aif.ru counter
84

Как собственными руками создавать автолегенды

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. Аргументы и факты в Украине 01/09/2010 Сюжет Авто

Ведь он создает автомобильные произведения искусства собственными руками.

Ненужное чудо

Работа со старыми авто - призвание, к которому Николай Новиков пришел уже после тридцати лет. Инженер по профессии, выпускник Киевского политеха, автолюбитель по складу характера, он «влюбился» в старинные авто после того, как знакомый попросил перегнать к дому купленную антикварную машину.

- Я посмотрел на эти формы и изгибы и просто влюбился, - вспоминает он. - В итоге попросил приятеля дать знать, если вдруг появится никому не нужный старый автомобиль.

Первая машина «пришла» к Новикову в 1984 году и стоила по тем временам не так уж мало - 1 тыс. рублей. Ржавый, прогнивший Fiat 38-го года производства до покупки стоял в гараже с дырявой крышей. Но прежде чем по-трудиться над ней в гараже, пришлось повозиться и с бумагами. Изуродованный временем автомобиль был неузнаваем. Чтобы вернуть ему прежний облик, Николай Николаевич работал в архивах, искал старинные фотографии, специальную литературу. Добыть эти сведения во времена СССР стоило больших трудов и времени. Кроме того, за правом собственности полусгнивших машин никто уже не следил. Доставшийся Николаю Fiat никому не был нужен - первый владелец умер, его наследники вообще забыли, в чьем гараже ржавеет машина. Поэтому много времени отняли поиски наследников, оформление купли-продажи, получение документов. Однако после двух с половиной лет трудов нарядный Fiat вышел из гаража и поразил своей свежестью и необычностью.

- В конце 80-х мне предложили сотрудничество с центральным ЗАГСом. Тогда я работал прорабом, свадьбы возил только на выходных, так что для семьи оставалось мало времени, - вспоминает Новиков.

Николая Николаевича и сейчас часто приглашают на свадьбы, праздники, а также съемки в рекламах и фильмах. За 26 лет работы он расширил свой автопарк. Сейчас в рабочем состоянии пять машин. Владелец не устает их совершенствовать, а еще несколько находятся «в работе».

- За границей получить старинный автомобиль в относительно «первозданном» виде - не слишком сложно. У нас же эти авто - трофейные или брошенные в Украине оккупантами. Для прежних хозяев главное было, чтобы машина ездила, а какой ценой - не имело значения. В итоге кузов уродовался, внутреннее оснащение представляло собой «солянку» из разных, в том числе и отечест-венных, моделей, - расска-зывает автолюбитель.

Творческий подход

Гараж Новикова снаружи ничем не примечателен - обычные железные ворота. Но вот они со скрипом открываются - и кажется, что перед вами автопарк арабского шейха. В два ряда стоят чудеса техники: Fiat (1938 года), Lincoln Zephir, Opel, Steyr (все - 1939 года), а также изумрудного цвета DKW (1934 года). Впрочем, во всех этих прекрасных автомобилях есть одно «но» - они уже не точно восстановленные реплики старинных моделей. За 26 лет работы над автомобилями Николай Николаевич понял, что ему хочется чего-то большего, чем точно воссоздавать придуманные кем-то другим формы.

- Я берусь не за все. Иногда смотришь на авто и понимаешь - неинтересно. А порой видишь в хламе то, что можно из него слепить, - говорит он. - Некоторые ценители возмущаются, называют все это «горе-реставрацией». По их мнению, все должно быть точно воссоздано. Но я делаю не просто автомобиль-монумент, а приспосабливаю его к нынешнему городу, более динамичному.

Именно поэтому «начинка» автомобилей более современная, вместо старых двигателей установлены механизмы с современных авто. Переосмысливается и внешний облик. Чтобы привести в порядок свой первый автомобиль, Николай Николаевич объездил практически всю Украину - подбирал необходимые детали. Сейчас для внутреннего оснащения так же уходит много времени: он покупает старые механизмы с других авто, обменивается деталями с антикварщиками, поддерживает отношения с клубами любителей ретро-автомобилей. Что касается кузова, он практически полностью ручная работа. Новиков сам делает замеры, режет и гнет металл. Его страсть - кабриолеты. Но не все его машины были таковыми изначально. Кузов переделывался, укреплялся, удлинялся. Чтобы соблюсти пропорции, становился шире. В итоге автомобили Новикова смело могут соперничать размерами с лимузинами.

- Я говорю, что на них нельзя просто ездить. На них нужно «гулять», - шутит владелец.

Машина времени

Желающих «погулять» на них сейчас предостаточно. За многие годы в запасе Николая Николаевича накопилось множество забавных, в основном свадебных историй. Но вываливать на публику весь арсенал баек он не спешит.

- Услышит какая-нибудь невеста о том, что я рассказываю, и побоится ко мне обратиться. Скажет, что болтаю много. Но ведь я катаю людей в их самый радостный день не потому, что мне любопытно на женихов и невест посмотреть. Вы даже не представляете, какой положительный заряд имеет в себе красивый автомобиль. Например, устали молодые от предсвадебной суматохи, уселись в машину, дуются друг на друга, недовольны гостями, родственниками, организацией. А тут на каждом светофоре им машут руками, встречные водители бибикают, улыбаются, поздравляют. Через некоторое время и у пассажиров волей-неволей лицо в улыбке расплывается. Я от такой работы тоже удовольствие получаю. Как-то ко мне на улице подошла пара. Оказывается, лет пять назад я катал их на свадьбе. Естественно их я уже забыл, а они помнят, благодарят. Теперь это уже семья с двумя детьми. Чтобы вспомнить день свадьбы, они всей семьей и заказали романтическую поездку по Киеву. Сплошной позитив, - делится Николай.

Действительно, поездка по Киеву в таком авто - впечатление незабываемое. Положительный заряд получаешь недюжинный, в этом нам удалось убедиться лично. Когда ветер на скорости треплет волосы, а в авто звучит задорный рок-н-ролл, чувствуешь, что попал в машину времени. Попутешествовать во времени доводится и владельцу автомобилей. Происходит это благодаря участию в различных съемках. Хотя до кризиса заказы от киностудий поступали чаще, чем сейчас. Некоторое время назад Николай Николаевич даже гестаповцем успел побывать. Его DKW снимался в фильме «Охота на Вервольфа». В нацистской форме Новиков катал Гитлера (его в фильме играл Михаил Ефремов).

Такие колоритные машины, по идее, все работники ГАИ уже знают «в лицо».

- Все равно останавливают, - отмахивается Новиков. - Как правило, просто чтобы расспросить. Хотя по-разному бывает. Как-то Fiat принимал участие в концерте Любы Успенской во Дворце «Украина». В конце выступле-ния она пела «А я сяду в кабриолет», прыгала в машину, и я увозил ее прямо со сцены. Дело было в феврале, часов в 11 вечера мы с женой возвращались с этого выступления и почему-то решили крышу не поднимать - мы-то к кабриолету привыкли, да и не очень холодно было. Так нас на каждом повороте останавливали с вопросом: «Вы употребляли?». Не верят наши люди, что в открытой машине можно трезвым ехать.

По цене Porsche

Глядя на всю эту автокрасоту, естественно хочется спросить - сколько стоит такая машина? Николай Николаевич от этого вопроса уже устал отмахиваться.

- Спрашивают часто - слов нет. Бывает, просто на светофоре из соседней машины выглядывают. Я им отвечаю: «Не знаю, нужно походить по базарам, да спросить». Те плечами пожимают: «Так ведь на базарах такое не продают». «Ну вот», - отвечаю я.

Хотя приблизительную стоимость своего первого автомобиля Fiat Николай Николаевич успел составить.

- Мы были на автопробеге по Германии в начале 90-х годов. Едем через какой-то мост, дождь идет, мы крышу натянули, дворники еле справляются. Тут нас прижимает какая-то машина, я даже и не разглядел. Немец выглядывает, спрашивает: «Сколько стоит?». Я плечами пожимаю, он предлагает «чейндж»: поменять на его машину. Я отказался, а когда немец отъезжал, увидел, что это был Porsche 911. Что это за машина, даже у нас тогда все знали. Я только за голову схватился, тогда такой Porsche стоил 120 тыс. марок (сейчас это приблизительно 620 тыс. грн), - смеется Новиков.

- Ну и что, если бы снова предложили - обменяли бы?- спрашиваем.

- Да нет, конечно. Я же ее своими руками делал.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых