могут преодолеть перевал на трассе Симферополь – Ялта. Попросту не могут подняться в гору».

...Будет ли бензин по 16 грн? >>

По данным эксперта, сегодня до 15% всего горючего на АЗС некачественное. Оно сегодня нескольких видов. Первое – «коктейль» из более-менее приличного импортного горючего, разбавленного во время пути от границы до АЗС, чаще всего на оптовых нефтебазах.

Второе – суррогат сомнительного происхождения, которым снабжают наши заправки полуподпольные или вовсе подпольные мини-НПЗ, так называемые «самовары», рассказывает Г. Рябцев.

«Эти заводики, конечно, существуют не сами по себе – их обычно «крышуют» власти на местах, – поясняет он. – И это весьма выгодно: подобное «производство» налогами не облагается». По подсчетам специалиста, доходы от «самоваров» могут исчисляться миллиардами долларов.

Третье – «бодяга», которую делают непосредственно на заправках. Такие случаи единичны – персонал на АЗС побаивается проверок. Но не Госпотребинспекции, а собственных.

Скромный запрет

А вот результаты проверок АЗС госорганами выглядят очень скромно. Из 7 тыс. заправок по стране им за полгода удалось промониторить лишь 400. Из 10 млн тонн топлива, которое есть на рынке, исследовали лишь около 13 тыс. тонн.

В результате Госпотребинспекция забраковала и сняла с реализации примерно 600 тыс. литров нефтепродуктов. Это смехотворно малый объем некачественного или фальшивого топлива – на самом деле, по оценкам экспертов, его раз в 200 больше.

Эксперт: Олигархов нужно заставить производить бензин в Украине >>

Основные дефекты, которые обнаружили проверяющие: заниженное октановое число, завышенная массовая доля «добавки» – бензола, «неправильный» состав топлива в целом. Суррогатный бензин гробит двигатель, забивает его топливную систему, заметно снижает мощность машины и отравляет окружающую среду и самих пассажиров автомобиля выхлопными газами.

Наиболее «отличившиеся» из всех проверенных партии топлива продавать запретили. Среди таковых оказались как отечественные нефтепродукты, так и импортные. Например, в дизтопливе, произведенном Мозырским НПЗ (Беларусь), октановое число не соответствует нормативам. А еще один дизель – из Израиля – под маркой «Оил рефинэрис лимитед» оказался особо опасным сразу по нескольким показателям.

Без права на контроль

По словам Сергея Орехова, главы Госпотребинспекции Украины, сейчас полноценно контролировать топливо почти невозможно. Например, для того чтобы это ведомство по своей инициативе могло проверить очередную заправку, нужно направить туда уведомление за десять дней. Разумеется, если на АЗС есть «не-правильное» топливо, за столь длинный период оно сто раз успеет перетечь в машины клиентов: емкости на заправках полностью обновляются раз в один-два дня, рассказал чиновник.

Не менее абсурдна ситуация и в случае, если в Госпотребинспекцию жалуется автомобилист, чья машина пострадала из-за суррогата. Потребитель, по сути, остается совершенно незащищенным – даже если факт суррогата в его баке налицо и известна заправка, которая его залила.

«Взять пробы из бака его машины мы не имеем права – надо ехать на заправившую его АЗС, – поясняет С. Орехов. – Затем отправлять образцы в стационарную лабораторию и ждать результата до двух недель. За это время фальсифицированный бензин «улетучивается» – его успевают продать».

Кабмин приказал разбавлять бензин этанолом >>

Но и это еще не все. Даже если лаборатория докажет, что на АЗС продавали опасное топливо, Госпотребинспекция лишена полномочий запрещать его реализацию – это может сделать только суд. А он, по словам самих инспекторов, принимает решения неохотно и не торопясь. Оттягивание времени только работает на руку заправщикам.

Как и где заправляться, чтобы не попасть впросак?

  • Избегать малоизвестных заправок, а также АЗС, где предлагают топливо заметно более дешевое (на 50-80 коп./л). Это верный симптом «нечистого» бензина или дизеля.
  • Оптимально заполнять бак только на АЗС крупных брендовых сетей. Проверки показали: там меньше всего проблемного топлива. Желательно – всегда на одной и той же заправке. Тогда малейшее отклонение в поведении двигателя будет сразу заметно.
  • Требовать на заправках чеки и сохранять их вплоть до следующей заправки.

Под чертой

Введение жесткого контроля на АЗС не только улучшило бы «самочувствие» наших автомобилей и снизило риск опасных ДТП, но и добавило бы в казну немалые средства, убеждены и эксперты, и сами заправщики. Это позволило бы контролирующим органам набрать нужное количество персонала и закупить все необходимое оборудование – те же экспресс-лаборатории. Так могла бы заработать самоокупаемая система, которая в итоге защитила бы каждого из нас. Но выгодно ли такое положение дел тем, кто имеет миллиарды с «серого» топливного рынка?

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых