aif.ru counter
02.05.2007 13:16
23

ГАИ камень точит

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18. АиФ в Украине 02/05/2007

Гуманная помощь

Впрочем, ожидать особых результатов от «глобальной недели» и не стоило, поскольку запланированные мероприятия сводились исключительно к разъяснительной работе: установлению нескольких билбордов, проведению собеседований, раздаче брошюр и организации разъяснительной работы в общеобразовательных школах.

Опрошенные на дорогах сотрудники ГАИ к эффективности акции относятся скептически: украинскому водителю одних объяснений мало, и если у него будет возможность нарушить правила дорожного движения (ПДД), он их обязательно нарушит. Но организаторы считают, что в борьбе за безопасность и такие средства хороши: мол, вода камень точит. А начинать «точить камень» решили со школьного возраста: увеличить количество учебных часов, выделенных на ПДД в рамках курса «Безопасность жизнедеятельности», занять детей в конкурсах юных инспекторов и хотя бы раз в год командировать в каждую школу живого сотрудника ГАИ - для проведения серьезной разъяснительной работы.

Борьба за права

Когда в 2001 году принятые в Административный кодекс изменения ограничили права сотрудников ГАИ, водители вздохнули с облегчением: с этого момента остановка на трассе за любое правонарушение для водителя означала лишь потерю 5 минут времени. Быстрое заполнение протокола, надпись «прошу предупредить устно» - и можно мчаться дальше, превышая скорость и выезжая на встречную. Но уже через месяц статистика подтвердила: происшествий на дорогах стало значительно больше. Даже автолюбители со стажем, помнящие бесчинства «гаишников», пожалели о бесправии ГАИ. Действительно, в данный момент у автоинспекции практически нет возможностей влиять даже на тех водителей, которые были задержаны в нетрезвом состоянии. Протокол, направленный в суд, и выплата штрафа - совершенно незначительного, даже по сравнению со стоимостью бензина, - никак не влияют на провинившегося водителя.

Сейчас Верховная Рада рассматривает законопроект, который позволяет ГАИ прямо на дороге изымать права у нетрезвых водителей. И не только права: если техническое состояние автомобиля не соответствует нормам, талон прохождения техосмотра также должен будет переместиться с ветрового стекла авто в папку инспектора. Эта мера направлена прежде всего против беззакония сельских автолюбителей, ездящих по дорогам местного значения на разваливающихся автомобилях и с купленным талоном ТО.

Езда по-французски

Тот же законопроект предполагает установление штрафов в размере от 500 до 1600 грн. - в зависимости от степени вины автолюбителя. А степень эта будет исчисляться количеством штрафных баллов. Допустимый максимум, за которым следуют штрафные санкции, - 30 баллов, после чего инспектор направит административный протокол в суд, и водителю придется облегчить свой кошелек.

В основу этой схемы положена французская система, еще более жесткая, чем ее украинская производная. Вместе с водительским удостоверением французский автолюбитель получает бонус в 12 баллов, которые исчезают по мере накопления нарушений. Когда количество очков снижается до нуля, права аннулируются, а водителю приходится заново доказывать на экзамене, что он знает правила дорожного движения. Результат действия французской системы не мог не подкупить авторов украинского законопроекта: только за первые 6 месяцев ее действия количество жертв ДТП во Франции уменьшилось на 587 человек.

Но более лояльные и, очевидно, более меркантильные украинские законодатели, заботящиеся о бюджете МВД, решили пока ограничиться штрафами - без аннулирования прав.

В ГАИ прекрасно осознают, что создание системы штрафов должно происходить одновременно с повышением зарплат сотрудников автоинспекции. Иначе в нем нет смысла: водитель с большим удовольствием заплатит деньги на дороге, чем в суде, - ведь сумма взятки, как правило, существенно ниже суммы штрафа. Тем не менее, перспектив повышения пока нет. А стимулировать автоинспекторов «к честности» и дальше будут кнутом: проверками и звонками «горячей линии».

Марыля Босакевич, Аргументы и факты в Украине

Мнение

Андрей Пилипенко, руководитель Киевского центра контраварийной подготовки:

- Абсолютное большинство водителей на украинских дорогах - самоучки. Автолюбители, получившие права после автошколы, становятся безопасными примерно через 10 лет стажа, до этого они - эктремалы. Подумайте: для получения права на приобретение оружия и вождение автомобиля нужно пройти одно и то же обследование и получить абсолютно идентичные справки. Но выдача оружия строго контролируется, а автомобили продаются, как пирожки, хотя это источник повышенной опасности. И все забывают, что системы безопасности автомобиля и страховка - это дополнительные способы защиты, они не помогают избежать ДТП, для этого необходимо мастерство. Подготовленный водитель способен совершать как минимум 4 осознанных движения на рулевом колесе за  секунду - и это только один из многих показателей умения.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых