aif.ru counter
78

Наше дружное «нет»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. АиФ в Украине 24/02/2010

На их вопросы мы попросили ответить Наталью БОРОДАЧЕВУ, эксперта во вопросам защиты прав потребителей совместного проекта ЕС-ПРООН «Сообщество потребителей и общественные объединения».

Все лучшее - детям?

- Покупая малышу йогурты или творожки, я вижу, что впереди стоят баночки и бутылочки с просроченным продуктом, а сзади спрятаны более свежие. Это возмутительный факт. Насколько правильно такое поведение супермаркетов? Иногда они переклеивают этикетки с датой упаковки товаров даже на рыбе и мясе, мы покупаем их, а дети потом травятся.

Л. Фрижикина, Николаев

- Я всегда советую потребителям внимательно смотреть на сроки реализации и хранения продукта. Нам нужно привыкать читать этикетку. Не покупайте продукты, качество которых вызывает у вас сомнение. Пусть производители и владельцы маркетов разоряются. Предположим, вы купили мясо. Если вы сомневаетесь в его свежести, после того как расплатились на кассе, вскройте упаковку, переверните мясо, посмотрите на него, понюхайте. Если что-то не так, тут же пытайтесь вернуть его.

Помните: устные возмущения не помогут. Сразу же пишите заявление в администрацию. Вы абсолютно правы: нужно беспокоиться о себе и своих близких, каждый раз думая о том, что мы покупаем и несем в дом. Нельзя делать покупки в спешке. Если уже принесли домой просроченный продукт, возвращайтесь в супермаркет с чеком и требуйте, чтобы вам вернули деньги или заменили продукт на свежий.

Многие сомневаются в эффективности книги жалоб. В каждом магазине должна быть такая книга, но бывает, что ее хранят в сейфе администратора. Между тем, она должна находиться на видном месте в уголке потребителя, который должен быть удобно обустроен. Пишите жалобы и следите за тем, как магазин отреагировал на них, отделался ли простой отпиской или что-то улучшил.

Вы вправе требовать, чтобы маркет открыл в своих стенах аптеку, оборудовал детскую комнату. Ведь вам не всегда есть на кого оставить детей, а посещение супермаркета - искушение для детской психики. Даже взрослому человеку всегда тяжело сделать выбор. А ребенку еще сложнее: купили что-то одно, а еще больше осталось в магазине. А если вы принесете подарок домой, он будет ему радоваться. Ребенку скучно в маркете, а если там есть продукты, которые он видел в рекламе, он будет просить вас купить их.

Если потребители в большинстве своем будут активны, поднимая планку своих требований все выше, со временем ситуация улучшится.

Нелегкий поход в супермаркет

- Сейчас много говорится о том, что при покупке любого продукта нужно внимательно смотреть на срок его годности. В итоге, я провожу в супермаркете два-три часа, проверяя срок годности яиц, майонеза, творога и других скоропортящихся продуктов.

Е. Стодола, Киев

- Одно посещение вы потратите на молочные продукты, и в следующий раз будете знать, какому производителю вы доверяете, а какому - нет. Нынче проводятся регулярные тестирования качества таких продуктов. Недавнее тестирование сгущенного молока произвело эффект разорвавшейся бомбы. Оказалось, что при его производстве используются привозные растительные масла, которые не воспринимаются организмом многих украинцев. Кроме того, там было обнаружено много вредных включений. Сейчас против таких производителей Антимонопольный комитет возбудил уголовные дела.

Потребителю в этой ситуации не остается ничего иного, как читать этикетки, думать, выбирать. Марок на рынке очень много. Чтобы с ними ознакомиться, нужно время. Когда спешите, покупайте только то, что уже проверено.

Я много общаюсь с зарубежными коллегами и каждый раз убеждаюсь: несмотря на то что в странах Европы потребительские рынки значительно благополучнее, чем в Украине, жители этих стран никогда не купят даже дешевый продукт, пока не изучат этикетку.

- Куда супермаркеты девают просроченные продукты? Я подозреваю, что салаты, которые они продают, готовятся именно из таких продуктов. Они имеют вид несвежих.

О. Шумило, Южный

- У вас правильное впечатление. Проверяющие структуры подтверждают, что это нередко имеет место. Просроченные продукты должны утилизироваться, но, увы, не всегда это делается. Задача потребителя - выбрать те продукты, которые пригодны к употреблению. А уже контролирующие структуры должны следить за тем, чтобы просроченное утилизировалось. На салаты в супермаркетах спрос невелик, они долго стоят, и потому заветриваются. При их покупке нужна осторожность.

Тайны общепита

- Предусмотрена ли ответственность для владельцев кафе и супермаркетов, когда вскрываются страшные вещи о том, как они моют посуду, где хранят продукты, как готовят блюда, как обновляют подпорченные продукты?

О. Котенко, Полтава

- Во-первых, всех проверить невозможно, во-вторых, система контроля в Украине несовершенна. Есть проекты, финансируемые Еврокомиссией, по изменению системы рыночного надзора и введению новой его модели, которая предполагает резкое повышение ответственности самого производителя за безопасность и качество продукции. Производители пока оказывают мощное сопротивление внедрению такой системы.

Однако потребителей больше, чем владельцев кафе и супермаркетов. Если люди будут взыскательны, если они скажут дружное «нет» такой продукции - плохо промаркированной, просроченной, - у недобросовестных владельцев сократятся продажи. А это - важнейший рыночный регулятор. Вы должны понимать, что от потребителя зависит очень многое. Мы несем в супермаркеты и общепиты свои деньги. Если не понесем их в недобросовестное заведение, и нашему примеру последуют другие, то с этим заведением что-то случится - оно может разориться, закрыться или изменить свою политику.

Приведу пример: в одной из стран Европы женщина преклонного возраста пригласила на чай подругу, перед тем купив кексы в ближайшей частной кондитерской. В момент, когда подруги разрезали кекс, они увидели большого запеченного таракана. Они не поленились пойти с ним в кондитерскую. Хозяйка заведения принесла извинения, пообещала строжайше проверить кухню, предложила дамам другое изделие и сказала, что до конца года эта женщина сможет приобретать выпечку в этой кондитерской бесплатно.

В Европе, если потребитель обратился в соответствующую службу с жалобой на нарушения в супермаркете, по его сигналу будет произведена проверка. И если в этом супермаркете действительно обнаружат нарушения, то официальные штрафы разорят такого недобросовестного владельца. У нас же за подобные нарушения предусмотрены штрафы до 200 гривен.

Задача государственных органов состоит в том, чтобы наладить систему эффективного контроля, а задача законодательных структур – так повысить ответственность супермаркетов и заведений общественного питания, чтобы им стало экономически невыгодно предлагать потребителю некачественный продукт.

Подготовила Марина БЕРДИЧЕВСКАЯ

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых