aif.ru counter
35

С новыми акцизами на бензин далеко не уедешь

Сюжет Авто

Напомним, в этом документе Кабмин предлагает поднять ставки акцизного сбора на моторные бензины почти на 40% - со 132 до 182 евро за тонну.

СМИ тут же спрогнозировали: это поднимет стоимость топлива в рознице на 50 копеек за литр. Масла в огонь подливают сами операторы рынка, которые не упускают случая намекнуть: не сегодня-завтра горючее обязательно будет дороже, поскольку в его стоимость теперь закладывается транспортный сбор. Есть ли основания для подорожания и какой будет ситуация на заправках в ближайшее время? Попытаемся разобраться.

Транспортный сбор по-европейски

О том, что размеры транспортного сбора (ТС) должны зависеть не только от объемов двигателя автомобиля, а и того, как часто на этом авто ездят, власти задумались еще в начале года. Такая практика существует в европейских странах: чем больше владелец машины колесит по дорогам, тем больше платит: не только нефтетрейдерам за топливо как таковое, но и государству - за порядок на этих самых дорогах (транспортный сбор фактически заложен в стоимость топлива).

«Платить должны те, кто ездит и заправляется бензином и соляркой - они же и бьют их (дороги), - заметил министр экономики Василий Цушко, - Иначе мы дороги не отремонтируем».

Новый формат оплаты ТС по-украински и нашел свое отражение в нынешней версии Налогового кодекса. Если документ будет принят, собственно ТС придется уплачивать всего раз - при регистрации автомобиля (пока это нужно делать каждые два года). А затем ТС «прячется» в стоимость топлива. Предполагается, что водитель, заправляясь, будет платить с каждого залитого литра бензина. Как? Теоретически бензин за счет предполагаемого повышения акцизов, скорее всего, будет дороже. На сколько? А вот здесь загвоздка.

Многие эксперты поспешили подсчитать: при увеличении акцизного сбора для нефтетрейдеров на 38% стоимость топлива в рознице поднимется на 38-50 коп./литр. И возмутились: для того чтобы восполнить в бюджете недобор средств, который возникнет при отмене регулярного ТС, нужно поднять цену всего на 12 коп./литр - то есть на 18-20 евро за тонну (а не на 50, как планируется). Во Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) вывели цифры: для восполнения «потерь» от отмены регулярного ТС необходимо 685 млн евро в год. При заявленном же росте акциза поступления будут превышать 820 млн евро. То есть государство собирается «класть себе в карман» около 135 млн евро каждый год. Вынимая, естественно, из кармана потребителя. Однако не все так однозначно.

Три фактора на понижение

Во-первых, не факт, что Налоговый кодекс примут именно в нынешнем виде. По мнению заместителя директора НТЦ «Психея» Геннадия Рябцева, есть влиятельные игроки рынка, лоббирующие понижение заявленного размера акциза: «Существует достаточно серьезная оппозиция из числа автомобилистов, автоимпортеров и дилеров, которые противятся повышению».Только один пример. Гендиректор ВААИД Олег Назаренко на днях сообщил прессе, что его ассоциация, привлекая профильные комитеты ВР, будет добиваться внесения поправок в законопроект - с тем, чтобы удорожание было лишь на 20, а не на 50 евро за тонну.

Во-вторых, повышение размеров акциза - даже если таковое произойдет - не обязательно почувствует потребитель. Многое зависит от мирового рынка. Свежий пример: еще весной, когда формировался госбюджет на нынешний год, стало очевидно, что нужно искать дополнительные статьи его наполнения. Уже тогда правительство начало подготовку к поднятию акцизов на нефтепродукты. Поднять предлагалось в два этапа: на 30 евро за тонну до 1 ноября, а потом еще на столько же - с 1 ноября. В начале лета Верховная Рада одобрила первое повышение - со 110 до 132 евро за тонну. Однако потребитель, как мы знаем, этого роста акцизов на себе не почувствовал. Нефть на мировых рынках начала активно дешеветь, это отразилось на оптовых ценах, а конечная стоимость продукта на заправках осталась практически неизменной.

В-третьих, в Украине, по мнению Г. Рябцева, существует достаточно серьезная конкуренция на топливном рынке. Она не даст игрокам активно поднимать розничные цены - это уведет от них потребителя к более «сговорчивым» операторам, которые могут себе позволить не повышать цены слишком ощутимо. Нелишне вспомнить и о тех влиятельных игроках, которые в последнее время активно демпингуют, пытаясь выдавить с рынка конкурентов. Они могут позволить себе занижать цены, запасаясь топливом по «серым» схемам, используя возможность приобретения его на границе без уплаты НДС и акцизного сбора.

Что получим?

Каким же из прогнозов суждено сбыться, насколько велика реальность того, что топливо и ТС значительно подорожают?

- Я не думаю, что расходы автомобилистов увеличатся в 6-8 раз, как это утверждает пресса, - считает Г. Рябцев. - Да, теоретически ТС может подняться в разы, но даже это не столь болезненно, как нам пытаются внушить. Допустим, ТС за автомобиль «Таврию» сейчас обходился в 75 грн/год, с 2011 года он может вылиться в 534 грн/год (или в 44 с небольшим грн в месяц). Но это - не более чем предположение. Нельзя однозначно говорить и о том, что топливо обязательно подорожает, например, на те же 50 коп./литр. Пойдет ли на рынок фальсификат? Наверное, нет. Качество останется прежним - на уровне допустимого. Скорее, появится больше товара, пришедшего к нам по «серым» схемам, контрабанды. А это, увы, недополученная прибыль в бюджет. Зато следует учитывать иной момент - никак не связанный с новым Налоговым кодексом. Сейчас мы стоим на пороге зимы. Это важный фактор, играющий на повышение цен. Водителей, которые решатся сесть за руль в мороз, будет значительно меньше. Продажи бензина упадут на 10-15%, дизеля – до 30%. Чтобы компенсировать расходы, возникшие в результате этого падения, игроки попытаются взвинтить цены.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых