aif.ru counter
28.12.2006 12:32
31

Украинское сердце российского автопрома

Украинцы вкладывают деньги в Россию. Скоро в Нижнем Новгороде появится украинский автомобильный завод.

Экспансия для выживания

Строительство завода в России двумя конкурирующими автомобильными магнатами - УкрАВТО и «Богданом» - практически все эксперты единогласно назвали реакцией автомобильного рынка на условия вступления Украины в ВТО: другие объяснения для этого найти трудно. При этом все понимают: производить автомобили в Украине после интеграции в ВТО вряд ли будет выгодно, а вот Россия в свете выторгованного переходного периода выглядит вполне привлекательно. В результате очень скоро российские дороги заполонятся украинскими автобусами, ласково именуемыми в народе «Богданчиками». И произойдет это уже через три года - столько времени дано новообразованной компании «UTTECH» (Объединенные транспортные технологии) на реализацию проекта. Производством дизельных двигателей и «Богданов» малого, среднего и большого классов в компании будет заниматься корпорация «Богдан», а ЗАЗ (управляющая компания «УкрАВТО») взял на себя производство легковых автомобилей: Chevrolet Lanos, Chevrolet Aveo и ZAZ-Sens. Уже через пять лет UTTECH планирует перейти на полный цикл производства автомобилей, не останавливаясь на узловой сборке.

Место расположения завода выбрано очень удачно: пожалуй, нигде в России нет такой концентрации специалистов по автомобилестроению, как в Нижегородском крае, не зря прозванном сердцем российского автопрома. Именно здесь находятся знаменитые Горьковский и Павловский заводы, специализирующиеся на производстве легковых автомобилей (ГАЗ: «Волга», «ГАЗель») и автобусов среднего и малого класса (ПАЗ). Так что для рядовых россиян появление нового автомобильного завода означает в первую очередь создание 8 тыс., а потом и 10 тыс. рабочих мест.

Наличие по соседству серьезных конкурентов не смущает украинских производителей. «Российский рынок развивается очень бурно, поэтому нам тут есть место - даже несмотря на конкурентов, - уверен глава корпорации «Богдан» Олег Свинарчук. - Объем российского автобусного рынка сейчас составляет больше 100 тыс. машин в год, поэтому заявленный нами объем производства  - 6 тыс. автобусов - вполне реален и не завышен». Кстати, еще в 2004 году, когда корпорация «Богдан» продавала в России немногим более 100 автобусов в год, российские эксперты предупреждали, что автобусы Богдан-Isuzu в скором времени могут составить серьезную конкуренцию российской продукции.

Любовь братская

Площадку под завод предлагали многим инвесторам. По словам главы администрации Борского района Сергея Киселева, готовили ее для TOYOTA, но в конце концов «братские чувства возобладали» и хлебное место досталось славянам.

На митинге по случаю закладки первого камня будущего завода, разговоры велись главным образом об украино-российских отношениях: и о том, что визит Путина в Украину - это подарок, и что «зря украинцы плачутся - они намного лучше нас живут, у них поля засеяны, зарплаты нормальные, а у нас бурьян и безденежье», и о том, что «нечего с Украиной возиться» - все равно «от них ничего хорошего не дождешься». А еще не очень громко, чтобы не услышали местные чиновники, бросали в воздух: «Леса-то хоть нам оставьте, не вырубайте все под корень».

Традиционные дифирамбы российско-украинским отношениям пели и с трибун. Губернатор Нижегородского края Валерий Шанцев отметил «историческую справедливость» взаимовыгодных отношений с Украиной, вместе с которой Россия «веками делала общее дело и защищалась от общих врагов». А министр промполитики Украины Анатолий Головко заявил, что задачи и проблемы у Украины и России общие, а потому и решать их нужно вместе.

А вот об одной из главных причин, по которой украинские автомобилестроители решили вывести часть производства из Украины, - условиях вступления Украины в ВТО - говорили нехотя. Не стеснялись разве что российские журналисты, с сарказмом интересовавшиеся, почему ж это украинцы лишили своих соотечественников возможных 10 тыс. рабочих мест и завода-гиганта. В ответ министр Головко квалифицированно им объяснил, что параллельно с созданием завода в Нижнем Новгороде присутствующие представители украинского авторынка активизируют производство автомобилей и в Украине - даже несмотря на грядущие изменения в законодательстве.

Глава правления ЗАЗ Николай Евдокименко разговаривать о ВТО не захотел - мол, об этом не сегодня, хотя и заметил, что Украине стоило бы «воспользоваться правом переходного периода». А г-н Свинарчук заявил, что если в Украине не будут реализованы законопроекты, призванные смягчить условия вступления в ВТО для автопроизводителей, комплектующие в Украину вполне можно будет ввозить из России - с того самого завода, который скоро будет построен в г. Бор под Нижним Новгородом.

Марыля Босакевич

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых